Музей
Материал из Documentation.
Музей — исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфич. групп культурных и природных объектов (музейных предметов), осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение.[1]
К настоящему времени сложился ряд определений понятия «М.». Большинство исследователей рассматривают М. как социальный институт, поскольку он выполняет определённые социальные функции. В Уставе Междунар. совета музеев (ИКОМ, 1974) М. определяется как «постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и среде его обитания…». В 19 в. начинает формироваться совр. структура М. Они классифицируются в первую очередь по типу коллекции (художественные, исторические, археологические, этнографические, театральные, музыкальные, религии и религ. иск-ва, военные и военно-исторические, естественно-исторические, политехнические, научные, мемориальные и т. д.); особое место занимают М. с комплексной коллекцией — к ним принадлежат как крупнейшие и старейшие М. мира (Лувр, Эрмитаж, Метрополитен-музей, Британский музей и др.), так и небольшие краеведческие и мемориальные М. На базе комплексных объектов музеефикации создаются историко-культурные, природно-исторические, историко-художественные, историко-архитектурные, природно-ландшафтные и пр. музейные объединения. С объектом музеефикации и способом экспонирования связаны различия М. как особых учреждений, обладающих спец. зданием, и домов-М., М.-квартир, М.-усадеб, М. под открытым небом, музеев-заповедников, интерактивных виртуальных музеев и др. типов музеев.[2]
Содержание |
[править] История
Музей в его совр. понимании сформировался как феномен европ. культуры Нового времени. В античности предшественниками М. можно считать пинакотеку на афинском Акрополе, Александрийский мусейон, обычай воздвигать трофеи и др.; произведения иск-ва экспонировались в термах Древнего Рима, имп. резиденциях (напр., на Вилле Адриана в Тиволи) и т. д. Прообразом М. являются также сокровищницы, прежде всего храмовые, предметы из которых, являясь в ряде случаев объектами поклонения, выставлялись на обозрение. Важную роль в зарождении М. сыграло коллекционирование, получившее особенно широкое распространение с эпохи Возрождения; к этому же времени относится и формирование основ совр. концепции М. Изучение классич. древностей, археологич. раскопки и деятельность антикваров привели к созданию первой экспозиции античной скульптуры во дворе виллы Бельведер в Ватикане (ок. 1500, см. Ватиканские музеи); уже в эпоху Возрождения формируются коллекции, предназначенные для экспонирования (собрания короля Франциска I в Фонтенбло, герцогов Медичи в Уффици, кардинала Гримани в Венеции и др.). В течение 16 в. в коллекциях складываются осн. черты будущих музейных учреждений: разработанная концепция, система учёта, построенная по определённому замыслу экспозиция. В 16 — нач. 18 вв. при дворах европ. монархов распространяется феномен кунсткамеры (кабинета редкостей или древностей; Kunstkammer, Wunderkammer, Kunstkabinett); отличит. чертой этих собраний был универсальный всеохватный характер, придававший коллекции характер «модели мира» (Кунсткамера в С.-Петербурге, 1714).[3]
Начавшийся в 17 в. процесс постепенного открытия монарших, аристократич. и церковных коллекций для посетителей привёл к образованию публичных М., первым из которых был Ашмолеанский музей в Оксфорде (открыт в 1683). В 18 в. открыты: Дрезденский зоологич. музей (1728); Капитолийские музеи в Риме (1734); галерея Уффици во Флоренции (1743); Брит. музей в Лондоне (1753); Музей Пио-Клементино (1770-е гг.) и др. М. в составе Ватиканских музеев; дворцы Бельведера в Вене (ок. 1781); Франц. нац. музей техники в Париже (1794, ныне — Музей искусств и ремёсел) и др.[4]
Под влиянием идей Просвещения и Франц. революции 18 в. происходит осознание общественно-воспитат. роли М., формируется представление о его функции как хранилища нац. достояния. Лувр был превращён в «народный франц. М.» в 1791, а в 1801 правительств. декретом были основаны ещё 15 общедоступных М. в разл. городах Франции, в которых экспонировались конфискованные у церкви и светских владельцев собрания историч. и худож. ценностей. С кон. 18 в. в связи с наполеоновской политикой секуляризации во всей Европе получила распространение практика преобразования религ. учреждений в М., в том числе при действующих монастырях и храмах. В результате национализаций, проводимых на территориях, завоёванных Наполеоном, были образованы Галерея Академии в Венеции (1807), Рейксмюсеум в Амстердаме (1808), Пинакотека Брера в Милане (1809), Прадо в Мадриде (1819).[5]
На протяжении 19 в. складываются крупнейшие М. нац. значения: Национальная галерея в Лондоне, Музеи Берлина государственные, Венгерский национальный музей, Нац. галерея Виктории в Мельбурне (1859), Эрмитаж в С.-Петербурге, Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Нац. музей в Токио (1872), комплекс Художественно-исторического музея и Естественно-историч. (см. Природно-исторический музей) в Вене и др. При формировании М. в 19 в. возобладал науч. подход, что послужило основой для создания многочисл. профильных М., как отдельных, так и существующих при науч. центрах, учебных заведениях и т. д.[6]
[править] Типы
[править] Художественные музеи
Художественные М. нередко возникают на основе личных коллекций или по частной инициативе: Русский музей имп. Александра III в С.-Петербурге, Третьяковская галерея и Музей изящных искусств им. имп. Александра III в Москве, Уоллес собрание и Курто институт в Лондоне; Фрик собрание и Музей С. Гуггенхейма (см. в ст. Гуггенхейм) в Нью-Йорке; Музей Мармоттан — Моне в Париже; Крёллер-Мюллер музей в Оттерло (Нидерланды); Тиссена-Борнемисы собрание в Лугано (ныне в Мадриде); Музей Гетти в Лос-Анджелесе; Музей Г. Гюльбенкяна в Лиссабоне (1969), Польди-Пеццоли музей в Милане и Музей Хорна во Флоренции (1916), галерея Колонна (1930) в Риме и др. В 20 — нач. 21 вв. худож. М. дифференцируются, помимо крупнейших М. с комплексной универсальной коллекцией почти в каждой стране создаются М. нац. и совр. иск-ва (Нового западного искусства музей в Москве, Нац. музей искусств XXI в. в Риме, 2009, и др.); специализация М. может быть достаточно узкой (М. первобытного, вост. иск-ва, отд. видов либо периодов иск-ва, худож. промыслов).[7]
[править] Исторические музеи
Одна из особенно многочисл. групп представлена специализированными археологическими и историческими М. Наряду с отделами в национальных и ряде худож. М., к старейшим и наиболее известным относятся Археологич. музей в Одессе (1825), Египетский музей в Каире, Археологический музей в Стамбуле, Нац. археологич. музей в Мадриде (1867), Исторический музей в Москве, Национальный археологический музей в Афинах, Национальный археологический музей в Неаполе, Региональный археологич. музей в Палермо, Национальный римский музей, Нац. этрусский музей, Региональный археологич. музей в Агридженто и др. Специальные М. посвящены истории отд. стран, их регионов или эпох (напр., Греко-римский музей в Александрии), социальных групп (напр., Музей донского казачества в Новочеркасске), мн. городов (Музей Москвы, Музей истории Санкт-Петербурга, музей Карнавале в Париже, М. истории Будапешта, Берлина и др. городов). Археологич. М. или экспозиции открывают в местах раскопок, особенно много таких М. в Средиземноморье. Немало М. связано с событиями воен. истории и основаны в тех местах, где они разворачивались (Гос. военно-историч. и природный музей-заповедник «Куликово поле», Гос. Бородинский военно-историч. музей-заповедник, Мамаев курган, руины коммуны Орадур-сюр-Глан, Музей-мемориал «Зееловские высоты» и др.; отмечены памятниками и фактически музеефицированы поля битвы при Ватерлоо и Лейпцигского сражения, мемориальные комплексы созданы в быв. концентрационных лагерях Бухенвальд, Освенцим, Саласпилс и др.). Значит. подгруппу составляют мемориальные М., посвящённые выдающемуся человеку (в том числе дома-М., квартиры-М., М.-усадьбы). Ряд М. при учреждениях, предприятиях, зданиях и т. д. освещают их историю.[8]
[править] Этнографические музеи
Первые этнографические коллекции появились в составе собраний редкостей, древностей и естественно-научных М. С 1716 формировалась этнографич. коллекция Кунсткамеры (с 1902 Антропологии и этнографии музей); собрание редкостей прус. королей составило основу Этнологич. музея в Берлине (с 1873; до 1999 Музей народоведения), австр. императоров — Этнологич. музея в Вене (с 1876) и т. д. Богатые этнографич. коллекции сформировались в составе музеев естеств. истории (Музей человека в Париже, также М. Нью-Йорка, Чикаго и др.), Брит. музея и Виктории и Альберта музея в Лондоне, Ашмолеанского музея в Оксфорде, Румянцевского музея в С.-Петербурге (с 1861 в Москве) и др. С сер. 19 в. проходили этнографич. выставки, коллекции которых составили основу совр. этнографич. М.: Всерос. этнографич. выставка 1867 в Москве (коллекция в Российском этнографическом музее), этнографич. отдел Всемирной выставки 1878 в Париже (коллекция в Музее человека) и др. Комплектованию этнографич. коллекций способствовало сложение этнологии и антропологии как наук и развитие полевой этнографии. С кон. 19 в. появляются специализиров. этнографич. собрания [напр., Гос. этнографич. музей (Линден-музей) в Штутгарте, Музей индейца в Вашингтоне и Нью-Йорке].[9]
[править] Религиозные музеи
Специализированные М. религиозного искусства появляются с 18 в., напр., Музей религ. иск-ва (Museo Sacro; основан в 1756 в Риме папой Римским Бенедиктом XIV; ныне в составе Ватиканских музеев), Музей исламского искусства в Каире (с 1881), Коллекция совр. религ. иск-ва (1973; в составе Ватиканских музеев), М. совр. религ. иск-ва в Сент-Луисе, США (1991), М. исламского иск-ва в Палермо (1991) и в Дохе, Катар (2000-е гг.), М. библейского иск-ва в Нью-Йорке (2005), М. исламской культуры в Казани (2006; в здании комплекса Кул-Шариф в Казанском кремле), М. буддийского иск-ва в Бангкоке и др.[10]
На основе собраний предметов христианского культа, произведений религ. иск-ва, церковно-историч. документов в диоцезах (епархиях) Зап. Европы сформировались церковно-исторические (церковно-археологические) М., напр., М. кёльнского диоцеза «Колумба» (1853), М. диоцеза в Палермо (1927). В России первые церковно-археологич. М. возникли при С.-Петерб. (1879), Киевской (1880) и Моск. (1880) духовных академиях, позднее создавались также по инициативе церковно-археологич. обществ и комитетов, частных лиц: в Ростове (1883), Туле (1885), Архангельске (1886), Вологде (1888), Тифлисе (1888), Витебске (1893), Ставрополе (1894), Могилёве (1897), Воронеже (1901), Кишинёве (1904), Орле (1905) и др. (к 1912 всего ок. 50 М.). После Окт. революции 1917 церковные М. были ликвидированы, а их собрания влились в коллекции историч., худож., краеведческих М. В 1944 возрождён Церковно-археологич. кабинет при Моск. духовной академии. С кон. 20 в. стали создаваться церковные М. в действующих монастырях (Церковно-историч. музей в Даниловом монастыре, Мемориальный музей патриарха Тихона в Донском монастыре), при епархиях и приходских храмах.[11]
Менее многочисленны религиоведческие М., посвящённые истории и вероучению разл. религий. Среди наиболее известных — Религ. коллекция в Марбургском ун-те (основана в 1927 Р. Отто), Музей религий мира в канад. г. Николе (открыт в 1986), Музей религ. жизни и иск-ва Св. Манго в Глазго (1993), Музей истории религии во Львове (основан в 1973 как Музей истории религии и атеизма). Крупнейший религиоведческий М. России — Гос. музей истории религии в С.-Петербурге (открыт в 1932 как Музей истории религии и атеизма, совр. назв. с 1990; до 2000 располагался в здании Казанского собора).[12]
[править] Военные музеи
К особой группе относятся военные М., созданные на основе коллекций оружия и воен. трофеев, в том числе Оружейная палата в Москве (собрание с 16 в.), Морской музей (1805; ныне Центр. военно-морской), Артиллерийский (1868; с 1903 — Арт. историч.) и Военно-инженерный (с 1860-х гг.) музеи (в 1965 объединены в Воен.-историч. музей артиллерии, инж. войск и войск связи) в С.-Петербурге (все на основе собраний имп. Петра I); Центральный музей Вооружённых Сил и Центр. музей Вел. Отеч. войны 1941-45 (с 1995) в Москве; среди зарубежных — Нац. военно-морской музей (1827), Музей армии (1905, на базе Арт. музея Дома инвалидов, существовавшего с 1872, и Историч. музея армии, основанного в 1896) в Париже; Морской историч. музей в Венеции, Воен. музей в Стамбуле (открыт в 1846), Военно-историч. музей в Вене (1891), Имперский воен. музей в Лондоне (открыт в 1920), Нац. морской музей в Гринвиче (1934), Нац. музей мор. пехоты (США, штат Вирджиния) и др.[13]
[править] Естественно-научные музеи
Складываются естественно-научные М.: Нац. музей естеств. истории в Париже (1793), Естественно-историч. музей в Вене (1748), Геологич. (1772) и Естественно-историч. музеи (1877) в Копенгагене, Музей Тейлера в Нидерландах (1784, Харлем), Баварская гос. зоологич. коллекция в Мюнхене (1807), Харьковский музей природы (1807), Минералогич. музей им. А. Е. Ферсмана РАН (1836), Амер. музей естеств. истории в Нью-Йорке (1869), Австр. этнологич. музей (основан в 1876, реорганизован в 1928), Лондонский музей естеств. истории (1881), Музей естеств. истории им. Филда в Чикаго (1893), Музей естеств. истории Карнеги в Окленде, США (1896), Дарвиновский музей в Москве, Нац. музей естеств. истории в Вашингтоне (1910), Королевский музей Онтарио (1912, Канада), Музей человека в Париже (1937), Геологический музей им. В. И. Вернадского РАН (основан в 1755), Геологич. музей им. В. В. Ершова при Моск. гос. горном ун-те (1989, Москва), Музей геологии Центр. Сибири в Красноярске (1999); научно-технические М.: Нем. музей в Мюнхене (основан в 1903), Научный музей в Лондоне (1857), Политехнический музей в Москве, Центр. музей ж.-д. транспорта в С.-Петербурге (1813) и др.[14]
[править] Музыкальные музеи
Коллекции музыкальных М. содержат нотные автографы, рукописи муз.-теоретич. трудов, муз. инструменты, аудио- и видеозаписи и др. Крупнейший в России муз. М. широкого профиля — Музыкальной культуры музей имени М. И. Глинки в Москве, старейший мемориальный — Чайковского П. И. дом-музей в Клину. Зарубежные муз. М. (широкого профиля, а также специальные), как правило, функционируют при нац. М., консерваториях, колледжах, ун-тах, реже имеют самостоят. статус; среди них: музеи муз. инструментов в Германском нац. музее (Нюрнберг), в Худож.-историч. музее (Вена), в замке Кастелло-Сфорцеско (Милан), при консерваториях в Брюсселе, Неаполе, Лейпциге, Берлине, при Королевском муз. колледже в Лондоне. Муз. М. существуют при мн. оперных театрах — Большом театре в Москве, Мариинском театре в С.-Петербурге, «Ла Скала» в Милане, «Ковент-Гарден» в Лондоне, «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, Парижской опере и др.; многочисленны дома-М. и М.-квартиры композиторов и исполнителей.[15]
[править] Музейные здания
Музейное здание как архитектурный тип сформировалось на рубеже 18-19 вв. на основе классицистич. дворцовых сооружений, где, как правило, выставлялись коллекции произведений иск-ва и естественно-научных экспонатов в предшествующие века, а также под влиянием архитектуры античных храмов. Первые музейные здания появляются в Европе в 18 в.: Кунсткамера в С.-Петербурге (1718-34, архитекторы Г. И. Маттарнови, М. Г. Земцов и др.) и Пио-Клементино в Ватикане (с 1770; арх. М. Симонетти и др.), в котором объединились элементы, определившие решение архитектуры М. вплоть до сер. 20 в. — парадная лестница, ротонда с куполом, внутр. двор, помещения удлинённого плана по типу дворцовых галерей и анфилад залов. На типологию зданий повлиял также проект образцового М. с ротондой, 4 дворами и длинными галереями Ж. Н. Л. Дюрана (1802-05). С нач. 19 в. получило распространение верхнее естеств. освещение (впервые стеклянные перекрытия были применены Дж. Соуном в здании Далиджской картинной галереи в Лондоне, 1811—1813). Поздний классицизм (также неогреческий стиль и неоклассицизм) оставался преобладающим стилем музейной архитектуры вплоть до 1-й пол. 20 в.: Брит. музей (совр. здание 1823-52, арх. Р. Смёрк), Нац. галерея (1830-е гг., арх. У. Уилкинс) и галерея Тейт (1897—1899, арх. С. Р. Дж. Смит) в Лондоне, Старый музей в Берлине (1823-30, арх. К. Ф. Шинкель), Новый Эрмитаж (1839—1851, по проекту Л. фон Кленце) и Этнографич. отдел Рус. музея (ныне Рос. этнографич. музей, 1900-11, арх. В. Ф. Свиньин) в С.-Петербурге, Археологический музей в Стамбуле (1892—1908, арх. А. Валлори), Музей изящных искусств в Москве (1898—1912, арх. Р. И. Клейн; ныне Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Худож.-пром. и науч. музей имп. Николая Александровича (ныне Нац. худож. музей Украины; 1899, архитекторы П. С. Бойцов, В. В. Городецкий), Музей изобразительных искусств в Будапеште (1900-06, архитекторы А. Шикеданц, Ф. Херцог), Египетский музей в Каире (1902, арх. М. Дурньон), Национальный музей в Варшаве (1926-38, арх. Т. Толвиньский), Национальная галерея искусства в Вашингтоне (1937-41, арх. Дж. Р. Поуп) и др. Для 2-й пол. 19 в. характерно также использование разл. исторических стилей: Дрезденская картинная галерея в стиле неоренессанс (1847-56, арх. Г. Земпер); Оружейная палата в русско-византийском стиле (1844-51, арх. К. А. Тон), Политехнич. музей (1874-77, архитекторы И. А. Монигетти, Н. А. Шохин; достраивался в 1896 и 1907), Историч. музей (1875-83, архитекторы В. О. Шервуд, А. П. Попов; оба в русском стиле) и Третьяковская галерея (здание 1-й трети 19 в., фасад перестроен в 1900-05 по рисунку В. М. Васнецова в неорусском стиле, достраивалось в 1930-х гг., арх. А. В. Щусев; реконструировано в 1985-95) в Москве; Худож.-историч. музей в Вене в стиле необарокко (1872-81, архитекторы Земпер, К. Хазенауэр); Рейксмюсеум в Амстердаме в духе голл. Ренессанса и барокко (1877-85, арх. П. Й. Х. Кёйперс); Метрополитен-музей в Нью-Йорке в стиле викторианской неоготики (1880, архитекторы К. Во, Дж. Р. Моулд; фасад в стиле бозар, 1902, арх. Р. М. Хант; позднее достраивался); Музей Виктории и Альберта в Лондоне в позднем викторианском стиле (1899—1909, арх. А. Уэбб); гл. здание Имперского музея в Токио (ныне Нац. музей) в «восточном» стиле (1932-38, арх. Хитоси Ватанабэ). В стиле ар деко построен Пергамский музей в Берлине (1910-30, архитекторы А. Мессель и Л. Хоффманн).[16]
С сер. 20 в. на смену типу М.-«храма» приходят М. в стиле модернизма — со сдержанным решением фасадов и нейтральными интерьерами. Для них характерны свободный план (среди первых — новое здание Гор. музея в Гааге, 1931—1935, арх. Х. П. Берлаге), большие плоскости застекления, связывающие интерьер и окружающее пространство (Новая нац. галерея в Берлине, 1962-68, арх. Л. Мис ван дер Роэ); здание также могло выглядеть как серия павильонов в ландшафте (музей «Луизиана» близ Копенгагена, 1958—2006, архит. бюро «Bo & Wohlert»). Почти одновременно возникает тип М.-«аттракциона» с остро оригинальной архитектурой (Музей С. Гуггенхейма в Нью-Йорке, 1959, арх. Ф. Л. Райт; Вост. здание Нац. галереи иск-ва в Вашингтоне, 1978, арх. И. М. Пей; филиал «Север» Имперского воен. музея в Манчестере в стиле деконструктивизма, 2002, арх. Д. Либескинд), отвечающий новой роли М. как многофункционального культурного центра (Нац. центр иск-ва и культуры им. Ж. Помпиду в Париже в стиле хай-тек, 1972-77, архитекторы Р. Роджерс, Р. Пиано).[17]
Особую проблему с сер. 20 в. представляет превращение в М. зданий иного назначения: музей Орсе в здании быв. одноим. вокзала в Париже в стиле модерн (1900, арх. В. Лалу; перестроен в музейное здание в 1980-86, арх. Г. Ауленти), Совр. галерея Тейт в здании реконструированной электростанции «Bankside» в Лондоне в стиле ар деко (2000, архит. бюро «Херцог и де Мерон»). Дизайн экспозиции как дисциплина возник в нач. 20 в.; как альтернатива традиц. строго классифицированному расположению экспонатов возник т. н. интерпретационный подход, отвечающий замыслу куратора. К кон. 20 в. распространёнными стали интерактивные экспозиции, особенно в естественно-науч. и технич. музеях (напр., в Науч. центре «Фэно» в Вольфсбурге, 2005, дизайнер Дж. Ансел; в Музее новостей и журналистики «Newseum» в Вашингтоне, 2008, дизайнер Р. Аппельбаум).[18]
[править] Музеефикация отдельных объектов
Музеефикация отдельных объектов, памятников истории и архитектуры. Широкое распространение получила практика музеефикации результатов археологич. раскопок, создание на этой основе археологич. парков, охватывающих нередко всю площадь или значит. часть древних городов (напр., Помпеи, Остия, Херсонес, Мачу-Пикчу и мн. др.). Нередко эти комплексы включают реконструкции древних сооружений, экспозиции, где представлены находки, иногда — совр. постройки (Галло-рим. музей «Везунна» на месте рим. виллы в Перигё, 1993, арх. Ж. Нувель); являются местами проведения концертов (так используются, напр., древние театры), тематич. фестивалей и т. д. Фактически М. являются мн. архит. комплексы, напр. др.-егип. пирамиды и храмы в Гизе, руины древних дворцов [напр., Кносский дворец (см. Кносс), афинский Акрополь, Римский форум, Пальмира и т. д.], в том числе и города-музеи (Каркасон, Венеция, Дубровник и др.), фортификационные сооружения и комплексы (Адрианова стена, Великая Китайская стена и др.). Историко-архит. и историко-культурные М.-заповедники (в Ростове, Ярославле, Владимире, Суздале, в Московском Кремле и т. д.) обычно включают в себя территорию города.[19]
Статус М. в наши дни имеют мн. исторические здания, среди них — замки (Кастелло-Сфорцеско в Милане, Замки Луары и др. замки во Франции, Германии, Чехии, Бельгии, др. странах), дворцы [в Фонтенбло, Версале, Петергофе, г. Пушкин (быв. Царское Село), Павловске, Гатчине, г. Ломоносов (быв. Ораниенбаум), Альгамбра в Гранаде, дворцы и парки Берлина и Потсдама, Императорский дворец (Гугун) в Пекине, Мукденский дворцово-мемориальный комплекс, дворец Топкапы в Стамбуле и мн. др.], усадьбы (в Кускове, Останкине, Архангельском, Абрамцеве, Поленове, Талашкине; Кенвуд-хаус в Лондоне и др.), виллы [Палаццо Реале в Казерте, Вилла Джулия и Вилла Боргезе (см. Галерея Боргезе) в Риме, Вилла д’Эсте в Тиволи], монастыри (Эскориал; Санта-Мария-Новелла во Флоренции), храмы и др. сооружения церковного типа [Святой Софии храм (Айя-София) в Стамбуле, Капелла дель-Арена (или Капелла дельи-Скровеньи) в Падуе и мн. др.], мавзолеи, гробницы, раннехристианские катакомбы. Хранение и музейное экспонирование памятников религ. иск-ва (фрески, мозаики, скульптура, алтари, иконы, надгробия) часто осуществляются в действующих церквах, соборах, монастырях, мечетях. Музейную функцию могут выполнять и действующие резиденции — монаршие (Букингемский дворец в Лондоне, Виндзорский замок), правительственные (Большой Кремлёвский дворец в Москве) и частные (виллы Барбаро, Ротонда и др. в Италии).[20]
[править] Музеи на открытом воздухе
С кон. 19 в. появляются М. на открытом воздухе, сохраняющие предметы традиц. культуры в естественной для них среде (Скансен в Стокгольме, 1891; Норвежский нар. музей на п-ове Бюгдёй в Осло, 1894; Эстонский музей под открытым небом в Рокка-аль-Маре в Таллине, 1957; Гос. музей дерев. зодчества и нар. иск-ва «Малые Корелы» под Архангельском, 1964; Музей-заповедник Кижи в Карелии, 1965; Закарпатский музей нар. архитектуры и быта под Ужгородом, 1970; Этнографич. музей народов Забайкалья в Улан-Удэ, 1973; Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья в Нижнем Новгороде, 1973; Ибресинский этнографич. музей под открытым небом в Чувашии, 1980, и др.), специализир. этнографич. собрания (напр., Музей индейца в Вашингтоне и Нью-Йорке). Под открытым небом могут размещаться скульптурные экспозиции (парк Мидделхейм в Антверпене, сад Миллеса в Стокгольме, парк Вигеланна в Осло, и др.). С 1970-х гг. создаётся сеть «экомузеев» и «живых М.», сохраняющих этнографич. материальное и нематериальное наследие в исконной природной и историко-культурной среде.[21]
[править] Регионы
[править] Европа
[править] Великобритания
Крупные государственные музеи в Великобритании предпочитают не брать входную плату. Однако это касается основных экспозиций, тогда как тематические выставки — платные.[22]