Цена
Материал из Documentation.
Цена — количество денег, уплачиваемых или получаемых за единицу товара. В бартерных обменах цена одного товара выражается в единицах другого, участвующего в обмене. Цена зависит от множества факторов, среди которых важнейшие — полезность товара (для покупателя) и издержки производства (для продавца).[1]
Рыночные цены возникают в результате взаимодействия продавцов (производителей) и покупателей товара без явного вмешательства третьей стороны. Для обычных товаров превышение спроса над предложением приводит к росту цен, и напротив, рост предложения — к их снижению. На рынках совершенной конкуренции устанавливаются равновесные цены, при которых спрос точно равен предложению. Рыночные цены делятся на розничные (для конечных покупателей, непосредственных потребителей приобретаемых благ) и оптовые (по ним непосредственные продавцы приобретают крупные партии товаров для последующей продажи в розницу). Розничные цены выше оптовых, поскольку должны также покрывать издержки непосредственного продавца. Розничные цены могут быть едиными (устанавливаются продавцом и не подлежат изменению в ходе взаимодействия продавца и конкретного покупателя, свойственны современным формам торговли массовыми товарами) и договорными (устанавливаются в процессе непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, характерны для форм мелкой торговли, а также рынков уникальных товаров — например, произведений искусства).[2]
Особое место занимает понятие справедливой цены. Его возникновение связано со справедливостью и имущественным расслоением, с осуждением «чрезмерного» богатства. Справедливая цена позволяет возместить издержки продавца, но не позволяет получить «излишнюю» прибыль как источник обогащения. Близко к понятию справедливой цены используемое в маркетинговых исследованиях понятие референтной цены — стандарт, с которым покупатель сравнивает фактические цены. Представление о референтной цене формируется у индивида в результате обработки поступающей из разных источников информации о качестве товаров и их цен. Если фактическая цена выше референтной, то покупатель или отказывается от покупки, или оценивает своё вынужденное приобретение как потерю; если фактическая цена ниже референтной, то покупка расценивается как выигрыш.[3]
Среди нерыночных цен выделяют два больших класса: регулируемые и трансфертные. Регулируемые цены устанавливаются государством на рынках, где отсутствует конкуренция (продукция естественных монополий — услуги водоснабжения в городах; административные услуги госучреждений — выдача загранпаспортов или водительских прав). Попытки государства регулировать цены на товары конкурентных рынков (социально значимые блага, например хлеб) приводят к сокращению предложения. Трансфертные цены устанавливают корпорации (прежде всего многонациональные) для продукции, передаваемой между их подразделениями. Установление трансфертных цен обусловлено необходимостью вести бухгалтерский учёт, а произвольность установления позволяет использовать трансфертные цены для оптимизации налогообложения.[4]
Фактические (наблюдаемые) цены на товары выступают результатом ценообразования — процесса назначения и корректировки цены производителем (продавцом) товара в зависимости от реакции покупателей. Этот процесс может иметь неупорядоченный характер или следовать некоторой стратегии. Стратегия ценообразования обычно учитывает особенности сегмента рынка (уровень доходов соответствующих покупателей), рыночные условия (уровень конкуренции), действия конкурентов, уровень прибыльности, издержки производства товара и др.[5]
В силу разнообразия этих факторов существует множество стратегий ценообразования на конкурентных рынках. Наиболее распространена затратная стратегия, или стратегия «издержки плюс»: цена за единицу товара назначается продавцом, исходя из оценки издержек на её производство и величины «нормальной» удельной прибыли, существующей на рынке этого товара. Такая стратегия часто используется (особенно на устоявшихся рынках), поскольку применение более изощрённых методик ценообразования требует от фирмы значительных издержек и не оправдывается получаемыми дополнительными доходами. Эта стратегия широко применяется при установлении регулируемых цен, в силу чего у монополий (как естественных, так и административных) возникают стимулы не к снижению, а к повышению своих издержек. На динамичных конкурентных рынках используются другие стратегии ценообразования. Так, для проникновения на новый рынок фирмы часто устанавливают искусственно низкие цены, чтобы «переманить» покупателей. Между участниками одного рынка может возникнуть ценовая конкуренция, способная привести к «ценовой войне»: фирмы последовательно снижают цены, стремясь «вытолкнуть» с рынка конкурентов, которые не способны долго поддерживать продажи по цене на уровне (или ниже) издержек. Фирмы, обладающие явными конкурентными преимуществами на каком-то сегменте рынка, часто используют «премиум-стратегию», устанавливая заведомо завышенные цены на свою продукцию (обычно престижного потребления). Для рынков с высоким уровнем инноваций производители новинок применяют стратегию «снятия сливок»: на новый товар устанавливается и поддерживается высокая цена, пока конкуренты не выпустили схожие новинки. На рынках товаров длительного пользования фирмы применяют стратегию «захватывающего» ценообразования: на базовое изделие устанавливается относительно низкая цена, а на товары, необходимые для нормальной работы этого изделия, — завышенная. На конкурентных рынках массовой, сравнительно недорогой потребительской продукции часто используется «психологическое» ценообразование: цена устанавливается ниже психологического порога (обычно круглая цифра), например — 99,99 руб. Продавцы, действующие на удалённых друг от друга рынках, применяют стратегию «географического» ценообразования, устанавливая разную цену на тождественную продукцию в зависимости от покупательной способности населения.[6]
В рыночной экономике цены влияют на распределение ресурсов между секторами экономики — сектора, на продукцию которых цены растут, привлекают инвесторов, заинтересованных в получении большей прибыли, и, соответственно, в эти сектора перетекают экономические ресурсы, в первую очередь материальные и трудовые ресурсы, из секторов, где цены не растут или темпы их роста меньше. Таким образом, цены координируют действия производителей, переключающихся на производство товаров с более высокой ценой и сокращающих производство товаров с более низкой ценой, и тем самым влияют на уровень реального благосостояния потребителей, объём и качество потребления.[7]
Содержание |
[править] Инфляционные ожидания
Как показали опросы профессиональных составителей прогнозов, инфляционные ожидания в течение следующих 12 месяцев, то есть краткосрочные ожидания, начали устойчиво повышаться в 2021 году как в странах с развитой экономикой, так и в странах с формирующимся рынком, затем ускорились в 2022 году по мере того, как рост фактических цен набирал обороты. Между тем инфляционные ожидания на пятилетнюю перспективу оставались стабильными, с сохранением средних показателей в целом на уровне целевых ориентиров центральных банков.[8]
[править] Антиинфляционная политика
Центральные банки (ЦБ) находятся на переднем крае борьбы с высокой инфляцией.[9] ЦБ не контролируют инфляцию полностью, для контроля над ней также необходима фискальная благоразумность.[10]
Существует альтернативный выбор между снижением инфляции с одной стороны и достижением более высоких темпов роста и снижения безработицы с другой. Однако этот компромисс носит временный характер: как только инфляция берется под контроль, рост экономики восстанавливается и создаются рабочие места.[11]
В прошлом страны, которые справились с высокой инфляцией, в краткосрочной перспективе имели более низкие темпы экономического роста, чем те, которые не смогли этого сделать. Однако в среднесрочной и долгосрочной перспективе эта зависимость менялась на противоположную. Через пять лет после инфляционного шока страны, которые справились с инфляцией, имели более высокие темпы роста и более низкую безработицу, чем страны, которые допустили более длительное сохранение инфляции.[12]
Если не бороться с высокой инфляцией, это повлечёт за собой свои издержки в виде макроэкономической нестабильности и неэффективности. Эти издержки накапливаются до тех пор, пока инфляция остаётся высокой. В среднесрочной и долгосрочной перспективе доминируют совокупные потери благосостояния от неурегулированной или стабильно высокой инфляции. Страны, которые допускают длительное сохранение высокой инфляции, в итоге платят большую цену по сравнению со странами, которые быстро справляются с высокой инфляцией.[13]
[править] История
В начале 1970-х годов конфликт на Ближнем Востоке вызвал резкий скачок цен на нефть, в результате которого центральным банкам по всему миру пришлось приложить усилия для обуздания инфляции. Примерно через год цены на нефть стабилизировались, а инфляция начала снижаться. Многие страны сочли, что они восстановили стабильность цен, и смягчили политику, чтобы оживить свою экономику, пострадавшую от рецессии, но столкнулись с возвращением инфляции.[14]
В ответ на вызванные пандемией коронавируса проблемы правительство США направило в форме чеков населению и компаниям около $5 трлн, $3 трлн из которых представляли собой новую денежную эмиссию, без каких-либо планов по возврату этих средств. Другие страны провели аналогичное расширение бюджета и получили в результате пропорциональный прирост инфляции.[15]
В 2022 году инфляция во всём мире достигла максимальных уровней за многие десятилетия.[16] В странах с развитой экономикой цены повышались наиболее быстрыми темпами с 1984 года. В странах с формирующимся рынком и развивающихся странах рост цен был самым большим с 1990-х годов.[17]
[править] Регионы
[править] Азия
[править] Китай
Потребительские цены (индекс CPI) в Китае в июле 2024 года выросли на 0,5 % в годовом выражении, максимальными темпами с февраля 2024 года, по данным Государственного статистического управления (ГСУ) КНР.[18]
[править] Турция
Годовая инфляция в Турции по итогам сентября 2024 года упала до 49,38 % с 51,97 % месяцем ранее, опустившись ниже 50 % впервые более чем за год.[19]
[править] Япония
По итогам февраля 2024 года потребительская инфляция в Японии в годовом выражении составила 2,5 %.[20]
[править] Америка
[править] Аргентина
По итогам 2023 года рост цен в Аргентине составил 211,4 %.[21]
[править] Европа
[править] Германия
Согласно официальным данным, инфляция в Германии в ноябре 2022 года составила 10 % в годовом выражении.[22]
[править] Россия
Стабильный инфляционный фон в России с 2017 по 2019 составлял в среднем 4,6 % годовых (0,38 % среднемесячного прироста цен SA).[23]