Экспорт из России в 2014 году
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Виды благ
[править] Товары
В 2014 г. экспорт России составил 497,8 млрд долл., что на 5,4 % или 28,1 млрд долл. меньше, чем в предыдущем году. При этом, из-за неполного учёта ФТС торговли в рамках Таможенного союза, данные по экспорту России занижены, согласно оценке «Вланта», примерно на 2 млрд долл., в основном при поставках в Белоруссию.[1]
В структуре экспорта России традиционно доминирует топливо. В 2014 г. его доля составила 69,5 %, снизившись на 1 процентный пункт по сравнению с историческим максимумом предыдущего года (70,5 %). В начале 2000-х гг. доля топлива в российском экспорте составляла примерно 55 %, а с 2008 г. она не опускается ниже 66 %. Поставки топлива в стоимостном выражении составили 346 млрд долл., что существенно меньше показателей трёх предшествовавших лет (360—370 млрд долл.).[2]
Второе место в экспорте России занимает металлопродукция. В 2014 г. её удельный вес равнялся 8,1 %, немного повысившись по сравнению с абсолютным минимумом прошлого года (7,8 %); в середине 2000-х гг. на металлопродукцию приходилось примерно 15 % экспорта. Величина экспорта металлов в стоимостном выражении — свыше 40 млрд долл. — в отчётном году была наименьшей за последние 5 лет и сопоставима с показателем 2006 г.[3]
Третье место в российском экспорте принадлежит химическим товарам, их удельный вес в 2014 г. равнялся 5,9 %, не изменившись по сравнению с предыдущим годом; более низким этот показатель был только в 2006 г. (5,6 %). Стоимость экспортированных химикатов в 2014 г. — свыше 29 млрд долл. — существенно уступила рекордным показателям 2011—2012 гг.[4]
С 2005 г. на три вышеперечисленные группы стабильно приходится 84-87 % российского экспорта, хотя в последние три года наблюдается уменьшение их доли в пределах обозначенного диапазона. Среди остальных товарных групп заметны продукция общего и специального машиностроения, продовольствие, транспортные средства, драгоценные металлы и камни, лесобумажные товары. На продукцию общего и специального машиностроения (включая оружие и боеприпасы) в 2014 г. пришлось 4,1 % экспорта России (за последние 10 лет выше был только показатель 2009 г.), в стоимостном выражении поставки достигли 20,5 млрд долл., четвёртый год подряд обновляя исторический максимум. Доля продовольствия в экспорте России в 2014 г. равнялась 3,4 % — это наивысший результат в истории новой России, величина поставок превысила 16,5 млрд долл., что тоже стало рекордным показателем. На драгоценные металлы и камни в 2014 г. пришлось 2,4 % российского экспорта, что немного меньше, чем в предыдущие два года; поставки составили около 12 млрд долл. — третий результат в истории. Удельный вес лесобумажных товаров в 2014 г. составил 2,3 % (4-летний максимум), их экспорт превысил 11 млрд долл., показав второй результат в истории после максимума 2007 г. Доля транспортных средств (включая военную технику) в экспорте России в 2014 г. составила 2,2 %, что стало вторым минимальным показателем в новейшей истории, превышающим лишь уровень 2008 г.; величина экспорта — около 11 млрд долл. — значительно уступила уровню трёх предыдущих лет и была сопоставима с показателем 2010 г.[5]
[править] Услуги
Чуть менее $66 млрд Россия заработала в 2014 году на экспорте услуг. Самой прибыльной статьей стало оказание транспортных услуг, как пассажирских, так и грузовых. На них приходится треть полученных средств, или почти $21 млрд. Главной составляющей экспорта транспортных услуг стали пассажирские авиаперевозки, они принесли более $7 млрд за год. Крупнейшими компаниями в этом секторе являются «Аэрофлот» и «Трансаэро». За 2014 год они перевезли 23,6 млн и 13 млн пассажиров соответственно, в том числе иностранных граждан. Из-за подорожавшего доллара многие иностранные пассажиры предпочитают лететь транзитом через Россию на авиарейсах отечественных авиаперевозчиков, которые предлагают более выгодные цены для перелетов. «Доля транзитных полетов на рейсах „Аэрофлота“ выросла с 35 % в 2013 году до 39,2 % в 2014-м», — уточнили в пресс-службе «Аэрофлота».[6]
Более трети экспорта транспортных услуг приходится на грузовые перевозки. Российская компания «ЮТэйр», которая является еще и крупным пассажирским авиаперевозчиком на внутреннем рынке, признана одним из лидеров мирового вертолетного бизнеса. Ее парк насчитывает свыше 350 вертолетов российского и иностранного производства. Вертолеты «ЮТэйр» выполняют работы по коммерческим контрактам во многих регионах мира. Одним из главных партнеров перевозчика является Организация Объединенных Наций.[7]
[править] Примечания
- ↑ Товарная структура экспорта России в 2014 году. 23 июня 2015
- ↑ Товарная структура экспорта России в 2014 году. 23 июня 2015
- ↑ Товарная структура экспорта России в 2014 году. 23 июня 2015
- ↑ Товарная структура экспорта России в 2014 году. 23 июня 2015
- ↑ Товарная структура экспорта России в 2014 году. 23 июня 2015
- ↑ «Умный» экспорт. 14 мая 2015
- ↑ «Умный» экспорт. 14 мая 2015