Ядерные судовые двигатели в России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Производство

«ОКБМ Африкантов» — главный конструктор всех судовых реакторных установок для атомного ледокольного флота России.[1]

«ОКБМ Африкантов» является комплексным поставщиком ЯППУ для строящихся АПЛ проектов «Борей» и «Ясень».[2]

[править] РИТМ-400

В АО «ОКБМ Африкантов» решается задача создания реакторной установки РИТМ-400 мощностью на винтах 110—130 МВт для атомного ледокола «Лидер», который сможет обеспечить круглогодичную навигацию на Северном морском пути.[3]

[править] История

[править] 1950-е годы

С начала 1950-х годов НИКИЭТ (в те годы - НИИ-8) является головным исполнителем работ по проектированию корабельных паропроизводящих установок, изготовлению и поставке их оборудования для объектов Военно-Морского флота СССР, а также авторскому сопровождению их эксплуатации, ремонта и утилизации.[4]

«ОКБМ Африкантов» (до 1964 года — ОКБ завода № 92. г. Горький) было привлечено к работам по созданию корабельных атомных силовых установок в 1954 году на этапе технического проекта АЭУ для первой отечественной АПЛ (научный руководитель работ — А. П. Александров, главный конструктор АЭУ — Н. А. Доллежаль).[5]

1957 г. — Физический пуск реактора первой атомной подводной лодки (ОКБМ — разработчик рабочего проекта АППУ и наземного стенда-прототипа).[6]

Первый советский атомный ледокол (а/л) «Ленин» был введен в эксплуатацию в 1959 году. Это первое в мире надводное судно с атомной энергетической установкой, по мощности не имевшее равных среди ледоколов всего мира. В качестве энергоисточника была принята атомная паропроизводящая установка АППУ ОК-150. Это реакторная установка (РУ) с петлевой компоновкой, то есть основное оборудование контура располагалось в отдельных корпусах, соединённых между собой трубопроводами.[7]

[править] 1960-е годы

В 1960 г. «ОКБ Африкантов» награждается высшей государственной наградой — Орденом Ленина за участие в создании ядерной энергетической установки первого в мире гражданского атомного судна — ледокола «Ленин».[8]

1967 г. — Начало эксплуатации головных АПЛ второго поколения (ОКБМ — главный конструктор АППУ).[9]

[править] 1970-е годы

В 1970 г. на атомный ледокол «Ленин» была установлена АППУ ОК-900 нового поколения блочного типа, то есть реактор, насосы и парогенераторы имели отдельные корпуса и соединены друг с другом короткими патрубками типа «труба в трубе».[10]

1975 г. — Начало эксплуатации атомного ледокола «Арктика» (ОКБМ — главный конструктор АППУ).[11]

1977 г. — Начало эксплуатации атомного ледокола «Сибирь» (ОКБМ — главный конструктор АППУ).[12]

[править] 1980-е годы

1980 г. — Физический пуск реакторов на атомном крейсере «Киров» (ОКБМ — главный конструктор АППУ).[13]

1980 г. — Ввод в эксплуатацию головной АПЛ третьего поколения (ОКБМ — главный конструктор АППУ).[14]

1985 г. — Начало эксплуатации атомного ледокола «Россия» (ОКБМ — главный конструктор АППУ).[15]

1988 г. — Начало эксплуатации атомного лихтеровоза «Севморпуть» (ОКБМ — главный конструктор АППУ).[16]

1989 г. — Начало эксплуатации атомного ледокола «Советский Cоюз» (ОКБМ — главный конструктор АППУ).[17]

[править] 1990-е годы

1990 г. — Начало эксплуатации атомного ледокола «Вайгач» (ОКБМ — главный конструктор АППУ).[18]

1992 г. — Начало эксплуатации атомного ледокола «Ямал» (ОКБМ — главный конструктор АППУ).[19]

1996 г. — Начало эксплуатации атомного крейсера «Петр Великий» (ОКБМ — главный конструктор АППУ).[20]

[править] 2000-е годы

2005 г. — Завершено изготовление головного парогенерирующего блока для АПЛ IV поколения.[21]

2007 г. — Ввод в эксплуатацию атомного ледокола «50 лет Победы».[22]

[править] 2010-е годы

2016 г. — Комплектная поставка оборудования РУ РИТМ-200 для ледокола «Арктика».[23]

В августе 2018 года было сообщено, что ОКБМ имени И. И. Африкантова испытало активную зону ядерного реактора с ресурсом на весь срок службы атомной подлодки. Об этом сообщается в опубликованном отчете предприятия за 2017 год. Также в отчете говорится об испытаниях оптимизированной активной зоны для атомных субмарин четвертого поколения.[24]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]
  4. [4]
  5. [5]
  6. [6]
  7. [7]
  8. [8]
  9. [9]
  10. [10]
  11. [11]
  12. [12]
  13. [13]
  14. [14]
  15. [15]
  16. [16]
  17. [17]
  18. [18]
  19. [19]
  20. [20]
  21. [21]
  22. [22]
  23. [23]
  24. [24]
Личные инструменты