Редактирование Музей (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Музейные здания == Музейное здание как архитектурный тип сформировалось на рубеже 18-19 вв. на основе классицистич. дворцовых сооружений, где, как правило, выставлялись коллекции произведений иск-ва и естественно-научных экспонатов в предшествующие века, а также под влиянием архитектуры античных храмов. Первые музейные здания появляются в Европе в 18 в.: Кунсткамера в С.-Петербурге (1718-34, архитекторы Г. И. Маттарнови, М. Г. Земцов и др.) и Пио-Клементино в Ватикане (с 1770; арх. М. Симонетти и др.), в котором объединились элементы, определившие решение архитектуры М. вплоть до сер. 20 в. — парадная лестница, ротонда с куполом, внутр. двор, помещения удлинённого плана по типу дворцовых галерей и анфилад залов. На типологию зданий повлиял также проект образцового М. с ротондой, 4 дворами и длинными галереями Ж. Н. Л. Дюрана (1802-05). С нач. 19 в. получило распространение верхнее естеств. освещение (впервые стеклянные перекрытия были применены Дж. Соуном в здании Далиджской картинной галереи в Лондоне, 1811—1813). Поздний классицизм (также неогреческий стиль и неоклассицизм) оставался преобладающим стилем музейной архитектуры вплоть до 1-й пол. 20 в.: Брит. музей (совр. здание 1823-52, арх. Р. Смёрк), Нац. галерея (1830-е гг., арх. У. Уилкинс) и галерея Тейт (1897—1899, арх. С. Р. Дж. Смит) в Лондоне, Старый музей в Берлине (1823-30, арх. К. Ф. Шинкель), Новый Эрмитаж (1839—1851, по проекту Л. фон Кленце) и Этнографич. отдел Рус. музея (ныне Рос. этнографич. музей, 1900-11, арх. В. Ф. Свиньин) в С.-Петербурге, Археологический музей в Стамбуле (1892—1908, арх. А. Валлори), Музей изящных искусств в Москве (1898—1912, арх. Р. И. Клейн; ныне Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Худож.-пром. и науч. музей имп. Николая Александровича (ныне Нац. худож. музей Украины; 1899, архитекторы П. С. Бойцов, В. В. Городецкий), Музей изобразительных искусств в Будапеште (1900-06, архитекторы А. Шикеданц, Ф. Херцог), Египетский музей в Каире (1902, арх. М. Дурньон), Национальный музей в Варшаве (1926-38, арх. Т. Толвиньский), Национальная галерея искусства в Вашингтоне (1937-41, арх. Дж. Р. Поуп) и др. Для 2-й пол. 19 в. характерно также использование разл. исторических стилей: Дрезденская картинная галерея в стиле неоренессанс (1847-56, арх. Г. Земпер); Оружейная палата в русско-византийском стиле (1844-51, арх. К. А. Тон), Политехнич. музей (1874-77, архитекторы И. А. Монигетти, Н. А. Шохин; достраивался в 1896 и 1907), Историч. музей (1875-83, архитекторы В. О. Шервуд, А. П. Попов; оба в русском стиле) и Третьяковская галерея (здание 1-й трети 19 в., фасад перестроен в 1900-05 по рисунку В. М. Васнецова в неорусском стиле, достраивалось в 1930-х гг., арх. А. В. Щусев; реконструировано в 1985-95) в Москве; Худож.-историч. музей в Вене в стиле необарокко (1872-81, архитекторы Земпер, К. Хазенауэр); Рейксмюсеум в Амстердаме в духе голл. Ренессанса и барокко (1877-85, арх. П. Й. Х. Кёйперс); Метрополитен-музей в Нью-Йорке в стиле викторианской неоготики (1880, архитекторы К. Во, Дж. Р. Моулд; фасад в стиле бозар, 1902, арх. Р. М. Хант; позднее достраивался); Музей Виктории и Альберта в Лондоне в позднем викторианском стиле (1899—1909, арх. А. Уэбб); гл. здание Имперского музея в Токио (ныне Нац. музей) в «восточном» стиле (1932-38, арх. Хитоси Ватанабэ). В стиле ар деко построен Пергамский музей в Берлине (1910-30, архитекторы А. Мессель и Л. Хоффманн).<ref>[https://old.bigenc.ru/education/text/2236403]</ref> С сер. 20 в. на смену типу М.-«храма» приходят М. в стиле модернизма — со сдержанным решением фасадов и нейтральными интерьерами. Для них характерны свободный план (среди первых — новое здание Гор. музея в Гааге, 1931—1935, арх. Х. П. Берлаге), большие плоскости застекления, связывающие интерьер и окружающее пространство (Новая нац. галерея в Берлине, 1962-68, арх. Л. Мис ван дер Роэ); здание также могло выглядеть как серия павильонов в ландшафте (музей «Луизиана» близ Копенгагена, 1958—2006, архит. бюро «Bo & Wohlert»). Почти одновременно возникает тип М.-«аттракциона» с остро оригинальной архитектурой (Музей С. Гуггенхейма в Нью-Йорке, 1959, арх. Ф. Л. Райт; Вост. здание Нац. галереи иск-ва в Вашингтоне, 1978, арх. И. М. Пей; филиал «Север» Имперского воен. музея в Манчестере в стиле деконструктивизма, 2002, арх. Д. Либескинд), отвечающий новой роли М. как многофункционального культурного центра (Нац. центр иск-ва и культуры им. Ж. Помпиду в Париже в стиле хай-тек, 1972-77, архитекторы Р. Роджерс, Р. Пиано).<ref>[https://old.bigenc.ru/education/text/2236403]</ref> Особую проблему с сер. 20 в. представляет превращение в М. зданий иного назначения: музей Орсе в здании быв. одноим. вокзала в Париже в стиле модерн (1900, арх. В. Лалу; перестроен в музейное здание в 1980-86, арх. Г. Ауленти), Совр. галерея Тейт в здании реконструированной электростанции «Bankside» в Лондоне в стиле ар деко (2000, архит. бюро «Херцог и де Мерон»). Дизайн экспозиции как дисциплина возник в нач. 20 в.; как альтернатива традиц. строго классифицированному расположению экспонатов возник т. н. интерпретационный подход, отвечающий замыслу куратора. К кон. 20 в. распространёнными стали интерактивные экспозиции, особенно в естественно-науч. и технич. музеях (напр., в Науч. центре «Фэно» в Вольфсбурге, 2005, дизайнер Дж. Ансел; в Музее новостей и журналистики «Newseum» в Вашингтоне, 2008, дизайнер Р. Аппельбаум).<ref>[https://old.bigenc.ru/education/text/2236403]</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы