Экономика Европы во II тысячелетии
Материал из Documentation.
Возвышение Испании и Португалии как колониальных государств было относительно недолгим. Полученные от колоний богатства тратились феодальной знатью непроизводительно, в то время как в Англии и Франции поощрялось развитие промышленности и торговли. Позиции Англии, Франции и Нидерландов на колониальных рынках укреплялись. Они смогли более эффективно использовать географические открытия для развития капитализма и создания собственных колониальных империй.
Если в XVI веке в Европе был быстрый рост экономики, торговли, то в XVII веке в Европу приходят кризис и застой (т. н. кризис XVII столетия).
В XVIII веке в экономике Европы происходит быстрый подъём.
В мае 1873 года экономический кризис обрушился на Австро-Венгрию, с конца августа по ноябрь резкий спад ощутила Германия. До Англии кризис добрался в ноябре. Позже в эту полосу вступила Франция.[1]
Содержание |
[править] Отрасли
[править] Промышленность
Во второй половине XVIII века в Европе начинается грандиозное преобразование технических и социальных условий производства, получившее название промышленного переворота или промышленной революции. Это был революционный скачок в развитии производительных сил, заключавшийся в переходе от мануфактуры к машинному производству. На смену ручному труду приходит механизированный труд, вместо мускульной силы рабочего начинает использоваться сила пара. Производительность труда возрастает многократно.[2]
[править] Обрабатывающая промышленность
В ХI-ХII веках с Востока в Европу проникли технологии изготовления стекла и бумаги.
[править] Зерноводство
Средние урожаи основных хлебов держались в конце XV века во Франции на уровне сам-4,3. А в Германии, Скандинавии, Чехии, Польше, Литве, Латвии и Эстонии они составляли в XVI веке сам-4,2 — сам-4,1, что не отличается от урожайности зерновых культур Русского Севера.
В 1857 году в Европе был собран обильный урожай зерновых.[3]
[править] Транспорт
[править] Сухопутный транспорт
[править] Железнодорожный транспорт
Мощнейшим двигателем роста европейских экономик стало железнодорожное строительство.[4]
1994 год — открытие движения высокоскоростных поездов в железнодорожном тоннеле под проливом Ла-Манш (Франция, Великобритания).[5]
[править] Троллейбусный транспорт
В Лондоне, Париже и Берлине троллейбусы ликвидировали к началу 1970‑х годов.[6]
[править] Морской транспорт
В Европе до конца XIII в., когда получили распространение компас и ахтерштевневый руль, морская навигация зимой замирала: в Средиземном море с начала декабря до середины марта, а в северных морях и дольше.[7]
В Португалии и Испании торговая деятельность в Атлантике была монополизирована и контролировалась королевской властью, а доходы от этой торговли стекались в казну. Это укрепляло феодальные институты в Португалии и Испании и способствовало их значительному экономическому отставанию от передовых европейских стран в XVII—XVIII вв., а, соответственно, и упадку португальского и испанского мореплавания.[8]
В Голландии и Англии морская торговля контролировалась частными предпринимателями, что усилило их роль в обществе и способствовало развитию институтов капитализма, которые сделали эти страны наиболее развитыми в мире уже в XVII—XVIII вв., то есть еще до начала промышленной революции.[9]
[править] Торговля
В XI—XII вв. функции торговой коммуникации между северной и южной частями Европы стянул на себя Дунай.
[править] Финансы
[править] Ценные бумаги
[править] Облигации
В Европе с 16 в., в частности во Франции и Голландии, государством и торговцами активно выпускались облигации в качестве долговой бумаги.[10]
[править] Банковская система
1990-е начались с банковских кризисов в Швеции, Финляндии и Норвегии после проведения в них в конце 1980-х годов финансового дерегулирования.[11]
[править] Государственные долги
В течение Наполеоновских войн европейские державы были вынуждены увеличить государственный долг до гигантских размеров, превзойдя все ранее достигнутые исторические рекорды. Долг формировался бессистемным образом за счет разнообразных источников и инструментов, что поставило под угрозу устойчивость государственных финансов в долгосрочной перспективе.[12]
[править] Биржи
Гамбургская биржа 17 октября 1857 года оказалась в панике.[13]
[править] Внешнеэкономические отношения
[править] Внешняя торговля
Великие географические открытия в конце XV века обеспечили европейцам прямые пути к пряностям, благовониям и другим экзотическим товарам. Но этими европейцами были уже не итальянцы. Центры европейской внешней торговли переместились на Атлантическое побережье, в Нидерланды.
[править] Регионы
[править] Голландия
Принимая протестантских эмигрантов из других стран, Голландия получала умелых ремесленников и купцов.
Развитие торговли стимулировало подъём сельского хозяйства и промышленности в Голландии, которая раньше значительно отставала от Южных Нидерландов.