Физиократы
Материал из Documentation.
Физиократы (франц. physiocrater, от греч. φύσις — природа и ϰράτος — сила, власть) — направление франц. экономич. науки 2-й пол. 18 в. Идеи Ф. получили распространение в Германии, Италии, Австрии, России, Польше и Швеции. Школа Ф. была частью классической политической экономии, осн. внимание уделяла сельскому хозяйству.[1]
Гл. теоретик школы Ф. — Ф. Кенэ. К ней принадлежали В. Р. Мирабо, П. Дюпон де Немур, П. Мерсье де ла Ривьер, Г. Летрон и др. Отчасти к школе был близок А. Р. Ж. Тюрго. Представители школы называли себя «экономистами», но позднее их стали называть физиократами.[2]
Методологич. основой теории Ф. стала концепция «естественного порядка»: в природе (естестве), в том числе в природе человека и общества, действуют созданные Богом вечные и объективные законы. Если люди следуют этим законам, то в обществе царят свобода и гармония или, по выражению Ф. Кенэ, общество «здоро́во». В противном случае общество «заболевает». Применительно к экономике «естественный порядок» Ф. означал свободу конкуренции, торговли, ценообразования и т. п. «Свобода есть основной божеский и человеческий закон, и всякое вмешательство равносильно убийству, отравлению колодцев, даже государственной измене» (В. Р. Мирабо).[3]
Наилучшей формой государства, способного реализовать «естественный порядок», Ф. считали наследственную просвещённую монархию. Демократия выдвигает во власть людей временных, стремящихся удовлетворить свои частные интересы, обогатиться за счёт общества. Это относится и к выборным монархам. Только «у наследственных монархов все личные и частные, настоящие и будущие интересы могут быть связаны с интересами их нации» (П. Дюпон де Немур).[4]
Единственным источником нового («чистого») продукта Ф. признавали землю, поэтому производит. сферой считали только земледелие. Добывающую пром-сть Ф. не считали производительной, так как добывается невозобновляемый ресурс; обрабатывающая пром-сть не создаёт новый продукт, а лишь видоизменяет сырьё; торговля только переносит продукт в др. место. Труд ничего не создаёт, он только помогает земле. Труд земледельцев, по мнению Ф., «производительный»; труд в др. сферах «непроизводительный», но небесполезный, занятых этим трудом Ф. объединяли в «непроизводительный класс». Средства производства (капитал) играют вспомогательную роль по отношению к земле. Доходы указанных классов должны компенсировать затраты труда и капитала, а весь «чистый продукт» должен получать в виде дохода (арендной платы) класс земельных собственников.[5]
Исходя из учения о «чистом продукте», Ф. предлагали заменить все существующие налоги (прямые и косвенные) единым налогом на «чистый продукт», то есть на землевладельцев. Взимание налогов с доходов др. классов означало бы невозможность воспроизводства в прежнем объёме. Ф. считали, что практич. осуществление их идей вызовет рост с.-х. производства, поэтому будут увеличиваться обе доли «чистого продукта» — и остающаяся у землевладельцев, и поступающая в виде налога государству.[6]
Школа Ф. до кон. 1770-х гг. оказывала влияние не только на экономич. мысль и общественное мнение, но и на экономич. политику. В 1774-1776 годах во Франции проведены либеральные экономические реформы в духе идей Ф., но успеха они не имели. Школа Ф. перестала быть популярной.[7]