Трамваи на Украине

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



По состоянию на февраль 2019 года действующие трамвайные хозяйства существуют в 14 городах Украины: Виннице, Днепре, Дружковке, Житомире, Запорожье, Каменском, Киеве, Конотопе, Кривом Рогу, Львове, Мариуполе, Николаеве, Одессе и Харькове.[1]

Согласно со статистикой корпорации «Укрэлектротранс» и данными сайта Transphoto.ru на балансе всех трамвайных хозяйств Украины по состоянию на конец 2018 года находилось 2064 трамвайных вагона. В рабочем состоянии в средине февраля 2019 года находился 1471 трамвай, то есть 71,3 % от всего количества линейного пассажирского подвижного состава, который находится на балансе предприятий электротранспорта.[2]

Содержание

[править] Типы вагонов

[править] По производителям

Среди трамваев, которые эксплуатируются в Украине, лидируют вагоны, изготовленные в Чехословакии концерном «ЧКД-Прага», которые выпускались под брендом Tatra. В общей сложности чешские трамваи (в оригинальном исполнении и прошедшие различную модернизацию) составляют 71,7 % всего трамвайного парка Украины — их насчитывается 1480 вагонов (на ходу — 1067). Чешские трамвайные вагоны эксплуатируются во всех действующих трамвайных хозяйствах, за исключением Конотопа.[3]

На втором месте по количеству вагонов, которые стоят на балансе электротранспортных предприятий — вагоны Усть-Катавского вагоностроительного завода (Россия). Сейчас в трамвайных депо Украины насчитывается 250 таких трамвайных вагонов, из них на ходу — 139. В процентном отношении вагоны Усть-Катавского вагоностроительного завода составляют 12,11 % всего трамвайного парка 17 хозяйств Украины. Вагоны моделей 71-605 и 71-605А (КТМ-5) попали в города Украины ещё во времена СССР, а вот вагоны 71-608К, 71-608КМ, 71-611 и 71-619 были закуплены уже во времена независимой Украины. КТМы являются основой подвижного состава только в Конотопе и Николаеве. Однако, по мере закупок новых и подержанных вагонов, трамваи КТМ постепенно выводятся из эксплуатации в Днепре, Николаеве и Кривом Роге.[4]

Вагоны, построенные в независимой Украине, на третьем месте. Таких вагонов насчитывается 107. Это вагоны одесско-днепровского ООО «Татра-Юг» четырех различных моделей (всего 56 вагонов без учета Донецка и Луганска), а также трамваи «Электрон», изготовленные во Львове ООО «СП „Электронтранс“» (19 вагонов во Львове и Киеве). В процентном отношении украинские вагоны составляют всего 5,2 % от всего трамвайного парка Украины. Вагоны ООО «Татра-Юг» работают в Запорожье, Каменском, Киеве, Днепре, Мариуполе, Николаеве и Одессе, а трамваи «Электрон» — во Львове и Киеве.[5]

На четвертом месте по численности — трамвайные вагоны, изготовленные в Швейцарии. Все они эксплуатируются в Виннице. Их насчитывается 104 вагона (5,04 % от общего количества трамваев). На ходу — 77 швейцарских вагонов. Вагоны попали в Украину в конце 2000-х годов — они были бесплатно переданы городом Цюрихом Винницкому трамвайно-троллейбусному управлению.[6]

Завершают топ-пятерку польские вагоны PESA. Все они эксплуатируются в Киеве на маршрутах скоростного трамвая. Всего столица Украины получила 47 вагонов модели 71-414К (2,28 % от общего числа трамваев в Украине). На маршрутах работает 40 вагонов этой модели, 7 вагонов готовят к вводу в эксплуатацию.[7]

69 трамвайных вагонов, которые эксплуатируются в Украине — это плоды деповской и заводской модернизации трамвайных вагонов «Tatra» (3,34 % от всего подвижного состава украинских трамвайных хозяйств). Часть из них — это трехсекционные трамвайные вагоны KT3UA («Кобра») и КТ4UA («VinWay»), построенные на базе кузовов трамваев «Tatra T3» и «Tatra KT4» и низкопольной вставки. Такие вагоны эксплуатируются в Киеве, Кривом Рогу и в Виннице. Другая часть — это почти полностью новые трамваи (кузов, система управления тяговым электроприводом) на базе тележек от списанных вагонов «Tatra T3» и «Tatra T4». Такие вагоны работают в Запорожье, Киеве, Одессе и Виннице.[8]

[править] По моделям

Среди моделей трамваев, которые эксплуатируются в Украине, лидерство принадлежит трамвайным вагонам Tatra T3 (и их узкокузовным собратьям Tatra T4) как с оригинальной реостатно-контакторной системой управления, так и модернизированным с установкой тиристорно-импульсной или транзистоной системы управления тяговым электроприводом. В общей сложности таких трамваев в Украине насчитывается 1100 (узкокузовных — 53 в Днепре, Житомире и Львове), из них на ходу — 849. Таким образом, вагоны «Tatra T3» составляют 53,29 % всего трамвайного парка Украины. Из 1100 вагонов 298 прошли глубокую модернизацию с заменой реостатно-контакторной системы управления на тиристорно-импульсную или транзисторную. Большая часть вагонов, правда, проходила модернизацию не в Украине — эти вагоны были закуплены из городов Германии, Латвии и Чехии. Однако в Одессе в 2000-е годы в рамках программы модернизации трамвайного хозяйства было модернизировано 112 трамваев «Tatra T3». Единичная модернизация «Tatra T3» была проведена в Киеве и Кривом Рогу.[9]

На втором месте по численности вагонов — также чешские трамвайные вагоны Tatra КT4 — двухсекцонные узкокузовные «гармошки». Сейчас на Украине насчитывается 195 таких трамвайных вагонов (9,44 % от всего трамвайного парка городов Украины). Ещё в советские времена такие вагоны попали в узкоколейные трамвайные системы Украины — в Винницу, Житомир, Евпаторию и Львов. Хотя эти вагоны и испытывали в Одессе на широкой колее («Жемчужина у моря» обкатывала вагон из Винницы, переставленный на тележки для широкой колеи), однако эти вагон не подошли городу. С советских времен в Виннице, Житомире и Львове сохранилось 127 вагонов модификации «Tatra KT4SU» (для Советского Союза). В 2008-13 годах во Львов попало 28 вагонов модификации для Германии «Tatra KT4D» из немецких городов Эрфурта и Геры. Еще 42 вагона «Tatra KT4DM» и «Tatra KT4DtM», прошедшие глубокую модернизацию в Германии, прибыли в Украину в прошлом году. 30 таких вагонов за средства Европейского банка реконструкции и развития приобрел Львов, а еще дюжину — Запорожье. Модернизировали вагоны «Tatra KT4SU» и в Украине: в Виннице на них устанавливали современную чешскую транзисторную систему управления тяговым электроприводом (это было в средине 2000-х годов), тут же строили на их базе трехсекционные частично низкопольные вагоны. Во Львове 6 трамвайных вагонов Tatra KT4SU прошли «рестайлинг» при капитально-восстановительном ремонте, однако в основном их электрическая «начинка» осталась прежней.[10]

Третье место по численности вагонов — у также чешских трамваев семейства Tatra T6. Их насчитывается 185, то есть 8,96 % от всего парка. В Советский Союз ширококузовные вагоны этого семейства начали поставлять в 1980-е годы под названием «Tatra T3M». Уже с завода такие вагоны имели тиристорно-импульсную систему управления тяговым электроприводом. В Украине сейчас эксплуатируются вагоны четырех моделей — «Tatra T6B5SU», «Tatra T6A2» и «Tatra T6A5». Первые попали в украинские города еще во времена СССР, вторые в начале 2010-х годов приобрело в Берлине КП «Днепровский электротранспорт». Модель «Tatra T6A5», выпускавшаяся для городов Чехии, попала в Украину в последние годы — эти вагоны можно встретить в Харькове и Киеве.[11]

На четвертом месте — советские вагоны Усть-Катавского вагоностроительного завода 71-605 и 71-605А (КТМ-5). Таких вагонов в трамвайных хозяйствах Украины 174 единицы (8,43 % всего парка). На ходу — меньше половины из них. Эта модель трамвайных вагонов понемногу покидает улицы городов Украины. Мариуполь и Дружковка уже практически не эксплуатируют трамваи этой модели.[12]

Топ-пятерку самых распространенных моделей трамвайных вагонов замыкают трамвайные вагоны швейцарского производства Be 4/6 Mirage. Все 75 этих вагонов сосредоточены в Виннице (3,63 % от общего числа трамваев в Украине). В регулярной эксплуатации — 71 вагон этой модели.[13]

Шестое и седьмое место по распространенности — у российских вагонов 71-608К и 71-608КМ (таких в наличии 55) и польских вагонов PESA 71-414К (48 вагонов).[14]

Все остальные трамвайные вагоны попали в Украину в незначительных количествах. Среди них нужно упомянуть российские вагоны 71-611, разработанные специально для линий подземного скоростного трамвая. Часть вагонов (модификация 71-611П) не имеют кабин управления — они должны были входит в качестве среднего вагона в трехвагонные поезда. Все эти вагоны эксплуатируются в Кривом Рогу (11 вагонов). В средине 2000-х Харьков приобрел 10 российских высокопольных вагонов Усть-Катавского вагоностроительного завода с контакторно-транзисторной системой управления тяговым электроприводом 71-619КТ. Сейчас на ходу 3 таких вагона. В Мариуполь в начале 2010-х годов попало 2 трамвая 71-153 (ЛМ-2008), выпущенных Петербуржским трамвайно-механическим заводом. В 2012 году городу их подарила компания «Метинвест». Еще один трамвай, выпущенный в Питере (однако формально изготовленный на КЗЕТе в Киеве) находится на балансе КП «Киевпасстранс». Это вагон 71-754М-К с деповским № 450. Встретить его в работе очень тяжело — в основном он простаивает в трамвайном депо имени Шевченко. Еще один трамвай, который в Украине в единичном экземпляре — белорусский БКМ 843, который в Киеве значится как «Богдан ТР 843».[15]

[править] Низкопольные трамваи

Полностью низкопольные «безбарьерные» трамваи в Украине курсируют только в Киеве (это трамваи «Электрон» и PESA) и Львове («Электрон»). В Киеве общее число полностью низкопольных вагонов — 57, во Львове — 9. Это, соответственно, 11,8 % и 6,34 % от трамвайного парка этих городов. Заметим, что низкопольные вагоны распределены по маршрутам этих городов крайне неравномерно — в Киеве они работают на скоростном трамвае, а во Львове — 7 из 9 закреплено за трассой трамвайного маршрута на Сихов.[16]

[править] История

Трамвай К1 с 2003 года являлся единственным трамваем, который серийно производился на Украине.[17]

По состоянию на конец июня 2020 года первый экземпляр новой модели К1-Т306 находился на финальной стадии изготовления.[18]

В августе 2020 года было сообщено, что производитель трамвайных вагонов ООО «Татра-Юг» (Одесса), выпускающий их на мощностях ПО «Южмаш» (Днепр), победил в тендере на поставку в г. Крайова (Румыния) 17 ед. 25-метровых трамвайных вагонов, предложив за один вагон 1,7 млн евро.[19]

[править] Ссылки

[править] Видео

[править] UA-нет

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]
  4. [4]
  5. [5]
  6. [6]
  7. [7]
  8. [8]
  9. [9]
  10. [10]
  11. [11]
  12. [12]
  13. [13]
  14. [14]
  15. [15]
  16. [16]
  17. [17]
  18. [18]
  19. [19]
Личные инструменты