Управление государственным долгом

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Управление государственным долгом — процесс формирования и осуществления стратегии управления государственными обязательствами с целью увеличения необходимого объёма финансовых ресурсов при сохранении приемлемого уровня риска и издержек, а также соответствия и иным целям, которые может поставить правительство.[1]

[править] Органы управления

Традиционная модель построения системы органов государственной власти, связанная с управлением государственным долгом, предполагает ведущую роль Министерства финансов или Казначейства. В некоторых странах (США, Франция, Канада, Германия и др.) при данных органах образуют отдельные структурные подразделения, основные функции которых сводятся к управлению государственным долгом, как правило, данные подразделения функционируют в виде Офиса управления государственным долгом (Debt Management office), являясь юридическим лицом, бюджетной организацией с отдельными признаками коммерческого юридического лица. Например, в США — Бюро государственного долга в структуре Федерального казначейства, во Франции — специальное подразделение Министерства экономики и финансов, в Российской Федерации — специальный департамент Минфина России − Департамент государственного долга и государственных финансовых активов.[2]

Альтернативная модель организации системы управления государственным долгом предполагает делегирование полномочий по заимствованию денежных средств относительно независимым органам — агентствам по управлению государственным долгом. Подобные агентства существуют в Азербайджане, Швеции, Ирландии, Новой Зеландии и других странах. Данные долговые агентства подотчётны министру финансов, осуществляющему общий мониторинг деятельности агентства и устанавливающему стратегические рамки долгового управления в стране на текущую перспективу. Непосредственное управление деятельностью агентства возложено на главу данного органа. Например, в Швеции управление правительственным долгом возложено на Национальное долговое управление (НДУ), являющееся полунезависимой структурой в рамках Казначейства.[3]

Третья модель — комплексная, предполагает разделение функций по управлению государственным долгом между Министерством финансов и Центральным банком. Данный подход нашел практическое воплощение в следующих странах: Италии, Нидерландах, Великобритании. В Италии управление государственным долгом осуществляет специально созданный Экспертный совет по внешнему долгу, в Нидерландах — Агентство по управлению государственным долгом Министерства финансов, в Великобритании — Офис управления государственным долгом, полномочия которого закреплены Меморандумом между Министерством финансов Великобритании и Офисом управления государственным долгом (Memorandum of HM Treasury, UK Debt Management Office, national savings and national investments and credits of Office), устанавливающим компетенцию Офиса управления государственным долгом и Банка Англии в сфере государственного долга.[4]

[править] Методы

Выделяются следующие методы управления государственным долгом: рефинансирование, реструктуризация, секьюритизация, конверсия, консолидация, аннулирование, унификация, списание долгов, выкуп долгов, обмен долгов.[5]

Личные инструменты