Ядерные судовые двигатели в России
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Производство
«ОКБМ Африкантов» — главный конструктор всех судовых реакторных установок для атомного ледокольного флота России.[1]
«ОКБМ Африкантов» является комплексным поставщиком ЯППУ для строящихся АПЛ проектов «Борей» и «Ясень».[2]
[править] РИТМ-400
В АО «ОКБМ Африкантов» решается задача создания реакторной установки РИТМ-400 мощностью на винтах 110—130 МВт для атомного ледокола «Лидер», который сможет обеспечить круглогодичную навигацию на Северном морском пути.[3]
[править] История
[править] 1950-е годы
С начала 1950-х годов НИКИЭТ (в те годы - НИИ-8) является головным исполнителем работ по проектированию корабельных паропроизводящих установок, изготовлению и поставке их оборудования для объектов Военно-Морского флота СССР, а также авторскому сопровождению их эксплуатации, ремонта и утилизации.[4]
«ОКБМ Африкантов» (до 1964 года — ОКБ завода № 92. г. Горький) было привлечено к работам по созданию корабельных атомных силовых установок в 1954 году на этапе технического проекта АЭУ для первой отечественной АПЛ (научный руководитель работ — А. П. Александров, главный конструктор АЭУ — Н. А. Доллежаль).[5]
1957 г. — Физический пуск реактора первой атомной подводной лодки (ОКБМ — разработчик рабочего проекта АППУ и наземного стенда-прототипа).[6]
Первый советский атомный ледокол (а/л) «Ленин» был введен в эксплуатацию в 1959 году. Это первое в мире надводное судно с атомной энергетической установкой, по мощности не имевшее равных среди ледоколов всего мира. В качестве энергоисточника была принята атомная паропроизводящая установка АППУ ОК-150. Это реакторная установка (РУ) с петлевой компоновкой, то есть основное оборудование контура располагалось в отдельных корпусах, соединённых между собой трубопроводами.[7]
[править] 1960-е годы
В 1960 г. «ОКБ Африкантов» награждается высшей государственной наградой — Орденом Ленина за участие в создании ядерной энергетической установки первого в мире гражданского атомного судна — ледокола «Ленин».[8]
1967 г. — Начало эксплуатации головных АПЛ второго поколения (ОКБМ — главный конструктор АППУ).[9]
[править] 1970-е годы
В 1970 г. на атомный ледокол «Ленин» была установлена АППУ ОК-900 нового поколения блочного типа, то есть реактор, насосы и парогенераторы имели отдельные корпуса и соединены друг с другом короткими патрубками типа «труба в трубе».[10]
1975 г. — Начало эксплуатации атомного ледокола «Арктика» (ОКБМ — главный конструктор АППУ).[11]
1977 г. — Начало эксплуатации атомного ледокола «Сибирь» (ОКБМ — главный конструктор АППУ).[12]
[править] 1980-е годы
1980 г. — Физический пуск реакторов на атомном крейсере «Киров» (ОКБМ — главный конструктор АППУ).[13]
1980 г. — Ввод в эксплуатацию головной АПЛ третьего поколения (ОКБМ — главный конструктор АППУ).[14]
1985 г. — Начало эксплуатации атомного ледокола «Россия» (ОКБМ — главный конструктор АППУ).[15]
1988 г. — Начало эксплуатации атомного лихтеровоза «Севморпуть» (ОКБМ — главный конструктор АППУ).[16]
1989 г. — Начало эксплуатации атомного ледокола «Советский Cоюз» (ОКБМ — главный конструктор АППУ).[17]
[править] 1990-е годы
1990 г. — Начало эксплуатации атомного ледокола «Вайгач» (ОКБМ — главный конструктор АППУ).[18]
1992 г. — Начало эксплуатации атомного ледокола «Ямал» (ОКБМ — главный конструктор АППУ).[19]
1996 г. — Начало эксплуатации атомного крейсера «Петр Великий» (ОКБМ — главный конструктор АППУ).[20]
[править] 2000-е годы
2005 г. — Завершено изготовление головного парогенерирующего блока для АПЛ IV поколения.[21]
2007 г. — Ввод в эксплуатацию атомного ледокола «50 лет Победы».[22]
[править] 2010-е годы
2016 г. — Комплектная поставка оборудования РУ РИТМ-200 для ледокола «Арктика».[23]
В августе 2018 года было сообщено, что ОКБМ имени И. И. Африкантова испытало активную зону ядерного реактора с ресурсом на весь срок службы атомной подлодки. Об этом сообщается в опубликованном отчете предприятия за 2017 год. Также в отчете говорится об испытаниях оптимизированной активной зоны для атомных субмарин четвертого поколения.[24]