Сухопутный транспорт Санкт-Петербурга во II тысячелетии
Материал из Documentation.
По данным на 1780 год, в Санкт-Петербурге насчитывалось более 1200 улиц и переулков.[1]
Во время правления российского императора Николая II (1894—1917 годы) в Санкт-Петербурге пущен трамвай, улицы освещаются электричеством, на них появляются автомобили.[2]
Содержание |
[править] Виды транспорта
[править] Рельсовый транспорт
[править] Железнодорожный транспорт
В середине апреля 1836 года был обнародован указ российского императора Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги.
Опыт строительства и эксплуатации Царскосельской дороги был обстоятельно проанализирован и учтён при сооружении магистрали Санки-Петербург — Москва. Например, была выяснена экономическая непригодность шестифунтовой колеи, необязательность сооружения высоких насыпей для защиты от снежных заносов.
1 февраля 1842 года был подписан высочайший указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург — Москва.
В 1847 году открылось рабочее движение на участке Санкт-Петербург — Колпино.
Переход от эклектики к модерну (в его западноевропейском варианте) демонстрирует новое здание Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги в Санкт-Петербурге (Витебский вокзал) (1900—1904 гг., арх. С. А. Бржозовский при участии гр. инж. С. И. Минаша).
[править] Трамвайный транспорт
К 1917 году в Петрограде было 19 трамвайных маршрутов.[3]
[править] Метро
В апреле 1995 года отмечалось: «Общая протяженность линий [петербургского метрополитена] на сегодняшний день составляет 92 километра. Работают 54 станции, 62 вестибюля, 6 пересадочных узлов. Парк вагонов насчитывает 1340 штук. Ежедневно петербургский метрополитен перевозит свыше 3 млн человек. В „часы пик“ на один квадратный метр в вагоне метро приходится около 10 человек. Себестоимость перевозки одного пассажира составляет более 500 рублей. Стоимость проезда для пассажиров сегодня 400 рублей. Общая численность работников метрополитена — 11,5 тыс. человек. Средняя зарплата в прошлом [1994] году — 420 тыс. руб. в месяц. Каждый второй пассажир петербургского метро является льготником и ездит бесплатно.»[4]
В 1999 году введён в эксплуатацию участок Правобережной линии от станции «Чкаловская» до станции «Старая Деревня».[5]
[править] Автомобильный транспорт
[править] Дороги
9 июля 1909 года, в день 200-летия Полтавской битвы, в Санкт-Петербурге был заложен Большеохтинский мост (изначально — мост Императора Петра Великого). Этот автодорожный металлический разводной мост через реку Неву стал первым из петербургских мостов через Неву с ездой понизу (проезжая часть расположена на уровне низа пролетного строения) и разводным пролетом в середине реки. Строительство моста заняло два с небольшим года, его торжественное открытие состоялось 26 октября 1911 года.
К середине 1960-х годов в Ленинграде был открыт Московский проспект.[6]
[править] Автобусный транспорт
В 1907 году в Санкт-Петербурге открылось автобусное движение.[7]
[править] Троллейбусный транспорт
Троллейбусное движение в Ленинграде было открыто 21 октября 1936 года, первый маршрут проходил от площади Труда до Красной площади (ныне она носит имя Александра Невского). Первый рейс вызвал ажиотаж среди горожан, о чем сообщала «Ленинградская правда»: «У большого нового дома на площади Труда — длиннейшая очередь. Это — желающие первый раз поехать в троллейбусе. Контролер в красной фуражке охотно дает ответы на непрерывные и многочисленные вопросы». В газетном репортаже рассказывалось о пешеходах, которые останавливались, невольно залюбовавшись «плавным, бесшумным ходом голубой машины, изяществом ее форм, нарядной блестящей окраской, сверкающей на солнце».[8]
В 1945 году в Ленинграде вышел на маршрут первый после блокады троллейбус.[9]
[править] Дилижансы
Для организации регулярного пассажирского сообщения между Санкт-Петербургом и Москвой в 1820 году было образовано первое в России крупное дилижансное общество.
В 1841 году открылось дилижансное движение из Санкт-Петербурга в Ригу и Варшаву.