Редактирование Самолёт (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Классификация самолётов == Классификация самолётов производится по конструктивным признакам (в том числе по числу несущих поверхностей, аэродинамич. схеме, силовой установке), лётно-технич. характеристикам, системе бортового оборудования, назначению (гражданские и военные) и др.; различают С. экспериментальные, опытные, серийные.<ref>[https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/3530979 Самолёт]</ref> === Конструктивные признаки === По конструктивным признакам С. должен обеспечивать высокие аэродинамич. характеристики (макс. подъёмную силу при миним. лобовом сопротивлении), обладать необходимой прочностью, жёсткостью, живучестью и выносливостью при миним. весе, быть технологичным в произ-ве и обслуживании. По числу несущих поверхностей (крыльев) различают моноплан (осн. тип совр. С.), биплан, полутораплан (биплан, площадь нижнего крыла которого значительно меньше площади верхнего), триплан (3 несущие поверхности расположены друг под другом) и полиплан (С. с 4 и более главными несущими поверхностями). В зависимости от взаимного расположения крыла и горизонтального оперения (ГО) выделяют следующие осн. аэродинамические схемы С.: нормальная аэродинамич., «утка», «бесхвостка», летающее крыло. Силовая установка С. состоит из авиационного двигателя и движителя (винтового, реактивного), а также топливной, масляной, противопожарной систем и др. По типу двигателей в силовой установке различают: поршневые двигатели; газотурбинные двигатели (в том числе турбовинтовые двигатели); воздушно-реактивные двигатели (ВРД), в том числе прямоточные (ПВРД) и пульсирующие (ПуВРД), гиперзвуковые прямоточные (ГПВРД), турбореактивные двигатели. По числу двигателей С. бывают от однодвигательных (напр., Ан-2, МАИ-890) до четырнадцатидвигательных (напр., ВВА-14, вертикально-взлетающая амфибия, СССР).<ref>[https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/3530979 Самолёт]</ref> === Лётно-технические характеристики === Лётно-технические характеристики представляют комплекс количественных показателей, определяющих возможности ЛА выполнять своё целевое назначение, как то: скорость полёта, взлётно-посадочные характеристики, условия базирования, а также дальность и продолжительность полёта, скороподъёмность, манёвренность, высота полёта, пассажировместимость (в осн. для пассажирских С.), грузоподъёмность (бомбовая нагрузка для военных С.), надёжность и др. По скорости полёта различают С. дозвуковые, макс. полётное Mаха число не более 0,8 (напр., Ту-334), трансзвуковые — от 0,8 до 1,2 (Ту-22), сверхзвуковые — от 1,2 до 3 (Ту-144), гиперзвуковые — св. 3 (Х-15, США). По длине взлётно-посадочной полосы бывают С. обычного взлёта и посадки (напр., МиГ-29); вертикального взлёта и посадки (СВВП), способные взлетать и садиться при нулевой горизонтальной скорости, используя тягу двигателя, направленную вертикально [делятся на аппараты, использующие энергию газовой струи реактивного двигателя, напр. Як-38, РФ, McDonnell Douglas, США, и создающие вертикальную тягу посредством возд. винтов разл. конструкции]; вертикально-ультракороткого взлёта и посадки (напр., сверхзвуковой палубный Як-141); короткого взлёта и посадки [напр., СУ-33, Ан-72, Боинг (Boeing) YC-14, Макдоннелл-Дуглас YC-15, США], отличающиеся меньшими скоростями отрыва и приземления и соответственно меньшими длинами разбега и пробега (требуемая длина взлётно-посадочной полосы 400—600 м). По условиям базирования различают С., использующие для взлёта и посадки аэродром; авианесущий корабль — обычно СВВП и С. вертикального-ультракороткого взлёта (с разбегом на палубе и дальнейшим разгоном на возд. участке после отрыва от палубы или от трамплина) и посадки (вертикальная, аэрофинишёром или с коротким пробегом); воду — гидросамолёты, амфибии и летающие лодки. Дальность полёта — наибольшее расстояние, которое С. может пролететь по прямой без пополнения запаса топлива; пассажирские и транспортные С. с турбореактивными и турбовинтовыми двигателями летают на 10000 км и более; С. Фоссетт (США) 8-11 февр. 2006 на эксперим. одноместном реактивном С. «Virgin Atlantic GlobalFlyer» совершил без дозаправок беспосадочный полёт вокруг земного шара, установив абсолютный рекорд дальности и продолжительности полёта без остановки — 41467,53 км за 76 ч 45 мин. Скороподъёмность — время набора С. заданной высоты (измеряется в м/с), зависит от величины вертикальной скорости подъёма; наибольшую скороподъёмность имеют истребители, для которых преимущество в вертикальном манёвре важно при ведении возд. боя и при перехвате возд. целей (напр., МиГ-25 набирает высоту 25000 м за 154,2 с, то есть скороподъёмность — 162,1 м/с). Манёвренность — способность С. (особенно военного) в полёте выполнять тот или иной манёвр (разворот на 90° и 180°, разгон до макс. скорости, вираж, спираль, фигуры высшего пилотажа и др.), характеризуется временем его выполнения, величиной перегрузки при изменении траектории и др. показателями. Высота полёта (практический потолок) — высота, на которой С. ещё обладает некоторой условно принятой вертикальной скоростью для набора высоты (ограничена обычно 8-12 км для пассажирских С., 17-23 км и более для военных). Пассажировместимость — число пассажирских кресел в салонах С.; зависит от плотности компоновки салонов и класса устанавливаемых кресел; как правило, используется «смешанная» компоновка салонов (8-20 % кресел первого класса, остальные — экономкласса). Грузоподъёмность — вес грузов (вооружения, съёмного оборудования и др.), в том числе и пассажиров, перевозимых на С. при выполнении полёта; требования по грузоподъёмности предъявляются особо к тяжёлым и лёгким бомбардировщикам. Надёжность — свойство С. выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатац. показатели в заданных пределах, в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки.<ref>[https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/3530979 Самолёт]</ref> === Системы бортового оборудования === Системы бортового оборудования включают комплекс радиоэлектронных устройств, формирующих для экипажа и автопилота информацию, необходимую для управления полётом С., и обеспечивающих его безопасность, в том числе бортовой вычислительный комплекс, бортовой накопитель полётной информации, т. н. чёрный ящик, системы радиоэлектронного противодействия, фото- и ИК-разведки, закрытой кодированной связи и др.; авиационное вооружение для воен. машин (радиолокац. и телевизионно-оптич. прицельные системы и др.). Для спасения экипажей (в осн. военных) разработана система катапультирования с использованием спец. устройств [катапультного кресла (наиболее распространено), капсулы или отделяемой кабины]. Оборудования авионики (за последние 30-40 лет) превосходят по стоимости всю остальную конструкцию самолёта.<ref>[https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/3530979 Самолёт]</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы