Услуга

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Услуга — дей­ст­вие (по­сле­до­ва­тель­ность дей­ст­вий), осу­ще­ст­в­ляе­мое по­став­щи­ком в ин­те­ре­сах по­тре­би­те­ля (ин­ди­ви­да, груп­пы лиц, юри­ди­че­ско­го ли­ца). С точ­ки зре­ния по­тре­би­те­ля, услуги — это бла­га, пре­дос­тав­ляе­мые ему в фор­ме дея­тель­но­сти.[1]

В клас­сич. эко­но­мич. тео­рии и в мар­ксиз­ме услуги по­ни­ма­лись как вто­рич­ные по от­но­ше­нию к ве­щам (ма­те­ри­аль­ным цен­но­стям), под­чёр­ки­ва­лась их не­ма­те­ри­аль­ность, не­ося­зае­мость. Со­от­вет­ст­вен­но, ма­те­ри­аль­ное про­из-во объ­яв­ля­лось ос­нов­ным, пер­вич­ным, о нём го­во­ри­ли как о про­из­во­ди­тель­ном, а ус­лу­ги трак­то­ва­лись как не­про­из­во­ди­тель­ные (пред­став­ле­ния о сфе­ре У. как «не­про­из­вод­ст­вен­ной»). В пла­но­вой эко­но­ми­ке сфе­ра У. фи­нан­си­ро­ва­лась по ос­та­точ­но­му прин­ци­пу.[2]

В кон­цеп­ции по­стин­ду­ст­ри­аль­но­го об­ще­ст­ва Д. Бел­ла сфе­ре У. от­ве­де­на гл. роль в обес­пе­че­нии эко­но­мич. ро­ста на ос­но­ве раз­ви­тия ин­фор­мац. тех­но­ло­гий. В эко­но­ми­ке раз­ви­тых стран до­ля сфе­ры У. со­став­ля­ет 60-70 %.[3]

Су­ще­ст­ву­ют рас­ши­ри­тель­ные трак­тов­ки У. В рам­ках ре­сурс­ной тео­рии фир­мы под­чёр­ки­ва­ет­ся, что цен­ность ре­сур­са за­ви­сит от то­го, как он ис­поль­зу­ет­ся в про­цес­се про­из­вод­ст­ва. В рам­ках ло­ги­ки до­ми­ни­ро­ва­ния У. рас­смат­ри­ва­ют­ся как пер­вич­ные, ба­зо­вые эле­мен­ты лю­бо­го об­ме­на, а ве­щи — как плат­фор­мы для пре­дос­тав­ле­ния ус­луг.[4]

Содержание

[править] Виды услуг

Ка­кой-ли­бо еди­ной клас­си­фи­ка­ции услуг не су­ще­ст­ву­ет. Раз­ли­ча­ют услуги, ока­зы­вае­мые не­по­сред­ст­вен­но че­ло­ве­ку (напр., обу­че­ние, ле­че­ние, спорт, до­суг) и на­прав­лен­ные на его иму­ще­ст­во (ре­монт бы­то­вой тех­ни­ки, ком­му­наль­ные и др.). Вы­де­ля­ют так­же ус­лу­ги: юри­ди­че­ские, транс­порт­ные, фи­нан­со­вые и бан­ков­ские, ох­ран­ные, ме­ди­цин­ские, об­ра­зо­ва­тель­ные и т. п. Осо­бое ме­сто за­ни­ма­ют У., ока­зы­вае­мые го­су­дар­ст­вом (напр., оформ­ле­ние до­ку­мен­тов, осу­ще­ст­в­ле­ние ре­ги­ст­ра­ции).

[править] Производство

К сфе­ре ус­луг (тре­тич­но­му сек­то­ру эко­но­ми­ки) от­но­сят от­рас­ли хо­зяй­ст­ва, не вхо­дя­щие в сфе­ру ма­те­ри­аль­но­го про­из­вод­ст­ва (пер­вич­но­го и вто­рич­но­го сек­то­ров). Она, как пра­ви­ло, ох­ва­ты­ва­ет: фи­нан­со­вые ус­лу­ги (бан­ков­ско-кре­дит­ные ус­лу­ги, стра­хо­вой биз­нес, бир­же­вую дея­тель­ность и др.); де­ло­вые и про­фес­сио­наль­ные ус­лу­ги; оп­то­вую и роз­нич­ную тор­гов­лю; об­ще­ств. пи­та­ние; гос­ти­нич­ный биз­нес; сфе­ру жи­лищ­но-ком­му­наль­но­го и бы­то­во­го об­слу­жи­ва­ния насе­ле­ния; ус­лу­ги уч­ре­ж­де­ний куль­ту­ры и мас­со­вых ком­му­ни­ка­ций; об­ра­зо­ва­ние и здра­во­охра­не­ние; рек­реа­ци­он­ные ус­лу­ги (вклю­чая ту­ризм и от­дых). К тре­тич­но­му сек­то­ру эко­но­ми­ки так­же от­но­сят транс­порт и связь, гос. управ­ле­ние, ор­га­ны под­дер­жа­ния безо­пас­но­сти и пра­во­по­ряд­ка. Су­ще­ст­вую­щие ме­ж­ду­нар. и нац. клас­си­фи­ка­ции ви­дов эко­но­мич. дея­тель­но­сти име­ют ряд раз­ли­чий. Напр., ста­ти­сти­ка США строи­тель­ст­во це­ли­ком от­но­сит к пром. от­рас­лям, а всю ра­бо­ту пред­приятий транс­пор­та, элек­тро­энер­ге­ти­ки, га­зо-, те­п­ло- и во­до­снаб­же­ния — к сфе­ре ус­луг; Ме­ж­ду­нар. ва­лют­ный фонд ре­зуль­та­ты ра­бо­ты за ру­бе­жом стро­ит. фирм ря­да стран ми­ра вклю­ча­ет в сфе­ру тор­гов­ли ус­лу­га­ми, а элек­тро­энер­ге­ти­ку, га­зо-, те­п­ло- и во­до­снаб­же­ние в со­от­вет­ст­вии с клас­си­фи­ка­ция­ми боль­шин­ст­ва го­су­дарств от­но­сит к от­рас­лям про­мыш­лен­но­сти. Во мн. стра­нах ус­лу­га­ми транс­пор­та при­ня­то счи­тать толь­ко пе­ре­воз­ку пас­са­жи­ров, а пе­ре­воз­ку гру­зов от­но­сить к сфе­ре ма­те­ри­аль­но­го про­из­вод­ст­ва. В за­рубеж­ных ис­сле­до­ва­ни­ях сфе­ру ус­луг ино­гда раз­де­ля­ют на по­тре­би­тель­ский (ус­лу­ги на­се­ле­нию) и про­из­водств. (ус­лу­ги для биз­не­са, т. н. business to busi­ness) сек­то­ра, хо­тя чёт­кой гра­ни­цы ме­ж­ду ни­ми не су­ще­ст­ву­ет.[5]

Сфера услуг является основной частью мировой экономики, генерируя более двух третей мирового валового внутреннего продукта (ВВП), привлекая более трех четвертей прямых иностранных инвестиций в страны с развитой экономикой, обеспечивая занятость большинства работников и создавая большинство новых рабочих мест во всем мире.[6]

[править] Индекс STRI

Запущенный в 2014 году и ежегодно обновляемый индекс ограничений торговли услугами ОЭСР (STRI) представляет собой инструмент, предоставляющий информацию о регулировании торговли услугами в 22 секторах во всех странах-членах ОЭСР, а также в Бразилии, КНР, Коста-Рике, Индии, Индонезии, Казахстане, Малайзии, Перу, России, Таиланде и Южной Африке. На эти страны и сектора приходится более 80 % мировой торговли услугами.[7]

Индекс включает в себя базы данных нормативного регулирования торговли услугами (регуляторные требования, устанавливающие ограничения в торговле услугами) и непосредственно показатель индекса ограничения торговли услугами (включает в себя два значения — 0 и 1, где 0 — полностью открытый рынок услуг, 1- полностью закрытый) по 22 секторам услуг, среди которых: компьютерные услуги, строительство, юридические услуги, бухгалтерские услуги, архитектура, проектирование, телекоммуникации, распределение, радиовещание, кино, звукозапись, коммерческие банки, страховые услуги, услуги воздушного транспорта, морского транспорта, автомобильные, железнодорожные перевозки и курьерские услуги, логистика грузообработки, логистика хранения и складские услуги, логистика транспортной экспедиции, логистика таможенных брокеров.[8]

[править] Регионы

[править] Европа

[править] Россия

Основная статья: Услуги в России

Сезонно скорректированный индекс деловой активности S&P Global в сфере услуг в России составил 51,4 пункта в марте 2024 года по сравнению с 51,1 в феврале 2024 года.[9]

Личные инструменты