Экспорт машиностроительной продукции из Украины в 2014 году

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В экспорте продукции машиностроения Украины 2014 г. продолжились тенденции предыдущего года. Если в 2013 г. экспорт упал с 13,3 до 10,6 млрд.$ или на 20,3 %, то в 2014 г. — до 7,4 млрд.$ или на 30,2 %.[1]

Как и в 2013 г. основное падение пришлось на страны СНГ. В 2013 году падение составило 24 % (с 9.2 до 7 млрд.$), в 2014 г. — 41.4 % (с 7 до 4.1 млрд.$). В то же время объем экспорта в ЕС даже слегка вырос в сравнении с небольшим падением в 2013 г.[2]

Как и в 2013 году, наибольшее снижение произошло по группе железнодорожного транспорта, в 1-ю очередь, вагонов. Ещё в 2012 году экспорт локомотивов и, особенно, вагонов, давал наибольший вклад в общий итог экспорта — $4,1 млрд. В 2013 году сумма экспорта снизилась до $2,5 млрд (на 39 %), в 2014 году — до $0,8 млрд (ещё в 3раза). Наибольший вклад в общую сумму экспорта даёт группа двигателей, турбин, насосов, подшипников. В 2012 и 2013 годах изделий данной группы экспортировалось на $3,8 млрд, а 2014 — на $3 млрд (падение 21 %). Экспорт электротехнической продукции также снизился, в 2012 году он был $3,2 млрд, в 2013 — $3.1 млрд, а в 2014 г. — $2.7 млрд (на 13 %). По остальным группам экспорт оставался на невысоком уровне, несколько снизившись в 2014 году.[3]

Таким образом тенденции 2013 года — падение экспорта в страны СНГ продукции, привычной еще по советским временам, продолжилась. В страны СНГ поставлялась техника советских стандартов, иногда. частично улучшенная. До недавнего времени спрос на привычную технику со стороны стран СНГ сохранялся. Прекращение роста (где-то с середины 2012 г.) и резко падение с сентября 2014 г. резко сократило спрос на подобную технику. В то же время, происходит некоторый рост экспорта в страны ЕС новых видов продукции, чьё производство освоено вместе с иностранными инвесторами.[4]

Содержание

[править] Импортёры

Как и в ранее, основной экспорт пришелся на страны ЕАЭС — Россию, Казахстан, Белоруссию, а также страны ЕС — Германию, Венгрию., Польшу. Но падение экспорта произошло, в основном, за счет стран ЕАЭС, из-за чего их места в списке наибольших покупателей украинской машиностроительной продукции сильно изменились.[5]

Россия осталась крупнейшим покупателем продукции машиностроения Украины, хотя объем продаж снизился на 20.5 % в 2013 г и еще на 39.2 % в 2014 г. А вот занимавший все последние годы 2-е место Казахстан опустился на 5-е, в 2013 г. объем продаж туда снизился на 39.8 %, в 2014 г. — на 50.2 %.[6]

Казахстан обогнали страны ЕС — Венгрия, Германия и Польша. Объем продаж в Венгрию в 2013 г. снизился на 22 %, зато в 2014 г. вырос на 12,9 %. То же самое с Германией — в 2013 г. объем продаж туда снизился на 20.5 %, в 2014 г. вырос на 8.7 %. Объем продаж в Польшу уверенно растет — на 31.6 % в 2013 г. и еще на 12.8 % в 2014 г.[7]

В результате доля стран СНГ продолжала падать и, например, по электротехнической продукции, значительно уступает доле стран ЕС.[8]

Экспорт в страны СНГ, сильно упавший в 2012/13 г, продолжил теми же темпами падать в 2014 г. То есть падение экспорта в страны СНГ — объективное явление, а не результат политических влияний.[9]

Следует отметить, что до 2012 г. основой украинского экспорта в страны СНГ были вагоны. В связи с прекращением роста цен и замедлением экономического развития, спрос на вагоны на рынке стран СНГ резко упал, естественно, чо украинские вагоны прекратили покупать в 1-ю очередь, пытаясь поддержать свое производство. В частности, в России останавливается Тверской вагонный завод, что приводит у социально-политическим проблемам в стране. Странно было бы, если при этом покупались украинские вагоны.[10]

Видимо, с экономическими проблемами связан спад экспорта в Китай, Индию. Иран.[11]

В тоже время в 2014 г. устойчиво рос экспорт машиностроительной продукции в страны ЕС. Венгрия, Германия, Польша, Чехия и Словакия стали крупнейшими украинскими покупателями.[12]

[править] Виды продукции

[править] Насосы, турбодвигатели, подшипники

На сегодня крупнейшая группа экспорта — это насосы, турбодвигатели, подшипники. Основной экспорт насосов и двигателей — это Россия. Основное падение экспорта пришлось на Россию, Китай, Белоруссию, ОАЭ. Экспорт в Германию не изменился, а в Польшу вырос. Удельный вес России в экспорте продукции данной группы уменьшился с 60.1 до 58.6 %.[13]

Рассмотрим основные продукты экспорта:

Так, двигатели турбореактивные — экспорт 2014 г. — 911 млн.$, в 2013 г. был 1059 млн.$ Сокращение на 14 % — за счёт России, на которую приходится 60 % экспорта, и Китая. В то же время экспорт в Иран сохранился на прежнем уровне, а в Индию, Вьетнам и страны ЕС вырос.[14]

По насосам экспорт также сократился за счёт России, покупающей более 60 % всего экспорта. Так, насосов для подъема жидкостей в 2014 г. было продано на 204 млн.$ вместо 288 млн.$ в 2013 г. 70 % насосов идет в Россию, еще 10 % в Белоруссию и Казахстан.[15]

Экспорт холодильников уменьшился со 133 до 112 млн.$ (на 16 %) за счет уменьшения продаж в страны ЕАЭС в целом с 88 до 73 млн.$. Доля ЕС увеличилась с 17.6 до 18.2 млн.$. Уменьшились продажи холодильников и в другие страны СНГ, Азии.[16]

Аппаратура для подготовки шихты (дробилки, грохота, сепараторы и т. д.) — экспорт уменьшился со 112.2 до 85.2 млн.$ (на 24 %) за счет уменьшения экспорта в Россию — с 75.6 до 52.4 млн.$ (на 31 %). При этом начался экспорт этого оборудования в Германию — в 2014 г. на 11.4 млн.$. В целом доля стран ЕАЭС уменьшилась с 80.9 до 72.8 %, а стран ЕС увеличилась с 10.9 до 19.1 %.[17]

Подшипники — основной экспорт в Германию и Россию. Экспорт в Германию не изменился 65.9 млн.$ в 2013 г. и 65.2 млн.$ в 2014 г. Экспорт в Россию упал с 34.6 до 26.5 млн.$ Доля стран ЕАЭС уменьшилась с 38.8 % до 30 %, доля стран ЕС увеличилась с 57.3 % до 65.3 %.[18]

В данной группе находится экспорт турбин. Однако, его объем не велик (51 млн.$) и, фактически, экспортируются не целые турбины, а комплектующие и запчасти. В 2013 г. было экспортировано запчастей к турбьинам на 68 млрд.$. Интересно, что экспорт в Россию вырос, а сокращение общего экспорта произошло за счет резкого падения поставок в Казахстан.[19]

[править] Электрические машины и электротехническая продукция

Следующей по объему продаж группой является электрические машины и электротехническая продукция.[20]

В данной группе доля стран ЕС превосходит долю стран СНГ за счет экспорта автомобильного кабеля.[21]

Основные составляющие данной группы:[22]

Электродвигатели и генераторы. Экспорт уменьшился с 193.2 до 117.1 млн.$ или почти на 40 %. Доля стран ЕАЭС увеличилась с 90 % до 93 %, хотя в абсолютных величинах экспорт в эти страны упал более, чем на треть.[23]

Трансформаторы. Экспорт уменьшился с 408.4 до 207.1 млн.$, практически вдвое. Доля стран ЕАЭС уменьшилась с 78 % до 71 %. Экспорт в страны ЕС уменьшился незначительно.[24]

Электрические нагреватели. Экспорт увеличился с 96.2 до 102.8 млн.$ или на 7 %. Основной вклад вносит экспорт нагревательных элементов сопротивления (ТЭНов) в Венгрию. Доля стран ЕАЭС в экспорте товаров данной группы уменьшилась с 22 % до 19 %, а доля стран ЕС увеличилась с 67 % до 71.5 % за счет роста экспорта в Венгрию.[25]

Радиолокационная и радионавигационная аппаратура — падение экспорта с 102.7 до 51.5 млн.$ или более, чем в 2 раза. Падение экспорта в Россию составило почти в 3 раза. Зато вырос экспорт в Египет и Эфиопию, превысив экспорт в Россию.[26]

Приемная аппаратура для ТВ. Падение экспорта с 278.6 до 247.3 млн.$ или на 11 %. Основное падение экспорта пришлось на долю России — на 40 % Значительно вырос экспорт ТВ-мониторов в Венгрию — на 29 %, в результате чего экспорт в Венгрию превзошёл экспорт в Россию, а доля стран ЕС составила 53 % общего экспорта ТВ-приёмников.[27]

Запчасти для электроаппаратуры: Падение экспорта со 115 до 100 млн.$ или на 13 %. Падение произошло за счёт стран Азии. Экспорт в страны ЕАЭС уменьшился, экспорт в ЕС увеличился, в основном, в Венгрию. Доля стран ЕС сегодня составляет 67 % общего экспорта запчастей, доля ЕАЭС — 21 %.[28]

Электроаппаратура для коммутации и защиты сетей. Падение экспорта со 121.9 до 115.8 млн.$ или на 5 %. Основной экспорт по данной группе приходится на Германию (выключатели и переключатели) и Россию. В 2014 г экспорт в страны ЕАЭС несколько снизился — с 41 до 39 %, доля стран ЕС увеличилась с 53 % до 57 %.[29]

Но основным видом продукции в данной группе (45 % от общего экспорта электроаппаратуры и электротехнической продукции) стал провод для автомобилей. Рост экспорта с 1081.6 до 1170.2 млн.$ или на 8 %. Причем, этот объем экспорта обеспечивается несколькими небольшими предприятиями, построенными во Львове и Тернополе иностранными инвесторами. Доля стран ЕАЭС в покупках украинского автопровода упала с 7 % до 6 %, причем, общий объем покупок увеличился (в отличие от покупок электроаппаратуры, которые уменьшились в разы, как было показано выше). Доля стран ЕС выросла с 90.5 % до 92 %.[30]

Экспорт автомобильного кабеля идёт в большое количество стран ЕС, причем, в большинство из них динамика экспорта положительная.[31]

По ряду стран ЕС автокабель является основным продуктом украинского экспорта.[32]

[править] Железнодорожный подвижной состав

Экспорт железнодорожного подвижного состава в 2014 г. снизился до малозначимых величин.[33]

Основное падение экспорта пришлось на страны ЕАЭС — Россию, Казахстан, а также страны СНГ Туркменистан и Прибалтику. Снизился экспорт в страны Прибалтки, Грузию. Экспорт в Германию и США несколько вырос за счет экспорта запчастей.[34]

Так, экспорт локомотивов уменьшился с 472 до 286 млн.$ или на 40 %, практически весь экспорт локомотивов идет в Россию.[35]

Экспорт вагонов упал с 1331 до 234 млн.$ или в 5.7раза. Падение поставок произошло как в Россию, Казахстан, Туркменистан, так и в страны Прибалтики.[36]

Экспорт запчастей для локомотивов и вагонов упал с 514 до 282 млн.$ или на 45 % за счёт уменьшения поставок в Россию. В США и Германию поставки запчастей выросли.[37]

[править] Самолёты и космические аппараты

Экспорт самолетов сократился с 206 до 184 млн $ или на 11 %. Наибольший объем экспорта приходится на Кубу, хотя и сократился в 2 раза. Прекратился экспорт в США космических аппаратов. Экспорт самолетов продолжается в Пакистан и Казахстан, космических аппаратов — в Россию.[38]

[править] Примечания

  1. Экспорт продукции машиностроения Украины в 2014 году. 1 марта 2015
  2. Экспорт продукции машиностроения Украины в 2014 году. 1 марта 2015
  3. Экспорт продукции машиностроения Украины в 2014 году. 1 марта 2015
  4. Экспорт продукции машиностроения Украины в 2014 году. 1 марта 2015
  5. Экспорт продукции машиностроения Украины в 2014 году. 1 марта 2015
  6. Экспорт продукции машиностроения Украины в 2014 году. 1 марта 2015
  7. Экспорт продукции машиностроения Украины в 2014 году. 1 марта 2015
  8. Экспорт продукции машиностроения Украины в 2014 году. 1 марта 2015
  9. Экспорт продукции машиностроения Украины в 2014 году. 1 марта 2015
  10. Экспорт продукции машиностроения Украины в 2014 году. 1 марта 2015
  11. Экспорт продукции машиностроения Украины в 2014 году. 1 марта 2015
  12. Экспорт продукции машиностроения Украины в 2014 году. 1 марта 2015
  13. Экспорт продукции машиностроения Украины в 2014 году. 1 марта 2015
  14. Экспорт продукции машиностроения Украины в 2014 году. 1 марта 2015
  15. Экспорт продукции машиностроения Украины в 2014 году. 1 марта 2015
  16. Экспорт продукции машиностроения Украины в 2014 году. 1 марта 2015
  17. Экспорт продукции машиностроения Украины в 2014 году. 1 марта 2015
  18. Экспорт продукции машиностроения Украины в 2014 году. 1 марта 2015
  19. Экспорт продукции машиностроения Украины в 2014 году. 1 марта 2015
  20. Экспорт продукции машиностроения Украины в 2014 году. 1 марта 2015
  21. Экспорт продукции машиностроения Украины в 2014 году. 1 марта 2015
  22. Экспорт продукции машиностроения Украины в 2014 году. 1 марта 2015
  23. Экспорт продукции машиностроения Украины в 2014 году. 1 марта 2015
  24. Экспорт продукции машиностроения Украины в 2014 году. 1 марта 2015
  25. Экспорт продукции машиностроения Украины в 2014 году. 1 марта 2015
  26. Экспорт продукции машиностроения Украины в 2014 году. 1 марта 2015
  27. Экспорт продукции машиностроения Украины в 2014 году. 1 марта 2015
  28. Экспорт продукции машиностроения Украины в 2014 году. 1 марта 2015
  29. Экспорт продукции машиностроения Украины в 2014 году. 1 марта 2015
  30. Экспорт продукции машиностроения Украины в 2014 году. 1 марта 2015
  31. Экспорт продукции машиностроения Украины в 2014 году. 1 марта 2015
  32. Экспорт продукции машиностроения Украины в 2014 году. 1 марта 2015
  33. Экспорт продукции машиностроения Украины в 2014 году. 1 марта 2015
  34. Экспорт продукции машиностроения Украины в 2014 году. 1 марта 2015
  35. Экспорт продукции машиностроения Украины в 2014 году. 1 марта 2015
  36. Экспорт продукции машиностроения Украины в 2014 году. 1 марта 2015
  37. Экспорт продукции машиностроения Украины в 2014 году. 1 марта 2015
  38. Экспорт продукции машиностроения Украины в 2014 году. 1 марта 2015
Личные инструменты