Участие компаний России в зарубежных тендерах

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Страны

[править] Алжир

[править] Тендер 2006 года на поставку патрульных катеров

Тендер на строительство патрульных катеров Алжир объявил в августе 2006 года. Помимо России за заказ боролись итальянцы, израильтяне и испанцы.[1]

С российской стороны конкурировали два проекта — катер «Соболь» петербургской судостроительной фирмы «Алмаз» (принадлежит ООО «УК 'Невский Кэпитал Партнерс'», совладельцами которого выступает «КИТ Финанс» и ПО «Ленстройматериалы») и «Мираж» рыбинского судозавода «Вымпел» (контролируется ОАО «Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения»). При получении заявки от Алжира «Алмаз» и КСМК включились в борьбу за то, чтобы именно их проект был предложен инозаказчику. Однако неожиданно для обоих участников «Рособоронэкспорт» отдал предпочтение проекту А106, предложенному Зеленодольским заводом. Его предложение оказалось наиболее выгодным по цене: с учетом комиссионных «Рособоронэкспорта» стоимость одного А-106 составляла $8-9 млн, «Миража» — $16-17 млн, «Соболя» — $12 млн.[2]

В феврале 2007 года «Рособоронэкспорт» и Зеленодольский судостроительный завод выиграли объявленный Алжиром конкурс на 20 патрульных катеров. На контракт стоимостью $200 млн претендовали также Италия, Испания и Израиль.[3]

[править] Бразилия

[править] Тендер 1999 года на поставку истребителей

Истребитель МиГ-29
Истребитель МиГ-29

Программа F-X была начата в 1999 году. Она предусматривала закупку от 12 до 24 новых истребителей для замены 20 старых самолетов Mirage III, приобретенных еще в 70-е годы у Франции. Ожидалось, что для этого Бразилия выделит около $700 млн.[4]

В тендере участвовали пять машин. Российский госпосредник «Рособоронэкспорт» вместе с компанией «Сухой» и бразильской фирмой Avibras предлагали новый истребитель Су-35. Российская корпорация МиГ вышла на тендер с истребителем МиГ-29СМТ. Альянс французской компании Dassault и бразильской Embraer продвигал свой вариант Mirage 2000-5, обозначаемый как Mirage 2000BR. Шведская компания Saab Aerospace предлагала истребитель JAS-39 Gripen. Наконец, американская корпорация Lockheed Martin вышла на тендер с истребителем F-16E.[5]

Фаворитами тендера считались Mirage 2000BR и Су-35. Французское предложение лоббировала крупнейшая бразильская авиастроительная компания Embraer, около 20 % акций которой как раз принадлежит Dassault.[6]

Су-35 неоднократно лоббировали высшие российские чиновники, включая министра обороны Сергея Иванова и президента России Владимира Путина, агитировавшего за «сухих» во время своего визита в Бразилию в ноябре 2004 года. Россия, чтобы ещё больше заинтересовать Бразилию в закупке Су-35, даже рассматривала возможность встречных закупок бразильских гражданских самолетов Embraer.[7]

В марте 2004 года, по заявлениям высокопоставленных источников в бразильских ВВС, президент Бразилии Луис Инасио Лула да Сильва получил заключение тендерной комиссии, в котором победителем тендера назывался российский Су-35. Объявление итогов тендера ожидалось до конца декабря. Однако еще в ноябре 2004 года бразильский вице-президент и министр обороны Хосе Аленкар сообщил о намерении аннулировать затянувшийся тендер по F-X, заметив: «Мы не спешим. Мы можем подождать три или четыре года до принятия решения».[8]

В начале февраля 2005 года генеральный директор компании «Сухой» Михаил Погосян в беседе с корреспондентом Ъ сказал: «Не исключено, что Бразилия опять прервет тендер. Это уже происходило в 2001 и 2003 годах. Причем оба раза наш самолет оказывался фактически победителем тендера, однако политическая сторона дела брала верх».[9]

В октябре 2008 года было объявлено, что Су-35 выбыл из начатого ещё в 1999 году бразильского тендера на поставку 36 истребителей. ВВС страны решили продолжать выбор между французским Rafale, американским F-18 и шведским Gripen NG. Однако позже бразильцы в очередной раз перезапустили тендер, вновь пригласив российских авиастроителей.[10]

[править] Вьетнам

Высокая себестоимость изделий «Калашникова» стала одной из причин проигрыша Россией Израилю вьетнамского тендера на строительство оружейного завода в 2013 году.[11]

[править] Греция

Наибольший вклад в развитие ВТС между Москвой и Афинами внёс концерн «Антей», выигравший в 1998 году тендер на поставку 31 комплекса ПВО «Тор-М1» общей стоимостью $860 млн. Выполнение этого контракта завершилось в марте 2002 года. Кроме того, контрактом предусматривается опцион на продажу еще 29 «Торов» (на $800 млн), а также обслуживание «Антеем» поставленной техники на протяжении 15 лет.[12]

[править] Индия

[править] Тендер MMRCA

В июне 2007 года Минобороны Индии утвердило условия проведения тендера MMRCA на закупку 126 многоцелевых истребителей стоимостью более $10 млрд. Победитель должен поставить 18 самолетов, а остальные 108 собрать в Индии на основе соглашения о передаче технологий. Дополнительный опцион для победителя может составить 64 машины. Истребители должны находиться на боевом дежурстве более 40 лет, в течение которых поставщик обязан обеспечить их обслуживание. Одним из ключевых требований является заключение пакета офсетных программ (то есть встречных инвестиций продавца в экономику Индии) в объеме 50 % от общей стоимости контракта. В список претендентов вошли российская корпорация «МиГ» с МиГ-35, европейский консорциум Eurofighter с EF-2000 Typhoon, американские Boeing с F/A-18 Super Hornet и Lockheed Martin с F-16 Fighting Falcon, шведская SAAB с JAS-39 Gripen и французская Dassault Aviation c Rafale. На начальной стадии конкурса оговаривались более 600 требований ВВС Индии.[13][14]

В апреле 2008 года все шесть компаний подали свои заявки объемом до 7-9 тыс. страниц документации каждая. В СМИ сообщалось, что Dassault и МиГ согласились полностью передать Индии технологии производства, Eurofighter и американские компании обусловили этот вопрос разрешением своих правительств, для Gripen, оснащенного американским двигателем и зарубежной авионикой, с самого начала стояла необходимость получения разрешения третьих стран.[15]

В августе 2009 года начались эксплуатационные испытания заявленных на тендер истребителей. Самолеты тестировались в типичных для Индии ландшафтно-климатических условиях — в тропиках, пустыне и в Гималаях.[16]

С самого начала тендера и вплоть до начала 2011 года многие российские представители ВПК и высокопоставленные чиновники были уверены, что именно российский истребитель победит в конкурсе.[17]

Индийские эксперты также довольно высоко оценивали шансы МиГ-35, который, в частности, выигрывал у конкурентов за счет своей более низкой цены: Eurofighter Typhoon и Rafale заметно дороже. К тому же, в отличие от «МиГов», оба новейших европейских истребителя до событий в Ливии практически ни разу не использовались в реальных боевых действиях.[18]

Шансы американских Boeing и Lockheed Martin также выглядели менее предпочтительными. Эксперты в Дели признавали, что здесь играют роль политические соображения. Они указывали, что в случае с США в долгосрочной перспективе никогда не известно, не подпадут ли те или иные виды вооружений, продаваемые Индии, под санкции. Тем более, до недавнего времени Индия имела печальный опыт американских санкций в связи с развитием своих ядерных программ. В последние годы ситуация улучшилась, и военно-техническое сотрудничество с Америкой резко активизировалось, однако «груз исторической памяти» дает о себе знать. В случае со столь крупным и жизненно важным для ВВС Индии контрактом там не могли не учитывать и малейшие риски.[19]

На завершающем этапе поддержку своим производителям оказывали первые лица: президенты РФ и Франции Дмитрий Медведев и Никола Саркози, премьер Великобритании Дэвид Кэмерон и президент США Барак Обама.[20]

Заявления о тендере:[21]

  • Сергей Иванов, вице-премьер, министр обороны РФ: «Мы самым активным образом готовимся к этому тендеру и не только хотим участвовать, но и победить, для этого у нас есть достаточно оснований» (23 января 2007 года на пресс-конференции в Бангалоре).
  • Михаил Погосян, глава РСК «МиГ»: «Мы входим постоянно в тройку самых сильных потенциальных участников этого тендера. Я бы к этой тройке отнес еще F-18 и, наверно, Eurofighter. Политическая поддержка в этом тендере есть у всех, но я думаю, что уровень стратегического сотрудничества нашего с Индией отличается от уровня сотрудничества Индии с другими странами» (12 марта 2010 года в интервью gzt.ru).
  • Алексей Литвинович, начальник опытно-конструкторского бюро РСК «МиГ»: «Мы этот тендер выиграем, я уверен на 100 %» (11 февраля 2009 года на заседании совета генеральных и главных конструкторов).
  • Анатолий Исайкин, гендиректор ФГУП «Рособоронэкспорт»: «В индийском тендере мы, как известно, выступаем с многофункциональным истребителем МиГ-35. Этот самолет имеет все шансы на победу» (8 октября 2009 года в беседе со СМИ).
  • Александр Михеев, заместитель гендиректора ФГУП «Рособоронэкспорт»: «Мы успешно прошли этапы оценочных испытаний как в Индии, так и в России. Надеемся, что Россия попадет в так называемый короткий список претендентов. На то есть весомые основания. Процедура тендера нам известна и понятна, мы готовы участвовать дальше с расчетом на победу» (27 июля 2010 года в интервью газете «Время новостей»).
  • Александр Фомин, первый замдиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству: «Нам хотелось бы рассчитывать на обстоятельство, которое в нашу пользу. А это то, что в Индии большое количество истребителей марки „МиГ“» (15 декабря 2009 года на выставке «Лима-2009» в Малайзии).
  • Виктор Комардин, заместитель гендиректора ФГУП «Рособоронэкспорт»: «Наши шансы на победу МиГ-35 в тендере высоки» (10 февраля 2011 года на пресс-конференции в Бангалоре).

В апреле 2011 года Россия проиграла крупнейший в XXI веке оружейный тендер — на поставку Индии среднего многоцелевого боевого самолета (MMRCA), на который выставляла свой МиГ-35. Сделка предусматривает поставку 126 истребителей и оценивается более чем в $10 млрд. Дальнейшую борьбу за «контракт века» продолжат французский Rafale и Eurofighter Typhoon. Тендер проиграли также американские Boeing Co. и Lockheed Martin.[22]

[править] Тендер 2012 года на поставку самолётов-заправщиков

В начале октября 2012 года индийское военное ведомство вскрыло конверты с коммерческими предложениями «Рособоронэкспорта» и Airbus. Стоимость российского заправщика оказалась ниже стоимости A330MRTT, однако в плане топливного потребления и расходов на техническое обслуживание Ил-78МКИ оказался значительно дороже европейского танкера. Другие подробности относительно участия самолетов в конкурсе и коммерческих предложений «Рособоронэкспорта» и Airbus не раскрываются.[23]

Российский самолёт-заправщик Ил-78МКИ проиграл в индийском тендере на поставку шести летающих танкеров, сообщает 1 ноября 2012 года издание Defense News. Как сообщается, победу в конкурсе одержал европейский танкер A330MRTT. По итогам тендера с европейским авиастроительным концерном Airbus будет подписан контракт стоимостью около $1 млрд.[24]

[править] Тендер на закупку противолодочных самолётов

Конкурс на закупку восьми противолодочных самолетов Индия объявила в 2006 году. В нём также участвовали американские Lockheed Martin с самолётом P-3C Orion и Boeing с P-8A Poseidon. Новыми самолётами будут заменены восемь-десять самолетов Ту-142, полученных Индией из СССР в 1986 году. Изначально предполагалось их модернизировать в России с продлением ресурса, но после возникновения трудностей с контрактом по Ил-38SD Индия приняла решение о выводе их из состава индийских ВМС. «Официально Индия еще не объявила итоги тендера, но уже ясно, что мы его проиграли, так как одним из его условий была поставка самолетов из текущего производства, а Ил-38 не выпускаются с 1970-х годов»,— рассказал в 2008 году источник в профильном российском ведомстве, знакомый с условиями конкурса.[25]

[править] Тендер 2009 года на поставку вертолётов

27 мая 2009 года Индия направила производителям вертолетной техники запросы на предоставление технико-коммерческих предложений по поставке 22 боевых и 15 тяжелых вертолетов для ВВС. Соответствующие бумаги подписал министр обороны этой страны.[26]

Запросы разосланы пяти производителям боевых вертолетов: российской компании «Вертолеты России», итальянской AgustaWestland, американским Boeing и Bell, европейскому консорциуму Eurocopter. Как ожидается, новая техника должна прийти на смену стареющим вертолетам Ми-35 советского производства.[27]

[править] Мьянма

В ноябре 2009 года Россия победила в тендере Минобороны Мьянмы на поставку 20 истребителей за $533 млн. Помимо МиГ-29 в нем участвовали новейшие китайские Chengdu J-10 и CAC FC-1 Xiaolong, являющиеся аналогами российских Су-27 и МиГ-29. Китай предлагал поставить Мьянме свои самолёты. Мьянманская сторона, тем не менее, отдала предпочтение предложению «Рособронэкспорта». Данный выбор был определён тем, что, несмотря на привлекательную разницу в цене, китайские аналоги уступают российской технике в надёжности.[28][29][30]

[править] Словакия

В декабре 2003 года пресс-служба корпорации ТВЭЛ сообщила, что компания подписала новый контракт на поставку свежего ядерного топлива в Словакию. Подписанию контракта стоимостью около $200 млн предшествовала борьба с сильным конкурентом: в объявленном Словакией конкурсе участвовала также и знаменитая американо-британская компания Westinghouse.[31]

[править] США

[править] Тендер 2010 года на закупку вертолётов для Афганистана

Тендер на закупку вертолетов для нужд ВВС Афганистана был объявлен Пентагоном 8 января 2010 года. Заявка N00019-10-R-0032 проходила по линии ВМС США. 30 июня было получено заключение за подписью главкома ВМС Рэя Мэйбуса. «Ми-17 — единственный вертолет, способный удовлетворить потребности армии Афганистана. Поэтому национальным интересам США отвечает поставка 21 вертолета Ми-17 афганской армии,— говорится в документе.— Хотя это и незнакомая платформа, новая для закупочной команды Пентагона, Ми-17 — надежный и проверенный вертолет. Сравнение его с другими вертолетами показывает, что Ми-17 выгодно отличается от конкурентов как универсальный вертолет, способный поднимать средние и тяжелые грузы, проводить как наступательные, так и оборонительные операции. 76 % афганских пилотов летали на этой машине с 1980-х. В армии Афганистана сейчас 140 пилотов для Ми-17. Их переобучение для полетов на западных платформах займет как минимум три года». Победителем тендера в августе 2010 года стала фирма Defense Technology Inc. (DTI). Компания, зарегистрированная в Хантсвилле, штат Алабама, предложила купить в России 21 вертолет Ми-17 в гражданском оснащении, а затем на базе в ОАЭ переоборудовать их в ударные. Необходимость использования этой схемы объяснялась тем, что с 2008 года «Рособоронэкспорт» находился под американскими санкциями за поставки вооружения в Иран. В конце сентября 2010 года менеджер DTI Байрон Крэк сообщил, что компания получила от Минобороны РФ разрешение на закупку 21 вертолета напрямую у производителя (Казанского вертолетного завода). Источник «Ъ» в Минобороны подтвердил этот факт.[32]

Однако затем к практически согласованной сделке подключился «Рособоронэкспорт», санкции с которого были сняты в мае 2010 года — это стало одним из результатов перезагрузки. 20 декабря Пентагон выпустил распоряжение о том, что контракт с DTI отменен (документ имеется в распоряжении «Ъ»). «Госдеп получил разъяснения МИД РФ о том, что контракт правительства США на покупку вертолетов Ми-17 может быть заключен только с участием ФГУП „Рособоронэкспорт“»,— говорится в документе. Подключение «Рособоронэкспорта» к сделке отразилось на ее цене. Как заявил газете Washington Times гендиректор DTI Марк Янг, его компания была готова продать Пентагону вертолеты по $15 млн за штуку. Таким образом, весь контракт обошелся бы Пентагону в $315 млн — меньше, чем запросил «Рособоронэкспорт». На этом основании DTI попыталась опротестовать контракт, обратившись в счетную палату при Конгрессе США, и чуть не сорвала сделку. Однако 21 января 2011 года счетная палата отвергла иск и дала добро Пентагону на работу с «Рособоронэкспортом». Стоимость сделки действительно выросла после того, как к ней подключился «Рособоронэкспорт», признает источник «Ъ», близкий к госпосреднику. «Удорожание связано с тем, что изначально речь шла о закупке партии гражданских вертолетов, которые затем предполагалось модернизировать на одной из баз США на Ближнем Востоке. Но когда после снятия санкций к сделке подключился „Рособоронэкспорт“, мы подняли вопрос о продаже военных вертолетов. А это уже совсем другие деньги»,— пояснил собеседник «Ъ», отказавшись назвать сумму контракта. Между тем, как рассказывал «Ъ» начальник штаба ВВС Афганистана генерал Абдул Вахаб Вардак, цена одной машины у «Рособоронэкспорта» составила $17,5 млн, а вся сумма — $367,5 млн. Эту цифру «Ъ» подтвердили три источника, близкие к сделке. Таким образом, американскому бюджету участие российского госпосредника обошлось в $52,5 млн.[33]

[править] Таиланд

В 2007 году российские и китайские бронетранспортеры конкурировали друг с другом в рамках тендера минобороны Таиланда.[34]

В марте 2010 года российский танк Т-90 уступил украинскому Т-84 «Оплот» в таиландском тендере на 200 машин. Стоимость потерянного контракта — $230 млн.[35]

[править] Турция

[править] Противотанковые комплексы

В апреле 2008 года «Рособоронэкспорт» выиграл турецкий тендер на 80 противотанковых комплексов «Корнет-Э» и 800 ракет к ним на сумму $80 млн. За победу также боролись израильская госкомпания Rafael и американская Raytheon.[36]

[править] Тендер на 145 боевых вертолётов

В конце 1990-х годов российская компания «Камов» и Israel Aircraft Industry подали заявку на участие в тендере на оснащение турецкой армии 145 боевыми вертолетами на $1,5 млрд. Вертолет Ка-50-2 Erdogan, разработанный «Камовым» и оснащенный израильской электроникой, получил самые лестные отзывы экспертов и на предварительном этапе обошел Apache Longbow американской компании Boeing.[37]

В августе 2000 года проигран турецкий тендер на поставку 145 боевых вертолётов стоимостью до $4,5 млрд. Ка-50-2 Erdogan, разработанный фирмой «Камов» вместе с Israel Aircraft Industry, уступил AN-1Z King Cobra американской Bell Helicopter.[38] Многие специалисты тогда обвинили в нечестной игре Вашингтон, использовавший политический ресурс для лоббирования своего проекта.[39]

[править] Тендер 2005 года на поставку средств ПВО

Тендер на поставку ЗРК для национальной системы ПВО T-LORAMIDS (Turkish Long Range Air and Missile Defence System) был одобрен правительством Турции еще в 2005 году. Он предполагает создание системы обороны страны от баллистических ракет среднего радиуса действия. По расчетам специалистов, T-LORAMIDS должна поражать все типы воздушных целей противника на дальности 50-300 км. На первом этапе Турция намерена закупить четыре батареи ЗРК, включая ракеты-перехватчики и соответствующие радиолокационные системы. В дальнейшем планируется закупка еще восьми батарей.[40]

В борьбе за контракт в рамках проекта T-LORAMIDS участвовали американские компании Raytheon и Lockheed Martin с их системой Patriot, итало-французская компания Eurosam, производящая SAMP/T Aster 30, а также «Рособоронэкспорт» с «Антеем-2500» (продвинутая версия С-300В) и китайская CPMIEC (China Precision Machinery Export-Import Corp.), предлагающая свою систему HQ-9 (аналог С-300П).[41]

В июле 2011 года было сообщено, что США пригрозили Турции ухудшением отношений и даже свертыванием военного сотрудничества, если в объявленном Анкарой тендере на закупки зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) ПВО победят российские С-300. Вашингтон объясняет свою позицию возможной утечкой секретной информации в Россию, в случае если Турция, являющаяся членом НАТО, поставит российские ЗРК на боевое дежурство, и в дальнейшем они станут частью натовской системы ПРО.[42]

«Турция стремится сохранить российское и китайское предложение в тендере до самого финала лишь для того, чтобы сделать реальных претендентов на победу более сговорчивыми в обсуждении деталей перспективных поставок,— заявил в июле 2011 года эксперт Центра анализа стратегий и технологий Руслан Алиев.— Ситуация напоминает историю с турецким вертолетным тендером».[43]

[править] Украина

Контракт на поставку ТВС на Украину российская корпорация ТВЭЛ выиграла на международном тендере в 1996 году. А заканчивается контракт в 2010 году. Соответственно, все цены в нём, как сообщил Ъ источник в украинском Министерстве топлива и энергетики, зафиксированы. К тому же они гарантированы двусторонним межправительственным соглашением от 2003 года.[44]

[править] Чехия

Тендер на поставку ядерного топлива на АЭС «Духованы» российская корпорация ТВЭЛ выиграла в 2001 году и, согласно контракту, будет поставлять топливо вплоть до 2018 года.[45]

В мае 2016 года было объявлено о том, что в международном тендере на поставку ядерного топлива на АЭС «Темелин» в Чехии победила российская корпорация ТВЭЛ. Контракт, подписанный 16 мая 2006 года в Праге заместителем председателя правления чешской энергетической компании CEZ Group Иржи Боровцем, членом правления CEZ Group Даниелом Бенешем и исполняющим обязанности президента ТВЭЛ Антоном Баденковым (руководитель ТВЭЛ Александр Няго скончался 2 мая), рассчитан на десять лет. В течение этого срока на эту чешскую АЭС будет поставлено около 400 метрических тонн топлива. Ожидается, что первая партия тепловыделяющих сборок будет поставлена в конце 2009 года. Контракт начнет действовать в 2010 году и окончится в 2020 году. Тендер по поставкам на АЭС «Темелин» для ТВЭЛ фактически означал взятие реванша в жесткой борьбе с давним конкурентом корпорации американской компанией Westinghouse.[46]

[править] Южная Корея

В марте 2002 года Южная Корея исключила российский Су-35 из финального этапа тендера на поставку 40 истребителей на сумму в $4 млрд. Окончательный выбор Сеул сделал в пользу американского F-15К компании Boeing.[47]

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. Как Россия участвовала в международных тендерах вооружений. История вопроса. 29 апреля 2011
  4. [3]
  5. [4]
  6. [5]
  7. [6]
  8. [7]
  9. [8]
  10. Как Россия участвовала в международных тендерах вооружений. История вопроса. 29 апреля 2011
  11. [9]
  12. [10]
  13. [11]
  14. [12]
  15. [13]
  16. [14]
  17. [15]
  18. [16]
  19. [17]
  20. [18]
  21. [19]
  22. [20]
  23. [21]
  24. [22]
  25. [23]
  26. [24]
  27. [25]
  28. [26]
  29. Как Россия участвовала в международных тендерах вооружений. История вопроса. 29 апреля 2011
  30. [27]
  31. [28]
  32. [29]
  33. [30]
  34. [31]
  35. Как Россия участвовала в международных тендерах вооружений. История вопроса. 29 апреля 2011
  36. Как Россия участвовала в международных тендерах вооружений. История вопроса. 29 апреля 2011
  37. [32]
  38. Как Россия участвовала в международных тендерах вооружений. История вопроса. 29 апреля 2011
  39. [33]
  40. [34]
  41. [35]
  42. [36]
  43. [37]
  44. [38]
  45. [39]
  46. [40]
  47. Как Россия участвовала в международных тендерах вооружений. История вопроса. 29 апреля 2011
Личные инструменты