Старославянский язык
Материал из Documentation.
Старославянский язык — язык древнейших дошедших до нас слав. памятников 10-11 вв., продолжавших традицию переведённых с греч. языка Кириллом и Мефодием в 9 в. богослужебных и канонических книг. Язык последних также принято называть старославянским.[1]
С самого возникновения С. я. носил характер слав. междунар. языка, употреблявшегося в качестве богослужебного и канонического в среде зап. славян (в чеш., моравских, словац. и отчасти польск. землях), затем славян южных и несколько позднее (с кон. 10 в.) славян восточных.[2]
Памятники С. я. писаны (гл. обр. на пергамене) двумя азбуками — глаголицей и кириллицей. Дошедшие до нас старославянские памятники отражают локальные типы древнейшего слав. лит. языка 10-11 вв. К глаголическим памятникам относятся: Киевские листки, или Киевский миссал (10 в.), — моравский тип С. я.; Ассеманиево, Зографское, Мариинское Евангелия, Сборник Клоца, Синайский требник и Синайская Псалтирь (все 11 в.) — охридский (зап.-макед.) тип; Синайский миссал [11 в.; открыт на Синае (в Екатерининском мон.), представляет собой часть Синайского требника] — по-видимому, хорв. (протохорватский) тип. Кириллические памятники: Ватиканский палимпсест [древнейший (10-11 вв.) кириллич. список Евангелия-апракос (прочитан в 1982 в Ватиканской б-ке)], Саввина книга, Супрасльская рукопись (обе 10-11 вв.) и Енинский апостол (11 в.) — преславский (вост.-болг.) тип; найденный в 2000 при раскопках в Великом Новгороде Новгородский кодекс (кон. 10 в. или 1-я пол. 11 в.) — вост.-слав. тип. Общее число старославянских книжных памятников (старославянский канон) невелико: при разных определениях старославянского канона, существующих в славистике, в него входят не более 20 рукописей, ни одна из которых не является точно датированной. Ценное дополнение к книжному корпусу памятников — надписи на камне (древнейшие — Добруджанская надпись 943 и надпись царя Самуила 993). К источникам по истории С. я. относятся и находимые (при археологич. раскопках и случайно) в Болгарии с последней четв. 20 в. свинцовые амулеты 10-11 вв. (к нач. 2010-х гг. их общее число составило 70) с надписями на них, содержащими преим. тексты врачевательных и благопожелательных молитв [в значит. мере неканонических (апокрифических)]. Они выполнены как глаголицей, так и кириллицей, иногда — комбинацией обеих азбук и представляют преславский (вост.-болг.) тип С. я. Вост.-слав. письм. памятники 11 в., в том числе точно датированные (Остромирово Евангелие 1056-57, Изборник Святослава 1073, Изборник 1076 и др.), традиционно не включаются в старославянский канон, хотя именно на их основе в 1-й пол. — сер. 19 в. формировались представления о древнейшем периоде слав. лит. языка.[3]
С. я. относится к юж. группе древних славянских языков. В его основу лёг солунский диалект. С. я. отражает ряд характерных юж.-слав. фонетич. и морфологич. особенностей. К фонетич. чертам относятся: 1) начальные сочетания ра-, ла- в соответствии с рус. ро-, ло- («равьнъ» — ср. рус. «ровный», «ладии» — ср. рус. «лодка»); 2) неполногласие («брада» — ср. рус. «борода», «глава» — ср. рус. «голова», «врэдъ» — ср. рус. «веред», «млэко» — ср. рус. «молоко»); 3) изменение древних сочетаний *tj, *dj соответственно в št («свэща» — ср. рус. «свеча»),žd («межда» — ср. рус. «межа») и др. При этом фонетич. и морфологич. строй С. я., по мнению ряда учёных (А. Мейе, Н. С. Трубецкого и др.), был близок к фонетике и морфологии праславянского языка (праязыка славян) позднего периода (ок. сер. 1-го тыс.). Так, для фонетич. системы С. я. характерно: наличие редуцированных гласных («сънъ», «дьнь», «пъсалъмъ»), исчезновение которых (т. н. падение редуцированных) знаменует, по представлению большинства учёных, конец праславянского периода, наличие носовых гласных ᶒ («пять» — «пять») и ǫ («п@ть» — «путь»), гласного э [ятя («свэтъ»)] и др.; для морфологии — существование 6 типов склонения, двойств. числа, 2 простых (аориста и имперфекта) и 2 сложных (перфекта и плюсквамперфекта) прош. времён, супина, ряда причастных форм и т. п.[4]
Продолжением С. я. как языка литературного был церковнославянский язык. Изучением С. я. занимается палеославистика.[5]