Редактирование Транспорт России в XX веке (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Отрасли == === Грузовой транспорт === {{main|Грузовой транспорт России в XX веке}} Коммерческий грузооборот транспорта России в 2000 году по сравнению с 1999 годом увеличился на 4,8 %. === Сухопутный транспорт === {{main|Сухопутный транспорт России в XX веке}} ==== Рельсовый транспорт ==== {{main|Рельсовый транспорт России в XX веке}} ===== Железнодорожный транспорт ===== {{main|Железнодорожный транспорт России в XX веке}} В 1920-х годах началась электрификация советских железных дорог.<ref>[https://tass.ru/info/4718956]</ref> ===== Метро ===== {{main|Метро в России в XX веке}} Решение о строительстве метро в Москве было принято в 1931 году. Первая очередь подземки, которую строили рабочие со всего Советского Союза, была завершена к октябрю 1934 года, а в феврале 1935 года по ней прошёл первый пробный поезд.<ref>[https://www.pnp.ru/social/den-15-maya-v-istorii-3.html]</ref> ===== Трамвайный транспорт ===== В 1912 году было открыто движение электрических трамваев во [[Владивосток]]е. ==== Автомобильный транспорт ==== {{main|Автомобильный транспорт России в XX веке}} В 1903 г. было организовано Императорское Российское Автомобильное общество, которое своей деятельностью активно содействовало развитию автомобильного транспорта и спорта.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> ===== Автобусный транспорт ===== В 1908 году предприниматель [[А. И. Бузников]] впервые в Москве организовал частную перевозку пассажиров автобусами с использованием двух 10-местных австрийских машин. 20 мая 1955 года отправился в первый рейс пассажирский автобус Сталинир — Орджоникидзе. ===== Троллейбусный транспорт ===== 15 ноября 1933 года свой первый рейс совершил московский троллейбус. В 1936 году в Ростове-на-Дону открыта первая троллейбусная линия от Сельмаша до Театральной площади. Троллейбусное движение в Минске открыто 19 сентября 1952 года.<ref>[https://tr.ru/news/3483-v-protivoves-moskve-v-minske-otkrylsya-novyy-trolleybusno-avtobusno-elektrobusnyy-park]</ref> Троллейбусное движение в Оренбурге открылось в 1953 году.<ref>[https://tr.ru/news/2203-orenburg-trolleybusy-pereedut-k-avtobusam]</ref> 7 ноября 1964 года в первый рейс по чебоксарским улицам вышел троллейбус по маршруту № 1. 5 мая 1967 года в свой первый рейс отправился тверской троллейбус. ===== Такси ===== В 1925 году в Москве появились первые такси (16 автомобилей марки «Рено»). ===== Дороги ===== {{main|Автомобильные дороги России в XX веке}} В 1913 году в России было около 1500 тыс. км дорог, из них 18 тыс. км с щебёночным и гравийным покрытием и 9 тыс. км мощённых булыжником или колотым камнем.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> ==== Мосты ==== В 1913 году состоялось официальное открытие движения по Романовскому мосту через Волгу в [[Свияжск]]е. === Водный транспорт === ==== Морской транспорт ==== {{main|Морской транспорт России в XX веке}} В 1904 году в г. [[Николаев]]е по проекту инж. Н. Пятницкого и А. Барышникова был построен морской маяк из монолитного железобетона высотой 36 м. В 1932 году при Совете народных комиссаров СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути).<ref>[https://tass.ru/info/2205534]</ref> В 1932 году ледокольный пароход «А. Сибиряков» вышел из Архангельска и за 2 месяца и 4 дня за одну навигацию впервые совершил сквозной переход в [[Петропавловск-Камчатский]]. 26 июля 1956 года в первый рейс по маршруту Архангельск — Диксон вышел теплоход «Сестрорецк» Мурманского морского пароходства. До спуска на воду первого атомохода «Ленин» в 1959 году навигация по Северному морскому пути составляла всего 2,5 месяца в году.<ref>[http://www.pircenter.org/static/yadernyj-kontrol-31-2005]</ref> В 1973 году начала действовать морская паромная железнодорожная переправа Ванино − Холмск протяженностью 267 км. Годовые объемы перевозок по Северному морскому пути сократились с 6,6 млн т в 1987 г. до 1,65 млн т в 1996 г.<ref>[https://tass.ru/info/2205534]</ref> В 1995 году распоряжением Правительства России учреждена судоходная компания «[[Совкомфлот]]». ==== Внутренний водный транспорт ==== С постройкой в 1911—1915 годах двух гидроузлов [[Белый Омут]] и [[Кузьминск]] большое значение приобрёл водный транспортный путь Москва — Нижний Новгород.<ref>[https://mosreg.ru/upload/iblock/349/230_8.pdf Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»]</ref> К 1913 г. доля речного транспорта в грузообороте России снизилась до 22,9 %, а в объёме перевозок — до 16,1 %.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> В 1913 году речной транспорт России составлял 5467 пароходов и более двадцати трёх тысяч речных несамоходных судов. В 1913 г. по внутренним водным путям России было перевезено 49,1 млн тонн, в 1915 — 35,5 млн тонн, в 1916 — 31,8 млн тонн.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> 25 июня 1914 года в первый рейс из Нижнего Новгорода до Астрахани отправился грузопассажирский речной колёсный пароход «Великая княжна Ольга Николаевна». Во время Первой мировой войны речной флот России работал с повышенной нагрузкой.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> В 1917 г. объёмы перевозок по рекам России составляли всего 53 % от довоенного уровня.<ref>''Лебедев А. В.'' [http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110108.pdf История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций] / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011</ref> 29 июня 1933 года — Завершение строительства Беломоро-Балтийского канала. В июле 1937 года был открыт канал Москва — Волга общей длиной 128 км, что обеспечило водный выход Москве и Московской области на морские линии.<ref>[https://mosreg.ru/upload/iblock/349/230_8.pdf Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»]</ref> 27 июля 1952 года — Открытие навигации на Волго-Донском судоходном канале. 25 августа 1957 года в свой первый рейс отправилось отечественное судно на подводных крыльях «Ракета». ==== Прочее ==== 9 июля 1921 года вводится плата за перевозки по водным путям.<ref>[https://nalogikz.kz/uploads/files/190/tolkushkin_a._istoriya_nalogov_v_rossii.pdf История налогов в России] — М.: «Юристъ», 2001</ref> По итогам 1997 года грузооборот портов России превысил дореформенный уровень и составил 147,4 млн тонн. === Воздушный транспорт === {{main|Воздушный транспорт России в XX веке}} Первый аэродром был основан на Ходынском поле в начале мая 1910 года Московским обществом воздухоплавания.<ref>[https://mosreg.ru/upload/iblock/349/230_8.pdf Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»]</ref> 1.5.1922 начались полёты на международной авиалинии Москва — Кёнигсберг (пилот И. Ф. Воедило совершил перелёт на пятиместном пассажирском самолёте «Фоккер F. III»).<ref>[https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/4424451]</ref> 9 февраля 1923 года Совет Труда и Обороны (СТО) РСФСР принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации».<ref>[https://1prime.ru/MACROECONOMICS/20130209/761061448.html]</ref> 17 марта 1923 года было создано Российское общество Добровольного воздушного флота «Добролет», которое стало родоначальником Аэрофлота.<ref>[https://1prime.ru/MACROECONOMICS/20130209/761061448.html]</ref> 15 июля 1923 года открылась первая регулярная внутренняя авиалиния Москва — Нижний Новгород протяженностью 420 км. Лётчик Я. Н. Моисеев вылетел из Москвы в 11:00 с Ходынского поля, и примерно через 4 ч первый рейсовый самолёт «Промбанк» («Юнкерс-13») с четырьмя пассажирами на борту совершил посадку.<ref>[https://1prime.ru/MACROECONOMICS/20130209/761061448.html]</ref><ref>[https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/4424451]</ref> 19 октября 1923 года СТО утвердил план развития воздушных линий в стране с 1924 по 1926 год. А в декабре прошли испытания первого отечественного пассажирского самолета АК1, который впоследствии обслуживал авиалинию Москва — Казань — Москва.<ref>[https://1prime.ru/MACROECONOMICS/20130209/761061448.html]</ref> 29 октября 1930 года общество «Добролет» было преобразовано во Всесоюзное объединение Гражданского воздушного флота (ВО ГВФ) при СТО.<ref>[https://1prime.ru/MACROECONOMICS/20130209/761061448.html]</ref> В 1931 году в Москве на центральном аэродроме (Ходынское поле) открылся первый в СССР пассажирский аэровокзал.<ref>[https://1prime.ru/MACROECONOMICS/20130209/761061448.html]</ref> 25 февраля 1932 года было образовано Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) и учреждено официальное сокращенное наименование гражданской авиации страны Аэрофлот. В этом же году был утвержден первый Воздушный кодекс СССР.<ref>[https://1prime.ru/MACROECONOMICS/20130209/761061448.html]</ref> В ноябре 1932 года был построен аэродром Чкаловский.<ref>[https://mosreg.ru/upload/iblock/349/230_8.pdf Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»]</ref> В 1936 году было закончено строительство аэропорта Быково.<ref>[https://mosreg.ru/upload/iblock/349/230_8.pdf Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»]</ref> Решение о строительстве аэропорта «Внуково» было принято в 1937 году, так как существовавшие тогда аэродромы на Ходынском поле и Быково были сильно перегружены. Сооружение «Внуково» началось в 1939 году. 2 июля 1941 года открылась первая очередь аэропорта. Эта дата считается днём рождения «Внуково».<ref>[https://www.pnp.ru/social/den-2-iyulya-v-istorii-2.html]</ref> В этом аэропорту впервые была построена взлётно-посадочная полоса из монолитного бетона, способная принимать тяжёлые самолёты.<ref>[https://mosreg.ru/upload/iblock/349/230_8.pdf Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»]</ref> В 1956 году на внутренние и международные линии Аэрофлота вышел реактивный самолет [[Ту-104]] конструкции Туполева, в 1957 году совершил полет турбовинтовой лайнер [[Ил-18]], созданный в [[ОКБ имени С. В. Илюшина]]. В конце 1950-х годов прошел испытания и начал регулярные полеты на линиях Аэрофлота самый большой по тем временам самолет [[Ту-114]], отличавшийся более экономичными турбовинтовыми двигателями. Позже его заменил на дальних трассах новый отечественный самолёт [[Ил-62]].<ref>[https://1prime.ru/MACROECONOMICS/20130209/761061448.html]</ref> В августе 1959 года в Москве открылся аэропорт «Шереметьево», главным назначением которого стало обслуживание международных полетов.<ref>[https://1prime.ru/MACROECONOMICS/20130209/761061448.html]</ref> В 1964 году начал функционировать аэропорт [[Домодедово]], строительство которого началось в конце 1950-х годов, а 20 мая 1965 года в этом аэропорту вступил в эксплуатацию крупнейший в СССР аэровокзал.<ref>[https://mosreg.ru/upload/iblock/349/230_8.pdf Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»]</ref> Таким образом, к 1965 году окончательно сформировался [[Московский авиационный узел]] (МАУ), включающий в себя аэропорты Быково, Внуково, Домодедово и Шереметьево.<ref>[https://mosreg.ru/upload/iblock/349/230_8.pdf Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»]</ref> В январе 1971 года на базе Транспортного управления международных воздушных линий было организовано Центральное управление международных воздушных сообщений Аэрофлота (ЦУМВС), которое стало единственным в отрасли предприятием, выполнявшим международные рейсы под названием «Аэрофлот — советские авиалинии».<ref>[https://1prime.ru/MACROECONOMICS/20130209/761061448.html]</ref> В 1978 году в первый рейс за границу отправился грузовой самолет Ил-76.<ref>[https://1prime.ru/MACROECONOMICS/20130209/761061448.html]</ref> В 1980 году Аэрофлот был назначен генеральным перевозчиком участников XXII Олимпийских игр, проходивших в Москве. Для того чтобы принять спортсменов и гостей столицы со всего мира, специально был построен новый международный терминал аэропорта «Шереметьево-2», способный одновременно обслужить 31 самолет любого типа. 6 мая состоялось его официальное открытие.<ref>[https://1prime.ru/MACROECONOMICS/20130209/761061448.html]</ref> Компания «Аэрофлот» стала правопреемником наименования и торговой марки международного перевозчика бывшего СССР. В июне 1991 года было образовано Производственно-коммерческое объединение «Аэрофлот — советские авиалинии».<ref>[https://1prime.ru/MACROECONOMICS/20130209/761061448.html]</ref> 28 июля 1992 года постановлением правительства «О мерах по организации международных воздушных сообщений РФ» создано АО «Аэрофлот российские международные авиалинии». В 1993 году Аэрофлот был зарегистрирован как открытое акционерное общество (ОАО).<ref>[https://1prime.ru/MACROECONOMICS/20130209/761061448.html]</ref> К началу 1995 года воздушный транспорт России имел около 1000 аэропортов, из них 43 со статусом международных и 67 аэропортов федерального значения. Первым крупным инвестором в российские аэропорты, сумевшим сделать это высокорентабельным бизнесом, стала в середине 1990-х годов группа «[[Ист лайн]]».<ref>[https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/11/26/817115-kak-rossiya-20-let-vosstanavlivala Как Россия 20 лет восстанавливала авиационный и железнодорожный транспорт. 26 ноября 2019]</ref> === Космический транспорт === {{main|Космический транспорт России в XX веке}} В феврале 1955 года вышло постановление Правительства СССР о начале строительства полигона, которому было присвоено название [[5-й Научно-исследовательский и испытательный полигон Министерства обороны]] (НИИП-5). Полигон было решено построить в районе разъезда [[Тюра-Там]] (Казахстан). Строился космодром как особо секретный объект, и в апреле 1957 года стартовый комплекс для ракеты [[Р-7]] был готов.<ref>[https://ria.ru/20120821/727374310.html]</ref> 2 июня 1955 года директивой Генштаба Министерства обороны СССР была утверждена штатная структура 5-го научно-исследовательского испытательного полигона, который впоследствии стал космодромом Байконур. Этот день стал официальной датой его основания.<ref>[https://www.kommersant.ru/gallery/4364455]</ref> === Почта === 18 июля 1921 года вводится оплата почтовых отправлений.<ref>[https://nalogikz.kz/uploads/files/190/tolkushkin_a._istoriya_nalogov_v_rossii.pdf История налогов в России] — М.: «Юристъ», 2001</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы