Экспорт комплектующих для кораблей из Украины в Россию
Материал из Documentation.
Экспорт комплектующих для кораблей из Украины в Россию — одна из статей экспорта из Украины в Россию. В 2014 году в связи с обострением межгосударственных отношений поставки были практически полностью свёрнуты по инициативе Украины.
Содержание |
[править] Описание ситуации до 2014 года
[править] Силовые установки
Областью, где наблюдается особенно высокая зависимость российских предприятий от украинских поставщиков, является производство силовых газотурбинных установок. На территории Украины расположено государственное предприятие «Научно-производственный комплекс газотурбиностроения (НПКГ) „Зоря-Машпроект“» (г. Николаев), которое является крупнейшим в СНГ разработчиком и изготовителем газотурбинных двигателей для военно-морского флота, торговых и пассажирских судов, а также газоперекачивающих агрегатов и электростанций. Комплекс серийно выпускает газотурбинные двигатели мощностью от 2,5 до 25 МВт и, в кооперации с НПО «Сатурн» (Россия), — 110 МВт.[1]
НПКГ «Зоря-Машпроект» до недавнего времени являелось поставщиком силовых установок для российских военных корветов, патрульных и ракетных катеров, которые пользуются повышенным спросом у зарубежных заказчиков. Сторожевой корабль «Гепард» и ракетный катер «Молния» оснащаются силовой установкой николаевского производства. Дизель-газотурбинная энергетическая установка производства НПКГ «Зоря-Машпроект» была выбрана в качестве главной энергетической установки для фрегатов проекта 22350, которых ВМФ РФ в рамках ГПВ до 2020 года планируется заказать 10-12 единиц.[2]
Конкурентом НПКГ «Зоря-Машпроект» является рыбинское НПО «Сатурн». НПО «Сатурн» — единственное российское предприятие, обладающее опытом и технологиями создания морских ГТД и ГТА на их основе. На НПО «Сатурн» возложена задача (в качестве головного разработчика и производителя) организации импортозамещающего производства корабельных газотурбинных агрегатов нового поколения мощностью от 4 до 40 МВт, агрегатов для широкого спектра судов ВМФ, пограничной службы ФСБ РФ и гражданского судостроения. Разработкой морских ГТА занимается специализированный научно-технический центр НПО «Сатурн» в Санкт-Петербурге.[3]
[править] Вентиляционное и климатическое оборудование
Ещё одной областью, где наблюдается высокая зависимость российских судостроительных предприятий от украинских партнёров, являются поставки вентиляционного и климатического оборудования. Этот рынок практически полностью монополизировало ПАО «Завод „Экватор“» (г. Николаев). Все без исключения суда и корабли, построенные в бывшем СССР, укомплектованы климатическим оборудованием производства именно этого предприятия. Сейчас оно продолжает осуществлять изготовление, поставки и сервисное обслуживание кондиционеров, вентиляторов, теплообменников, холодильного оборудования, воздушной арматуры и проч. практически для всех крупных российских судостроительных предприятий.[4]
[править] Примечания
- ↑ Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу // Евразийский банк развития, 2013
- ↑ Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу // Евразийский банк развития, 2013
- ↑ Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу // Евразийский банк развития, 2013
- ↑ Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу // Евразийский банк развития, 2013