Управляемые ракеты класса «воздух-воздух» в России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Управляемые ракеты класса «воздух-воздух» в России — один из видов авиационных управляемых ракет в России.

Содержание

[править] Разработка

ГосМКБ «Вымпел» им. И. И. Торопова является ведущим конструкторским бюро в России по разработке авиационных УР класса «воздух-воздух» различных типов.[1]

[править] История

[править] 1940-е годы

Начало работ по управляемым ракетам «воздух-воздух» в СССР относится к 1948 году, когда задание на разработку самонаводящегося реактивного сна­ряда класса «воздух-воздух» для вооружения истребителей поручили ОКБ-293 под руководством М.Бисновата (1905—1977), имевшего значительный опыт конст­руирования летательных аппаратов, включая реактивную технику.[2]

[править] 1950-е годы

В 1951 году, то есть за год до офи­циального решения, отдел № 32 приступил к разработке авиаракеты «воздух-воздух».[3]

1 апреля 1952 года вышло постановление Совмина СССР № 1587—590, согласно которому разработку управляемой ракеты класса «воздух-воздух» поручили КБ-1 при Третьем (ракетном) главном управлении Совмина, где главным конструктором был С.Берия. Он поручил разработку новой темы «К-5» отделу № 32, которым руководил опытный авиаконструктор Дмит­рий Людвигович Томашевич (1899—1974).[4]

Первый успешный автономный пуск К-5 с МиГ-17Г состоял­ся 8 октября 1953 года на полигоне Владимировка в Астрахан­ской области.[5]

Доработки и испытательные пуски ракеты К-5 завершились в 1956 году.[6]

В декабре 1956 года В.Григорьев обращается к П.Грушину с просьбой выслать на завод № 485 чертежи на снаряд К-5М.[7]

В ноябре 1957 года директор завода № 455 Аржаков получает из МАПа команду выслать в Киев пять комплектов конструкторской и технологической документации на К-5М и оказать всяческое содействие в освоении производства.[8]

11 февраля 1958 года Киевский СНХ направил в адрес завода № 485 письмо за № 133сс, в котором уточнялся план производства на текущий 1958 год. Среди других позиций тут впервые под номером 16 скромно упоминается «Изделие К-5М», выпуск которого запланирован на четвертый квартал в количестве 300 штук.[9]

Правительство УССР в феврале 1958 года приняло постановление № 327-0038 «Об организации производства ракет К-5М и автопилотов к ним на заводе № 485 КСНХ». Всего в документе было восемь пунктов, включая выделение шести миллионов рублей из резерва Совмина УССР на строительство производственного корпуса, а также выделение стройматериалов, металла и т. д.[10]

В отчёте Киевского завода № 485 имени Артема за 1958 год в разделе «Выпуск готовой продукции» отдельной строкой значится: Изделие К-5 — 300 штук. «Изделие К-5» — это первая советская управляемая ракета класса «воздух-воздух».[11]

[править] 1970-е годы

К третьему поколению авиационных ракет относят принятую на вооружение в декабре 1973 г. ракету Р-60.

[править] 1980-е годы

Ракета Р-73 была принята на вооружение в 1983 году. Для её применения не обязательно истребителю «заходить в хвост» противнику, как этого требовали условия применения оружия на малых дальностях до появления УР типа Р-73.[12]

Разработка ракеты К-30 была начата ГосМКБ «Вымпел» в 1986 г. с целью создания следующей модификации ракеты ближнего боя Р-73.[13]

[править] 1990-е годы

На вооружение Р-77 принята в феврале 1994 г.

[править] Примечания

  1. Авиационные и морские управляемые средства поражения тактического назначения
  2. [1]
  3. [2]
  4. [3]
  5. [4]
  6. [5]
  7. [6]
  8. [7]
  9. [8]
  10. [9]
  11. [10]
  12. Авиационные и морские управляемые средства поражения тактического назначения
  13. [11]
Личные инструменты