Редактирование Военно-техническое сотрудничество России (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== История == === 1997—1998 годы === В 1997—1998 годах объёмы российского оружейного экспорта катастрофически сократились — до $2,6 млрд в год. === 1999—2007 годы === В сентябре 1999 года давний коллега [[Владимир Путин|Владимира Путина]] [[Сергей Чемезов]] был назначен главой «Промэкспорта». В советское время они с В.Путиным вместе работали в [[ГДР]] по линии внешней разведки [[КГБ СССР]], а во второй половине 1990-х годов — в управлении делами президента РФ. Почти сразу С.Чемезов предложил объединить всех госпосредников в области ВТС в одно предприятие. Вице-премьер Илья Клебанов заявил 23 ноября 1999 года, что Россия переходит к новой стратегии в сфере военно-технического сотрудничества с зарубежными странами. По его словам, Россия будет предлагать «комплексную модернизацию систем и армий в тех странах, с которыми работает». Кроме того, в будущем в рамках сотрудничества с этими странами будет не только осуществляться поставка вооружений и комплексная модернизация, но и налаживаться совместное производство. По мнению вице-министра, в рамках такого подхода можно вести речь не только о ВТС, но и о гражданских проектах в сфере авиации, флота, машиностроения. [http://old.polit.ru/fullnews.html?date=1999-11-23] В апреле 2000 года президент России В.Путин включил компанию «[[Российские технологии]]» в состав «Промэкспорта». Ликвидация «Российских технологий» была расценена как первый шаг плана С.Чемезова по объединению госпосредников в области ВТС в одно предприятие. В ноябре 2000 года В.Путин подписал указ о создании на базе «Промэкспорта» и компании «[[Росвооружение]]» госпредприятия «Рособоронэкспорт». «Рособоронэкспорт» стал единым госпосредником в области ВТС. Главная заслуга в этой интеграции принадлежала С.Чемезову. При создании «Рособоронэкспорта» пост главы предприятия неожиданно получил заместитель директора «Промэкспорта» [[Андрей Бельянинов]], а С.Чемезов стал лишь его первым заместителем. Однако основную работу по подготовке крупнейших оружейных контрактов вёл именно С.Чемезов. В апреле [[2004 год]]а С.Чемезов возглавил «Рособоронэкспорт» и официально. Его давнее знакомство с В.Путиным способствовало более активной поддержке государством экспортных проектов российских оружейников. В результате за время работы С.Чемезова в «Рособоронэкспорте» в 2000—2007 годах общий объём продаж российского оружия вырос с $3,68 млрд до $7,5 млрд. А в 2007 году по сравнению с 2006 годом экспорт увеличился сразу на $1 млрд. С поправкой на падение курса доллара и долларовую инфляцию это означает фактический прирост примерно в 5 %. По предварительной оценке, из общей суммы более 80 % ($6,1 млрд) пришлось на поставки по контрактам «Рособоронэкспорта». Однако, создав «Рособоронэкспорт», С.Чемезов не остановился на достигнутом. Компания стала в итоге не только единым оружейным госпосредником, но и фактически единственным экспортёром вооружений и военной техники. В середине января 2007 года В.Путин подписал указ о предоставлении права на экспорт конечной продукции военного назначения только «Рособоронэкспорту». Тем самым в России была создана вторая экспортная монополия вслед за «[[Газпром]]ом». До этого право на самостоятельный экспорт готовой продукции имели также [[Российская самолетостроительная корпорация МиГ]], Реутовское [[НПО машиностроения]], Коломенское [[КБ машиностроения]], Тульское [[КБ приборостроения]]. Теперь все новые соглашения они вправе заключать только через «Рособоронэкспорт». А в обход госпосредника производители смогут лишь продавать за рубеж запчасти и обслуживать ранее проданную технику (сейчас таким правом обладают 17 заводов и конструкторских бюро). Получая всё новые права для «Рособоронэкспорта», С.Чемезов развивал и объединительные процессы, подтвердив свое шутливое прозвище у оружейников — «великий интегратор». Ещё при создании единого оружейного госпосредника он предлагал создать на его основе аналог советского министерства оборонной промышленности с поправкой на рыночные реалии. Поначалу проект по получению «Рособоронэкспортом» контроля над всем оборонно-промышленным комплексом России предусматривал акционирование госпосредника и передачу в ОАО «Рособоронэкспорт» как минимум блокирующих пакетов (25 % плюс одна акция) всех ведущих предприятий оборонки. И хотя в 2002 году это предложение не получило поддержки у В.Путина, эта неудача не смутила С.Чемезова. Он предложил иной, экстенсивный путь консолидации, который и был реализован в 2007 году. Новый план предусматривал контроль над оборонкой по двум направлениям: членство «Рособоронэкспорта» в советах директоров основных оборонных компаний и создание на базе «Рособоронэкспорта» оборонно-промышленной госкорпорации «[[Ростехнологии]]». Вхождение в «Ростехнологии» фактически изменило и статус «Рособоронэкспорта», превратив его из госпосредника во всего лишь внешнеэкономическое подразделение госкорпорации. Конечно, закон РФ «О военно-техническом сотрудничестве» был своевременно скорректирован и предусматривает теперь возможность для «дочки» предприятия, на 100 % принадлежащего государству, быть оружейным госпосредником. Однако фактически С.Чемезов создал казус белли: теперь формально ничто не помешает любой экспортной структуре другой госкорпорации вроде того же «Газпрома» претендовать на роль госпосредника и в области военно-технического сотрудничества. В то же время, став «дочкой» «Ростехнологий», «Рособоронэкспорт» получил и ряд очевидных преимуществ. В частности, как пояснял С.Чемезов, теперь в случае введения против «Рособоронэкспорта» зарубежных санкций под них не будут подпадать дочерние предприятия. Подобные санкции, например, были введены в отношении «Рособоронэкспорта» госдепартаментом США в августе 2006 года. Поводом стало якобы имевшееся нарушение госпосредником американского закона «О нераспространении технологий производства оружия массового уничтожения и средств его доставки в отношении Ирана». При этом санкции могли затронуть и зарубежные поставки титана компанией «ВСМПО-Ависма», бывшей на тот момент дочерним предприятием «Рособоронэкспорта». Теперь же развитие событий по таким сценариям будет уже невозможно. Хотя исключить введение аналогичных санкций в будущем никак нельзя, особенно с учётом активного выхода «Рособоронэкспорта» на новые рынки, ранее контролировавшиеся США или европейскими странами. За последние годы у России возникли конфликты интересов с США — в Венесуэле и Саудовской Аравии, и с Францией — в Алжире, Ливии и Марокко. ==== Оружейно-экспортные войны ==== Именно противодействие США и Франции, а также острая внутриклановая борьба в руководстве Алжира стали причиной фактического срыва крупного контракта на поставку в эту страну 28 одноместных МиГ-29СМТ и 6 двухместных МиГ-29УБ. Этот контракт был заключен в рамках большого пакетного соглашения по военно-техническому сотрудничеству на общую сумму около $8 млрд. По мере выполнения этого портфеля заказов Россия обязалась списать внешний долг Алжира бывшему СССР (около $4,7 млрд). Однако после поставки в конце 2006 года первой партии МиГов их закупки Алжиром прекратились. По словам источника в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС), первоначально поставка новых МиГов была приостановлена из-за претензий Алжира к качеству двух учебно-боевых МиГ-29УБ. «В марте на коллегии ФСВТС претензии к этим МиГам обсуждались,— пояснил источник в ФСВТС.— Были выработаны рекомендации по их устранению. Недостатки были устранены». Однако, по словам представителя службы, Алжир продолжил выдвигать необоснованные претензии к МиГам. «Все самолеты из первой партии были приняты представителями заказчика в России, после перевозки их в Алжир самолеты приняли алжирские ВВС, они были введены в эксплуатацию, однако затем к ним стали предъявлять претензии,— пояснил источник в корпорации МиГ.— И финансирование с алжирской стороны было прекращено. Из-за этого приостановлено выполнение следующего этапа контракта, а МиГ и Россия в целом несут убытки». Тем не менее, по словам источника в администрации президента РФ, в августе 2007 года президент Алжира [[Абдельазиз Бутефлика]] направил письмо Владимиру Путину с просьбой разобраться с качеством МиГов. Этот и ряд похожих скандалов эксперты связывают с последствиями внутренней борьбы в руководстве Алжира. Так, по мнению директора Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова, в политической элите Алжира «существуют пророссийские, профранцузские и проамериканские группировки, отстаивающие интересы своих партнеров». «Эти кланы противостоят друг другу, периодически добиваясь успеха»,— говорит Пухов. По мнению эксперта, охлаждение отношений между Россией и Алжиром совпало с резкой активизацией на африканском направлении нового президента Франции Никола Саркози. Среди прочего он активно продвигает на севере Африки французские истребители Rafale, конкурирующие с российскими МиГами. В свою очередь, США активно лоббировали в Алжире свои истребители F-16. В результате (по состоянию на начало января 2008 года) обсуждается вопрос об аннулировании контракта и выплате алжирской стороной соответствующей неустойки корпорации МиГ. Правда, при этом алжирская сторона не исключает закупки вместо МиГов дополнительной партии более тяжелых истребителей Су-30МКИ(А). Впрочем, часть проблем «Рособоронэкспорта» в 2007 году была вызвана ещё и неспособностью российских оборонных предприятий выполнить в срок ранее взятые на себя обязательства. Особенно серьезно эти проблемы осложняют военно-техническое сотрудничество Москвы и Дели. В частности, в сентябре 2007 года представители индийского флота сообщили, что планировавшаяся на 15 августа передача Индии в лизинг атомной подводной лодки Chakra проекта 971 «Щука-Б» отложена до 15 июня 2008 года, поскольку Амурский судостроительный завод (Комсомольск-на-Амуре) задерживает ее строительство на десять месяцев. Попутно Россия настаивала на увеличении стоимости контракта с $650 млн до $785 млн. Индия согласилась на отсрочку, но отказалась пересматривать цену. Те же задержки в работе по переоборудованию и модернизации авианосца «Адмирал Горшков» в интересах Индии на северодвинском «Севмашпредприятии» привели к переносу срока сдачи корабля с конца 2008 на 2011—2012 годы. Причем оказалась неверно оценена и стоимость работ по «Горшкову»: если в январе 2004 года контракт на его модернизацию был заключен на сумму около $700 млн, то уже в середине 2007 года представители правительства говорили о нехватке около $1 млрд. Российская сторона уже вышла с предложением к Дели доплатить за «Горшкова» еще $700 млн. Индийская сторона, естественно, отказалась. Кроме того, задержка с передачей самого авианосца, видимо, приведет к пересмотру сроков поставки и авиагруппы для него из истребителей МиГ-29K и МиГ-29КУБ и противолодочных вертолетов Ка-28 и Ка-31. В 2007 году Индия также отказалась принимать модернизированный противолодочный самолет Ил-38 и дизель-электрическую подводную лодку проекта 877ЭКМ из-за нареканий по поводу качества выполненных работ. В результате всех этих задержек и проблем в начале декабря главком военно-морских сил Индии адмирал Суреш Мехта заявил, что Дели может пересмотреть формат военно-технического сотрудничества с Россией, если Москва продолжит оттягивать выполнение контракта по модернизации авианосца «Адмирал Горшков». По словам адмирала, Индия может «задуматься над тем, куда идут наши отношения в оборонной сфере». Наметившиеся негативные тенденции в российской оборонной промышленности могут в среднесрочной перспективе привести и к падению российских оружейных поставок в целом. «С выходом на поставки в объеме $7 млрд в год Россия оказалась на некоем „плато“: экспорт будет держаться на этом уровне по крайней мере ближайшие три-четыре года, если сохранится существующая международная конъюнктура,— заявил „Власти“ Руслан Пухов.— Однако это „плато“ потом может ожидать драматическое падение». По мнению эксперта, российская оборонка испытывает кадровый голод, особенно не хватает высококвалифицированных рабочих. Вместе с тем инфляция в отрасли существенно превышает общий уровень по стране: если в 2007 году инфляция в России составила около 12 %, то в военно-промышленном комплексе она, по предварительным оценкам, должна была превысить 20 %. Кроме того, по мнению Пухова, в оборонке быстрыми темпами растут накладные расходы из-за пренебрежения энергосберегающими технологиями. В результате Россия часть вооружений вообще не сможет производить, а другие могут оказаться неконкурентоспособными по цене. Своевременно нейтрализовать подобные тенденции как раз в состоянии госкорпорация «Ростехнологии». При имеющемся у него административном ресурсе Сергей Чемезов способен пролоббировать изменения бюджета и корректировку законодательства для улучшения ситуации в российской оборонке. Очевидно, это и станет его первоочередной задачей на посту главы «Ростехнологий».
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы