Энергоносители в Белоруссии

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Энергетический сектор Белоруссии характеризуется высоким удельным весом государственной собственности, высокой степенью вертикальной интеграции, регулируемыми тарифами, ростом операционных убытков и перекрёстным субсидированием.[1]

Содержание

[править] Импорт

Около 85% энергоресурсов, задействованных в экономике Белоруссии, импортируется.[2]

[править] Государственные субсидии

В 2011 году отмечалось, что бюджетные расходы в результате заниженных энергетических тарифов составляют около 2 % ВВП.[3]

Услуги теплоснабжения для бытовых потребителей представляют собой крупнейший источник убытков, на долю которого приходится 1,1 % ВВП, в то время как на теплоснабжение небытовых потребителей приходится еще 0,06 % ВВП. Операционные убытки ГПО «Белэнерго» от продажи электроэнергии бытовым потребителям составили 0,28 % ВВП. ГПО «Белтопгаз» несет убытки от продажи газа бытовым потребителям в размере 0,27 % ВВП. Помимо этого, около 130 промышленных потребителей пользуются льготными тарифами на электричество, теплоснабжение и газ, что увеличивает общий объем энергетических субсидий на 0,28 % ВВП.[4]

Энергетические субсидии финансируются посредством прямых бюджетных субсидий, а также — все в большей степени—посредством сложной системы перекрестного субсидирования за счет прибыли от продажи энергии небытовым потребителям. Явные бюджетные субсидии, выделяемые ЖКХ из средств местных бюджетов, покрывают лишь малую долю в размере 0,3 процента ВВП или приблизительно 15 процентов от совокупного объема государственного финансирования сектора. Львиная доля затрат предприятий коммунального обслуживания стала финансироваться за счет перекрестного субсидирования одних услуг и одних потребителей за счет других. Перекрестное субсидирование, в основном за счет прибыли от поставок электроэнергии и газа для небытовых потребителей, увеличилось в реальном выражении почти в два раза с 0,8 процента ВВП в 2005 году до 1,7 процента ВВП в 2009 году.[5]

[править] Цены

Низкие тарифы на энергоносители позволяют удерживать расходы домохозяйств на коммунальные услуги в Белоруссии на уровне менее 10 % их доходов, что намного ниже, чем в большинстве стран региона.[6]

Удержание низких тарифов подорвало финансовую жизнеспособность и устойчивость сектора, особенно с учётом роста стоимости энергоресурсов, обусловленного ростом цены на импорт газа из России.[7]

[править] Природный газ

Газоснабжение и транспортировку газа по территории Беларуси обеспечивает ОАО «Газпромтрансгаз Беларусь».[8]

[править] Примечания

  1. Обзор государственных расходов в Республике Беларусь. Реформирование бюджетно-налоговой сферы в целях восстановления устойчивого экономического роста. 15 августа 2011
  2. [1]
  3. Обзор государственных расходов в Республике Беларусь. Реформирование бюджетно-налоговой сферы в целях восстановления устойчивого экономического роста. 15 августа 2011
  4. Обзор государственных расходов в Республике Беларусь. Реформирование бюджетно-налоговой сферы в целях восстановления устойчивого экономического роста. 15 августа 2011
  5. Обзор государственных расходов в Республике Беларусь. Реформирование бюджетно-налоговой сферы в целях восстановления устойчивого экономического роста. 15 августа 2011
  6. Обзор государственных расходов в Республике Беларусь. Реформирование бюджетно-налоговой сферы в целях восстановления устойчивого экономического роста. 15 августа 2011
  7. Обзор государственных расходов в Республике Беларусь. Реформирование бюджетно-налоговой сферы в целях восстановления устойчивого экономического роста. 15 августа 2011
  8. [2]
Энергоносители
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСеверная МакедонияСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжном Судане
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Личные инструменты