Редактирование Военное авиастроение России в XX веке (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Виды летательных аппаратов == === Истребители === ==== И-1 ==== В 1923 г. на Государственном авиационном заводе (ГАЗ) № 1 группа конструкторов во главе с Н. Н. Поликарповым создала истребитель [[И-1]]. Вскоре его запустили в серийное производство. ==== И-3 ==== Проект истребителя И-3 с BMW-VI рассматривался в Техническом Совете Авиатреста 1 июня 1927 г. ==== И-9 ==== Осенью 1930 г. проект истребителя И-9 исключили из плана опытного строительства. ==== И-14 ==== В 1932 г. ЦАГИ получил задание на проектирование и постройку нового истребителя, обозначенного И-14 (заводской его номер был 31, отсюда и внутризаводское название самолета — AHT-31). 26 января 1934 года начались Государственные испытания доработанного опытного истребителя И-14. ==== И-16 ==== В 1934 году истребитель [[И-16]] был принят на вооружение ВВС Красной армии. В 1934 году истребитель И-16 полностью вытесняет из производства устаревший И-5. ==== МиГ-3 ==== В 1940 г. изготовили всего 20 истребителей МиГ-3. МиГ-3 приблизился к боевым характеристикам «Мессершмитта-109», однако он не имел пушечного вооружения.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_346-463_Chap7.pdf Вооружение и военная техника накануне войны]</ref> ==== Як-1 ==== Як-1 в основном не уступал «Мессершмитту-109».<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_346-463_Chap7.pdf Вооружение и военная техника накануне войны]</ref> ==== ЛаГГ-3 ==== В марте 1940 г. первый опытный образец ЛаГГ-3 вышел на испытания. Самолет выделялся своей конструкцией, в которой широко применялся новый тогда материал дельта-древесина. Другая отличительная черта ЛаГГ-3 — необычайно мощное вооружение. ЛаГГ-3 в основном не уступал «Мессершмитту-109».<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_346-463_Chap7.pdf Вооружение и военная техника накануне войны]</ref> ==== БИ-1 ==== В мае 1942 г. проводились испытания реактивного истребителя [[БИ-1]] конструктора В. Ф. Болховитинова.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_566-681_Chap9.pdf Борьба за превосходства в вооружении и техническом оснащении вооружённых сил]</ref> ==== Ла-7 ==== В 1943 году начались испытания советского истребителя [[Ла-7]]. ==== Як-3 ==== 1944 год. На фронт прибыли истребители [[Як-3]].<ref>[http://www.eg.ru/daily/politics/48426/]</ref> ==== МиГ-9 ==== В 1946 г. был запущен в серийное производство истребитель МиГ-9 с турбореактивным двигателем, созданный коллективом ученых под руководством А. И. Микояна и М. И. Гуревича.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_566-681_Chap9.pdf Борьба за превосходства в вооружении и техническом оснащении вооружённых сил]</ref> ==== Як-15 ==== 1946 год. В войска поступили реактивные истребители Як-15.<ref>[http://www.eg.ru/daily/politics/48426/]</ref> ==== МиГ-19 ==== В 1952 году начались испытания опытных образцов серии СМ (будущего МиГ-19). ==== Су-7 ==== Первый сверхзвуковой истребитель [[Су-7]] был продемонстрирован на авиационном параде в Тушино в 1956 году. Осенью 1956 г. начались государственные испытания истребителя [[Су-7]]. ==== МиГ-25 ==== 1964 год. Серийный истребитель [[МиГ-25]] установил рекорд скорости — 3000 км/ч.<ref>[http://www.eg.ru/daily/politics/48426/]</ref> ==== МиГ-31 ==== 1975 год. Принят на вооружение истребитель МиГ-31.<ref>[http://www.eg.ru/daily/politics/48426/]</ref> ==== Су-27 ==== [[Изображение:Su-27.jpg|thumb|400px|right|Истребитель [[Су-27]]]] Первый полет [[Су-27]] совершил 20 мая 1977 года. Серийное производство Су-27 было развернуто на авиазаводе им. Ю. А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре в 1982 году. В 1984 году истребитель под обозначением Су-27 принят на вооружение Советской Армии. В 1985 году начались испытания экспериментального самолета Т-10-24. В марте 1991 г. начались Государственные испытания корабельного истребителя [[Су-27К]] ([[Су-33]]). ==== Су-30 ==== 1989 год. В войска поступил [[Су-30]] — многоцелевой тяжёлый истребитель, обладающий сверхманевренностью.<ref>[http://www.eg.ru/daily/politics/48426/]</ref> Су-30 серийно производится Иркутским авиационным заводом с 1992 года. Первый полет серийного Су-30 состоялся 14 февраля 1992 года. === Штурмовики === ==== Ил-2 ==== Конструкторским бюро С. В. Ильюшина был создан специальный тип самолёта — штурмовик [[Ил-2]], который не имел аналога в мире.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_566-681_Chap9.pdf Борьба за превосходства в вооружении и техническом оснащении вооружённых сил]</ref> Штурмовик — это тихоходный по сравнению с истребителем самолёт, оптимизированный для полета на предельно малой высоте — бреющий полёт. Самолёт имел хорошо бронированный корпус.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_566-681_Chap9.pdf Борьба за превосходства в вооружении и техническом оснащении вооружённых сил]</ref> В январе 1940 года опытный штурмовик [[Ил-2]] прошёл государственные испытания. Разнообразный состав вооружения (два пулемета калибра 7,62 мм, две 20-мм или 23-мм пушки, восемь реактивных снарядов калибра 82 мм или 132 мм и 400—600 кг бомб) обеспечивал поражение самых различных целей: колонн войск, бронемашин, танков, артиллерийских батарей, пехоты, средств коммуникации и связи, складов, железнодорожных составов и т. д.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_566-681_Chap9.pdf Борьба за превосходства в вооружении и техническом оснащении вооружённых сил]</ref> Боевое применение Ил-2 выявило и крупный его недостаток — уязвимость от огня истребителей противника, атаковавших штурмовик с задней незащищенной полусферы.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_566-681_Chap9.pdf Борьба за превосходства в вооружении и техническом оснащении вооружённых сил]</ref> Ил-2 оказался не приспособлен к пикированию более 30 градусов. В этих режимах было сложно пилотировать — мешала недостаточная прочностная нагрузка. На самолете находился бомбардировочный прицел ПБП-1б, который обычно устанавливался на бомбардировщиках, но он был практически бесполезен в режимах бреющего полета. Чаще всего для прицеливания использовались прицельные метки на лобовом стекле фонаря кабины. Наиболее эффективным вооружением штурмовика стало применение противотанковых кумулятивных бомб.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_346-463_Chap7.pdf Вооружение и военная техника накануне войны]</ref> На Ил-2 также отсутствовало надежное радиооборудование, до 1943 г. радиостанции устанавливались только на командирских машинах. Все это затрудняло организацию больших групп, Ил-2 чаще всего летали тройками, четверками или восьмерками.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_566-681_Chap9.pdf Борьба за превосходства в вооружении и техническом оснащении вооружённых сил]</ref> Первые серийные бронированные штурмовики, получившие марку Ил-2, начали выходить из заводских цехов в 1941 г.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_464-565_Chap8.pdf Развитие вооружения противоборствующих сторон в ходе боевых действий]</ref> В КБ С. В. Ильюшина провели модификацию самолета, и осенью 1942 г. на фронте впервые появились Ил-2 в двухместном варианте. Большую роль в увеличении огневой мощи штурмовика при атаке наземных целей сыграли реактивные снаряды класса «воздух — земля», принятые на вооружение Ил-2 в 1942 г.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_566-681_Chap9.pdf Борьба за превосходства в вооружении и техническом оснащении вооружённых сил]</ref> С 1943 г. Ил-2 выпускался с более мощным мотором.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_566-681_Chap9.pdf Борьба за превосходства в вооружении и техническом оснащении вооружённых сил]</ref> В 1943 г. на Ил-2 стали устанавливать под крылом две пушки калибра 37 мм. Оснащение этих пушек 37-мм бронебойно-зажигательными снарядами БЗТ-37 авиапушек НС-37 позволяло выводить из строя любой немецкий танк. Кроме того, создание в 1943 г. противотанковой авиабомбы кумулятивного действия ПТАБ-2,5-1,5 конструкции И. А. Ларионова с использованием донного взрывателя АДА значительно расширило возможности штурмовиков Ил-2 в борьбе с танками и другой бронетехникой. При сбросе таких бомб одним штурмовиком с высоты 75-100 м под удар попадали практически все танки в полосе 15x75 м, бомба ПТАБ пробивала броню толщиной до 70 мм.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_566-681_Chap9.pdf Борьба за превосходства в вооружении и техническом оснащении вооружённых сил]</ref> За время Великой Отечественной войны в СССР на четырёх авиазаводах построили 3,6 тыс. самолётов Ил-2.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_464-565_Chap8.pdf Развитие вооружения противоборствующих сторон в ходе боевых действий]</ref> Ил-2 стал наиболее знаменитым самолетом КБ С. В. Ильюшина в период Великой Отечественной войны.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_464-565_Chap8.pdf Развитие вооружения противоборствующих сторон в ходе боевых действий]</ref> ==== Ил-10 ==== Штурмовик [[Ил-10]] приняли на вооружение в 1944 г. К 1 мая 1945 г. действующей армии было передано 630 штурмовиков Ил-10, которые выпускали на двух заводах вместо Ил-2.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_464-565_Chap8.pdf Развитие вооружения противоборствующих сторон в ходе боевых действий]</ref> Ил-10, по сравнению с Ил-2, имел меньшие размеры, существенно лучшую аэродинамику и более мощный мотор жидкостного охлаждения [[АМ-42]]. На самолеты были установлены четыре пушки: на первом этапе — калибром 20 мм, позже — калибром 23 мм, на крыльевых балках располагались восемь реактивных снарядов [[РС-82]]. Бомбоотсек и внешняя подвеска допускали использование разнокалиберных бомб общей массой до 600 кг. При максимальной горизонтальной скорости Ил-10 обошел своего предшественника на 150 км/ч.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_566-681_Chap9.pdf Борьба за превосходства в вооружении и техническом оснащении вооружённых сил]</ref> ==== Ил-18 ==== Тяжёлый штурмовик Ил-18 был построен), но его испытания затянулись, и серийно он не выпускался.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_566-681_Chap9.pdf Борьба за превосходства в вооружении и техническом оснащении вооружённых сил]</ref> === Бомбардировщики === ==== У-2 ==== В 1928 г. был создан многоцелевой самолет [[У-2]], использовавшийся в том числе в качестве бомбардировщика. ==== ДБ-3 ==== Спроектированный в 1933 г. самолет [[ДБ-3]] в ходе серийного производства постоянно совершенствовался. Новый самолет [[ДБ-3Ф]], ставший основным дальним бомбардировщиком авиации и торпедоносцем авиации ВМФ, нес 1000 кг бомб на высоте 8500 м со скоростью 445 км/ч. ==== СБ ==== В 1936 г. на базе одного из [[АНТ]] группа А. А. Архангельского создала скоростной бомбардировщик ([[СБ]]), несший 500 кг бомб. Его максимальная скорость достигала 424 км/ч, а потолок — 9500 м. Он стал первым фронтовым бомбардировщиком. ==== Пе-2 ==== В 1940 г. изготовили всего 2 пикирующих бомбардировщика [[Пе-2]]. Самолёт Пе-2 имел довольно слабую бомбовую нагрузку — 600 кг, основной причиной являлось то, что Пе-2 переделывался из истребителя. Советский бомбардировщик использовал в основном бомбы малого калибра 100—250 кг и максимальный калибр 500 кг. Немецкие фронтовые бомбардировщики «[[Юнкерс-88]]» и «[[Хейнкель-111]]» могли брать на борт до 2-3 тыс. кг.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_346-463_Chap7.pdf Вооружение и военная техника накануне войны]</ref> Пе-2 применялся на всех фронтах Великой Отечественной войны и постоянно совершенствовался. В первую очередь было улучшено и усилено его стрелковое вооружение, затем поставлены более мощные моторы.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_464-565_Chap8.pdf Развитие вооружения противоборствующих сторон в ходе боевых действий]</ref> Всего за 1941—1945 гг. на четырех авиазаводах изготовили более 11 тыс. бомбардировщиков Пе-2.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_464-565_Chap8.pdf Развитие вооружения противоборствующих сторон в ходе боевых действий]</ref> ==== Ту-2 ==== Весной 1940 года [[А. Н. Туполев]]у руководство страны поручило спроектировать фронтовой пикирующий бомбардировщик. Осенью 1940 года самолёт [[Ту-2]] построили, а в январе 1941 г. испытали. Ту-2, несмотря на меньший, чем у «Юнкерса-88» и «Хейнкеля-111», вес (11 400-11 700 кг против 12 500-15 000 кг), обладал аналогичной бомбовой нагрузкой. По дальности полёта Ту-2 также находился на уровне немецких бомбардировщиков. Ту-2 мог брать в бомбоотсек 1 тыс. кг бомб, а «Юнкерс-88» и «Хейнкель-111» — только на внешней подвеске.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_346-463_Chap7.pdf Вооружение и военная техника накануне войны]</ref> В 1942 г. начался выпуск фронтового пикирующего бомбардировщика Ту-2. С конвейера только что построенного авиазавода № 166 в Омске сошли первые серийные машины. Завод изготовил 80 самолетов Ту-2, после чего в соответствии с решением Государственного Комитета Обороны, вызванным острой нехваткой истребителей, его производство было прекращено, и завод приступил к выпуску истребителя Як-9. Производство Ту-2 было возобновлено через год на московском авиазаводе № 23.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_464-565_Chap8.pdf Развитие вооружения противоборствующих сторон в ходе боевых действий]</ref> Выпускавшийся с конца 1943 г. Ту-2 с более мощными моторами, усиленным оборонительным вооружением и упрощенной конструкцией превосходил все бомбардировщики, применявшиеся на советско-германском фронте.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_566-681_Chap9.pdf Борьба за превосходства в вооружении и техническом оснащении вооружённых сил]</ref> За период 1942—1945 гг. всего построили 1,2 тыс. Ту-2. Выпуск этих самолетов продолжался еще несколько лет и после войны, пока их не сменили реактивные бомбардировщики.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_464-565_Chap8.pdf Развитие вооружения противоборствующих сторон в ходе боевых действий]</ref> Ту-2 остался в истории как один из выдающихся самолетов своего времени. Среди других аналогичных самолетов, как союзников, так и противника, Ту-2 не выделялся какими-то рекордными показателями. Его превосходство заключалось в исключительно удачном сочетании основных составляющих боевой эффективности, таких как скорость, дальность полета, обороноспособность, бомбовая нагрузка и возможность бомбометания бомбами одного из самых крупных тогда калибров. Это и определило очень высокую его боеспособность.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_566-681_Chap9.pdf Борьба за превосходства в вооружении и техническом оснащении вооружённых сил]</ref> ==== М-4 ==== 15 апреля 1954 года начались государственные испытания бомбардировщика, получившего официальное обозначение М-4. ==== Ту-95 ==== [[Изображение:Tu-95MS.jpg|thumb|400px|right|Стратегический бомбардировщик [[Ту-95МС]]]] 1955 год — Принятие на вооружение тяжелого межконтинентального бомбардировщика Ту-95А.<ref>''Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А.'' [http://www.polar.mephi.ru/ru/projects/ukrosch_ydra/ukrosch_ydra.pdf Укрощение ядра] — Саров, 2003 г.</ref> 1981 год — Принят на вооружение тяжелый бомбардировщик [[Ту-95МС]].<ref>''Андрюшин И. А., Чернышёв А. К., Юдин Ю. А.'' [http://www.polar.mephi.ru/ru/projects/ukrosch_ydra/ukrosch_ydra.pdf Укрощение ядра] — Саров, 2003 г.</ref> ==== Як-28 ==== 14 сентября 1959 г. начались государственные испытания опытного бомбардировщика Як-28 (комиссию возглавлял Л. В. Жолудев). === Самолёты-разведчики === В 1923 г. на Государственном авиационном заводе (ГАЗ) № 1 группа конструкторов во главе с Н. Н. Поликарповым создала разведчик [[Р-1]]. Вскоре его запустили в серийное производство. В 1932 г. Г. М. Бериев построил морской разведчик [[МБР-2]]. В 1939 г. конструктором А. С. Яковлевым создан двухмоторный самолёт [[Р-12]]. Он мог достичь скорости 567 км/ч и подняться на 10 800 м. С лета 1943 г. для корректировки артиллерийской стрельбы и разведки использовались самолёты [[Ил-2КР]], оснащенные фотоаппаратурой и более мощной, чем обычно, радиостанцией.<ref>[http://encyclopedia.mil.ru/files/VOV/tom7/VOV_Vol7_566-681_Chap9.pdf Борьба за превосходства в вооружении и техническом оснащении вооружённых сил]</ref> === Транспортные самолёты === 1965 год. На авиасалоне в Ле-Бурже представлен самолёт [[Ан-22]] — транспортный самолёт грузоподъёмностью 100 тонн.<ref>[http://www.eg.ru/daily/politics/48426/]</ref> 1982 год. Запущен в серийное производство [[Ан-124]], самый грузоподъёмный самолёт в мире.<ref>[http://www.eg.ru/daily/politics/48426/]</ref> 27 декабря 1986 г. Завершены государственные испытания самолёта Ан-124. 1987 год. Принят на вооружение [[Ан-124]].<ref>[http://www.eg.ru/daily/politics/48426/]</ref> === Вертолёты === ==== Ка-27 ==== В 1969 г. ОКБ им. Н. И. Камова разрабатывало новый многоцелевой палубный вертолет Ка-27. ==== Ка-31 ==== Первый опытный полёт вертолёта [[Ка-31]] состоялся в 1987 году. Доработки по устранению всех недостатков продолжались 8 лет. И, наконец, в 1995 году, вертолёт был принят на вооружение сил флота.<ref>[http://tehnowar.ru/39561-ka-31-unikalnyy-vertolet-razvedki.html]</ref> ==== Ка-50 ==== В конце 1976 года инженеры Ухтомского вертолетного завода (Опытное конструкторское бюро «Камова») начали по постановлению Совета Министров СССР разрабатывать перспективный ударный вертолет, предназначенный для уничтожения бронетехники на поле боя.<ref>[http://newokruga.ru/data-dnya-17-iyunya-v-vozduh-podnyalsya-opyitnyiy-obrazets-vertoleta-ka-50-chernaya-akula/]</ref> Под руководством главного конструктора Сергея Михеева был создан прототип боевого вертолета. В мае 1981 года был построен первый летный экземпляр машины, который 17 июня 1982 года совершил свой первый полет. Серийное производство Ка-50 началось в 1991 году на арсеньевском заводе «Прогресс» в Приморском крае. А в 1995 году вертолет был принят на вооружение авиации Сухопутных войск России.<ref>[http://newokruga.ru/data-dnya-17-iyunya-v-vozduh-podnyalsya-opyitnyiy-obrazets-vertoleta-ka-50-chernaya-akula/]</ref> ==== Ми-28 ==== В 1991 году начались испытания двух образцов [[Ми-28А]]. [[Категория:Военное авиастроение России]] [[Категория:Оборонная промышленность России в XX веке]] [[Категория:Авиационная промышленность России в XX веке]] [[Категория:Военное авиастроение в XX веке]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы