Услуга
Материал из Documentation.
Услуга — действие (последовательность действий), осуществляемое поставщиком в интересах потребителя (индивида, группы лиц, юридического лица). С точки зрения потребителя, услуги — это блага, предоставляемые ему в форме деятельности.[1]
В классич. экономич. теории и в марксизме услуги понимались как вторичные по отношению к вещам (материальным ценностям), подчёркивалась их нематериальность, неосязаемость. Соответственно, материальное произ-во объявлялось основным, первичным, о нём говорили как о производительном, а услуги трактовались как непроизводительные (представления о сфере У. как «непроизводственной»). В плановой экономике сфера У. финансировалась по остаточному принципу.[2]
В концепции постиндустриального общества Д. Белла сфере У. отведена гл. роль в обеспечении экономич. роста на основе развития информац. технологий. В экономике развитых стран доля сферы У. составляет 60-70 %.[3]
Существуют расширительные трактовки У. В рамках ресурсной теории фирмы подчёркивается, что ценность ресурса зависит от того, как он используется в процессе производства. В рамках логики доминирования У. рассматриваются как первичные, базовые элементы любого обмена, а вещи — как платформы для предоставления услуг.[4]
Содержание |
[править] Виды услуг
Какой-либо единой классификации услуг не существует. Различают услуги, оказываемые непосредственно человеку (напр., обучение, лечение, спорт, досуг) и направленные на его имущество (ремонт бытовой техники, коммунальные и др.). Выделяют также услуги: юридические, транспортные, финансовые и банковские, охранные, медицинские, образовательные и т. п. Особое место занимают У., оказываемые государством (напр., оформление документов, осуществление регистрации).
[править] Производство
К сфере услуг (третичному сектору экономики) относят отрасли хозяйства, не входящие в сферу материального производства (первичного и вторичного секторов). Она, как правило, охватывает: финансовые услуги (банковско-кредитные услуги, страховой бизнес, биржевую деятельность и др.); деловые и профессиональные услуги; оптовую и розничную торговлю; обществ. питание; гостиничный бизнес; сферу жилищно-коммунального и бытового обслуживания населения; услуги учреждений культуры и массовых коммуникаций; образование и здравоохранение; рекреационные услуги (включая туризм и отдых). К третичному сектору экономики также относят транспорт и связь, гос. управление, органы поддержания безопасности и правопорядка. Существующие междунар. и нац. классификации видов экономич. деятельности имеют ряд различий. Напр., статистика США строительство целиком относит к пром. отраслям, а всю работу предприятий транспорта, электроэнергетики, газо-, тепло- и водоснабжения — к сфере услуг; Междунар. валютный фонд результаты работы за рубежом строит. фирм ряда стран мира включает в сферу торговли услугами, а электроэнергетику, газо-, тепло- и водоснабжение в соответствии с классификациями большинства государств относит к отраслям промышленности. Во мн. странах услугами транспорта принято считать только перевозку пассажиров, а перевозку грузов относить к сфере материального производства. В зарубежных исследованиях сферу услуг иногда разделяют на потребительский (услуги населению) и производств. (услуги для бизнеса, т. н. business to business) сектора, хотя чёткой границы между ними не существует.[5]
Сфера услуг является основной частью мировой экономики, генерируя более двух третей мирового валового внутреннего продукта (ВВП), привлекая более трех четвертей прямых иностранных инвестиций в страны с развитой экономикой, обеспечивая занятость большинства работников и создавая большинство новых рабочих мест во всем мире.[6]
[править] Индекс STRI
Запущенный в 2014 году и ежегодно обновляемый индекс ограничений торговли услугами ОЭСР (STRI) представляет собой инструмент, предоставляющий информацию о регулировании торговли услугами в 22 секторах во всех странах-членах ОЭСР, а также в Бразилии, КНР, Коста-Рике, Индии, Индонезии, Казахстане, Малайзии, Перу, России, Таиланде и Южной Африке. На эти страны и сектора приходится более 80 % мировой торговли услугами.[7]
Индекс включает в себя базы данных нормативного регулирования торговли услугами (регуляторные требования, устанавливающие ограничения в торговле услугами) и непосредственно показатель индекса ограничения торговли услугами (включает в себя два значения — 0 и 1, где 0 — полностью открытый рынок услуг, 1- полностью закрытый) по 22 секторам услуг, среди которых: компьютерные услуги, строительство, юридические услуги, бухгалтерские услуги, архитектура, проектирование, телекоммуникации, распределение, радиовещание, кино, звукозапись, коммерческие банки, страховые услуги, услуги воздушного транспорта, морского транспорта, автомобильные, железнодорожные перевозки и курьерские услуги, логистика грузообработки, логистика хранения и складские услуги, логистика транспортной экспедиции, логистика таможенных брокеров.[8]
[править] Регионы
[править] Европа
[править] Россия
Сезонно скорректированный индекс деловой активности S&P Global в сфере услуг в России составил 51,4 пункта в марте 2024 года по сравнению с 51,1 в феврале 2024 года.[9]