Театры в Санкт-Петербурге

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Пер­вым те­ат­ром Санкт-Петербурга ста­ла при­ве­зён­ная в 1708 году се­ст­рой Пет­ра I — ца­рев­ной На­таль­ей Алек­се­ев­ной её моск. при­двор­ная труп­па, для ко­то­рой обо­рудо­ва­ли спец. зда­ние. В 1-й пол. 18 в. в го­ро­де час­то вы­сту­па­ли ев­роп. га­ст­ро­лё­ры, да­ва­ли пред­став­ле­ния лю­би­те­ли (вос­пи­тан­ни­ки ос­но­ван­но­го в 1732 Ка­дет­ско­го шля­хет­но­го кор­пу­са, «охот­ни­ки» и т. д.). Зна­чит. роль в ста­нов­ле­нии отеч. те­ат­раль­но­го иск-ва сыг­ра­ли ра­бо­тав­шие в С.-П. в 1730-50-х гг. «Италь­ян­ская ком­па­ния», «Не­мец­кая ко­ме­дия» и др. В 1752 из Яро­слав­ля вы­зва­на труп­па Ф. Г. Вол­ко­ва, за­няв­ше­го ве­ду­щее по­ло­же­ние в уч­ре­ж­дён­ном в 1756 «Рус­ском для пред­став­ле­ния тра­ге­дий и ко­ме­дий те­ат­ре» (ны­не Рос­сий­ский те­атр дра­мы им. А. С. Пуш­ки­на). В нач. 19 в. имп. труп­па вы­сту­па­ла в Ма­лом (Де­ре­вян­ном) те­ат­ре и в Боль­шом (Ка­мен­ном) теат­ре; в 1832 пе­ре­еха­ла в но­вое зда­ние (арх. К. И. Рос­си), по­лу­чив назв. Алек­сан­д­рин­ский те­атр. Со 2-й пол. 18 в. рас­про­стра­не­ние по­лу­чил Кре­по­ст­ной те­атр (труп­пы Е. П. Ба­ря­тин­ской, П. А. Го­ли­цы­ной, Е. Ф. Дол­го­ру­кой, А. А. и Л. А. На­рыш­ки­ных и др.). В 1787 от­крыл­ся при­двор­ный Эр­ми­таж­ный те­атр. В 1779-97 в зда­нии де­рев. те­ат­ра на Ца­ри­цы­ном лу­гу ра­бо­тал ча­ст­ный пуб­лич­ный те­атр К. Книп­пе­ра. В 1833 от­крыт Ми­хай­лов­ский те­атр, в 1860 в ре­кон­ст­руи­ро­ван­ном зда­нии Те­ат­ра-цир­ка — Ма­ри­ин­ский те­атр. По­сле от­ме­ны мо­но­по­лии имп. те­ат­ров (дей­ст­во­ва­ла в 1803-82) ста­ли по­яв­лять­ся мно­го­числ. ча­ст­ные те­ат­ры: Те­атр Нар. до­ма, Те­атр Ли­те­ра­тур­но-ху­дож. об-ва, Ва­си­лео­ст­ров­ский нар. те­атр и др. В 1904 В. Ф. Ко­мис­сар­жев­ская от­кры­ла собств. Дра­ма­тич. те­атр на Офи­цер­ской (дей­ст­во­вал до 1909), в ко­то­ром ра­бо­та­ли В. Э. Мей­ер­хольд, Ф. Ф. Ко­мис­сар­жев­ский, Н. Н. Ев­реи­нов).[1]

Во 2-й пол. 1910-х гг. поя­ви­лись но­вые те­ат­раль­ные жан­ры и ви­ды зре­лищ, в том числе аги­тац. те­атр («Мис­те­рия-буфф» В. В. Мая­ков­ско­го, 1918, по­станов­ка Мей­ер­холь­да в Му­зы­каль­ной дра­ме), мас­со­вое дей­ст­во («Взя­тие Зим­не­го двор­ца», ре­жис­сё­ры Ев­реи­нов, Н. В. Пет­ров, Ю. П. Ан­нен­ков; «К ми­ро­вой ком­му­не», про­хо­ди­ло на сту­пе­нях зда­ния Бир­жи, ре­жис­сё­ры С. Э. Рад­лов, К. А. Мард­жа­ни­шви­ли — оба 1920). С 1922 да­вал спек­так­ли ТЮЗ (ос­но­ва­тель и ру­ко­во­ди­тель — А. А. Брян­цев). В 1924 от­крыл­ся Крас­ный те­атр, в 1925 — Те­атр ра­бо­чей мо­ло­дё­жи (ТРАМ). В го­ды Вел. Отеч. вой­ны те­ат­ры ра­бо­та­ли в эва­куа­ции. В 1942 соз­дан Бло­кад­ный те­атр (с 1959 Те­атр им. Ко­мис­сар­жев­ской), в 1944 от­крыл­ся Ма­лый дра­ма­тич. те­атр (см. Санкт-Пе­тер­бург­ский Ма­лый дра­ма­ти­че­ский те­атр — Те­атр Ев­ро­пы). В эпо­ху «от­те­пе­ли» яр­ки­ми яв­ле­ния­ми ста­ли тра­ги­ко-ро­ман­тич. спек­так­ли Л. С. Вивь­е­на в Гос. те­ат­ре дра­мы («На дне» Горь­ко­го, 1956; «Бег» М. А. Бул­га­ко­ва, 1958; «Ма­лень­кие тра­ге­дии» А. С. Пуш­ки­на, 1962); фи­ло­соф­ско-гро­те­ск­ные спек­так­ли Н. П. Аки­мо­ва в Те­ат­ре им. Лен­со­ве­та («Те­ни» М. Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на, 1953; «Де­ло» А. В. Су­хо­во-Ко­бы­ли­на, 1955). Цен­тром те­ат­раль­ной жиз­ни 1960-70-х гг. стал БДТ (см. Санкт-Пе­тер­бург­ский Боль­шой дра­ма­ти­че­ский те­атр им. Г. А. Тов­сто­но­го­ва); ши­ро­кий ре­зо­нанс вы­зы­ва­ли му­зы­каль­но-дра­ма­тич. спек­так­ли И. П. Вла­ди­ми­ро­ва, ис­то­ри­ко-пуб­ли­ци­стич. и ли­ри­ко-фи­лос. по­ста­нов­ки Р. С. Ага­мир­зя­на (в 1966-91 гл. реж. Те­ат­ра им. Ко­мис­сар­жев­ской), пси­хо­ло­ги­че­ски уг­луб­лён­ные спек­так­ли Г. М. Опор­ко­ва (в 1971-83 гл. реж. Те­ат­ра им. Ле­нин­ско­го ком­сомо­ла). 1980-е гг. — пе­ри­од творч. взлё­та Л. А. До­ди­на. Те­ат­раль­ная жизнь 1990-х гг. тя­го­те­ла к ка­мер­но­сти, зна­чит. спек­так­ли шли на ма­лых сце­нах, цен­тром ста­но­ви­лись не­боль­шие те­ат­ры пре­им. с совр. дра­ма­тур­ги­ей: Мо­ло­дёж­ный те­атр на Фон­тан­ке (ос­но­ван в 1979) и др. Ду­хом экс­пе­ри­мен­та в этот пе­ри­од про­ник­ну­та дея­тель­ность Фор­маль­но­го те­ат­ра (ос­но­ван в 1989) и ре­жис­сё­ра А. А. Мо­гу­че­го, ра­бо­тав­ше­го в эс­те­ти­ке пер­фор­ман­са. В 2000-х гг. ожив­ле­ние ака­де­мич. сце­ны свя­за­но с твор­че­ст­вом В. В. Фо­ки­на, пе­ре­ос­мыс­лив­ше­го в 2002 пье­су «Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля на сце­не Алек­сан­д­рин­ско­го те­ат­ра (с 2003 худ. рук. это­го те­ат­ра). Центр раз­ви­тия мо­ло­дой ре­жис­су­ры 2010-х гг. — Те­атр «При­ют ко­ме­ди­ан­та» (ос­но­ван в 1987), с 1995 пер­вый в Рос­сии гос. те­атр без по­сто­ян­ной труп­пы («Pro Ту­ран­дот», 2004, реж. Мо­гу­чий; «Ку­коль­ный дом» Г. Иб­се­на, 2012, реж. Ю. Л. Квят­ков­ский, и др.). Сре­ди те­ат­ров: Те­атр ма­рио­не­ток им. Е. С. Де­мме­ни (1918), Те­атр ко­ме­дии им. Н. П. Аки­мо­ва (1929), Боль­шой те­атр ку­кол (1931), Те­атр-фес­ти­валь «Бал­тий­ский дом» (1936), Те­атр на Ли­тей­ном (1944), Те­атр на Ва­силь­ев­ском (1989), Рус. ин­же­нер­ный те­атр «АХЕ» (1989), Дра­ма­тич. те­атр «Ост­ров» (1990), «Рус­ская ант­ре­при­за» им. Анд­рея Ми­ро­но­ва (1996), Те­ат­раль­ный центр на Ко­ло­мен­ской (2005). В 2009 в го­ро­де уч­ре­ж­де­на те­ат­раль­ная пре­мия для мо­ло­дых «Про­рыв». Про­во­дят­ся еже­год­ные ме­ж­ду­нар. те­ат­раль­ные фес­ти­ва­ли «Бал­тий­ский дом» (с 1991), «Алек­сан­д­рин­ский» (с 2006) и др. В 2014 в С.-П. ра­бо­та­ют 5 фе­де­раль­ных, 14 го­род­ских, 3 об­ла­ст­ных, а так­же рай­он­ные, ча­ст­ные и др. те­ат­ры; Санкт-Пе­тер­бург­ская го­су­дар­ст­вен­ная ака­де­мия те­ат­раль­но­го ис­кус­ст­ва (СПбГАТИ). С 1992 вы­хо­дит «Пе­тер­бург­ский те­ат­раль­ный жур­нал».[2]

Личные инструменты