Станкостроение
Материал из Documentation.
Станкостроение — отрасль машиностроения.
Станкостроение играет стратегическую роль в повышении конкурентоспособности всей экономики. Продукция этой подотрасли представляет собой инвестиционные товары, предназначенные для отраслей, также производящих инвестиционные товары. Важнейшими потребителями продукции станкостроения являются:[1]
- производители машин и оборудования; электротехническая промышленность;
- производители транспортного оборудования, автомобилей, судов, локомотивов и самолетов;
- производители оборудования для выработки и передачи электроэнергии, обычные и атомные электростанции, а также станции по выработке ветровой, солнечной, гидро- и геотермальной энергии;
- производители инструмента, медицинской техники, бытовых приборов, оптики, ювелирных изделий и часов, оборонная промышленность и др.
Особенно большое значение имеет автомобильная промышленность, которая на протяжении двух десятков лет росла высокими темпами, обеспечивая стабильный спрос на продукцию станкостроения. Дополнительный спрос возник в связи с развитием электромобилей. Важным генератором инноваций выступает авиационная промышленность. Продукция станкостроения широко используется в цветной и чёрной металлургии и металлообработке.[2]
На долю станкостроения приходится примерно 5 % всей продукции машиностроения. Последние 10 — 15 лет подотрасль росла темпами, существенно превышающими средние по отрасли. Здесь интенсивно развивались процессы аутсорсинга и специализации, в результате чего производительность труда увеличивалась быстрее, чем в других сегментах машиностроения.[3]
Исторически станкостроением занимаются предприятия средних размеров, часто семейные компании, специализирующиеся в определенных сегментах рынка. В Испании весьма развиты станкостроительные кооперативы. К ним относятся, в частности, такие крупные фирмы, как «Donobat» и «Mondragon».[4]
В 1990-х годах начался процесс интенсивной консолидации и международных слияний и поглощений, который изменил структуру отрасли. Поглощенные компании стали поставщиками определенных технологий и комплексных обрабатывающих систем, как, например, германские «MAG Powertrain» и «Schleifring Group». Итальянская транснациональная группа «Comau», производящая оборудование для автоматизации производства и робототехнику, скупила ряд предприятий в Германии, Франции, Испании, Румынии и Швеции. В настоящее время у нее 15 станкостроительных заводов в 13 странах мира и 3 исследовательских центра. Продукцией этой группы пользуются почти все крупнейшие автомобильные компании в странах Европы, Америки и Азии.[5]
В результате слияния компаний Georg Fischer и AGIEGCharmilles была образована французско-шведская группа, специализирующаяся на производстве высокоточного инструмента и специального обрабатывающего оборудования. Германская «StarragHeckert AG» сформировалась как крупный холдинг, поглотивший ряд станкостроительных компаний в разных странах Европейского союза.[6]
В последние годы всё более активными поставщиками компонентов для станкостроения выступают азиатские страны, которые теснят конкурентов из развитых стран, предлагая более низкие цены на свою продукцию.[7]
В сфере контрольно-измерительного и высокотехнологичного оборудования важными глобальными игроками являются германская Siemens и японская Fanuc (один из крупнейших в мире производителей промышленных роботов). Тайвань и Южная Корея специализируются на производстве электроники, сенсорных устройств и механических частей.[8]
Долговременный спрос на продукцию станкостроения обеспечивается высокими темпами развития основных потребляющих отраслей. Кроме того, движение обрабатывающих систем в сторону более высокого уровня точности (мезо-микро и нанообработки) для обслуживания потребностей электроники, компьютерной и биотехнологической отраслей открывает перед станкостроением новые рынки и возможности, также как и сдвиг в сторону использования возобновляемых источников энергии (ветра, солнца, геотермальной и т. п.).[9]
Другой технологией, способной оказать влияние на развитие станкостроения, являются углепластики — полимерные композитные материалы, армированные углеродным волокном, которые находят широкое применение в самолетостроении (а в ближайшем будущем станут использоваться и в автомобильной промышленности).[10]
Содержание |
[править] География
В 2000 г. на Западную Европу приходилось от 40 до 50 % мирового спроса на продукцию станкостроения, на страны Азии — около 25 %. С тех пор это соотношение коренным образом изменилось. К 2012 г. доля Европы упала до 25 %, в то время как на страны Азии пришлось две трети мирового спроса. Эксперты предсказывают углубление этого тренда. Высокими темпами будет расти спрос в России, Индии, а также Бразилии и других латиноамериканских странах. Перспективными регионами являются Турция и Северная Африка. Развитые же страны, в том числе США и Япония, продолжат терять свои позиции.[11]
Выделяется по размерам станкостроение Китая. Однако здесь упор пока делается на производстве оборудования среднего уровня качества и точности. Оно поставляется предприятиям, находящимся на нижних уровнях цепочек добавленной стоимости. Китайское правительство прилагает активные усилия для совершенствования своего станкостроения, постоянно увеличивая затраты на НИОКР. Импорт станков в страну ограничивается только теми видами, которые не могут быть произведены на территории Китая. Для китайских компаний, стремящихся инвестировать в комплексные системы оборудования, поставляемые из-за рубежа, существенно ограничивается доступ к финансовым источникам. Иностранные экспортеры отмечают заметное ухудшение условий ведения бизнеса по сравнению с предыдущими годами, когда импорт современного оборудования поощрялся китайскими властями в целях повышения технического уровня отраслей обрабатывающей промышленности. Аналогичные тенденции наблюдаются в Бразилии и Аргентине.[12]
[править] Регионы
[править] Азия
[править] Китай
В 2013 году Китай остаётся третьим по величине производителем металлообрабатывающего оборудования в мире с объемом производства 8,7 млрд.долл., несмотря на 5%-е падение стоимостных объемов производства к 2012 году.[13]
В Китае производятся все виды металлообрабатывающего оборудования и качество выпускаемой продукции непрерывно растет.[14]
Успех Китая связан не только с дешевой рабочей силой. В Китае на весьма хорошем уровне находится развитие черной металлургии, что обуславливает низкую стоимость литых частей. Также в Китае построены заводы многих мировых производителей систем числового программного управления, автоматики и гидравлики, таких как: Fanuc (Япония), Siemens (Германия), Mitsubishi (Япония), Bosch Rexroth (Германия), Vickers (Англия).
[править] Южная Корея
Южная Корея опустилась ниже на 1 пункт, заняв пятое место про объёму производства металлообрабатывающего оборудования в 2013 году. Как и в Италии, производство в Южной Корее было относительно стабильным последние три года. В течение 2011—2013 гг. Южная Корея выпускает ежегодно станков на сумму более 5 млрд долл.[15]
[править] Япония
В 2013 году производство металлообрабатывающего оборудования в Японии сократилось до 12,3 млрд долл., что примерно на треть ниже уровня 2012 года.[16]
[править] Европа
[править] Германия
По итогам 2013 года первое место по объемам производства металлообрабатывающего оборудования занимает Германия. Производство в Германии увеличилось примерно на 5 % к 2012 году и составило 14,7 млрд долл.[17]
[править] Италия
В 2013 году Италия стала четвёртым по величине производителем металлообрабатывающего оборудования в мире, но не за счет роста, а за счет отсутствия снижения производства. Производство в 2013 г. составило 5,7 млрд долл.[18]
[править] Показатели
Объём мирового производства станков в 2013 году составил порядка $70 млрд.[19]
[править] Примечания
- ↑ Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013
- ↑ Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013
- ↑ Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013
- ↑ Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013
- ↑ Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013
- ↑ Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013
- ↑ Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013
- ↑ Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013
- ↑ Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013
- ↑ Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013
- ↑ Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013
- ↑ Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013
- ↑ Информация о результатах анализа состояния и развития отрасли станкостроения в государствах-членах ТС и ЕЭП // Москва, 2014
- ↑ Информация о результатах анализа состояния и развития отрасли станкостроения в государствах-членах ТС и ЕЭП // Москва, 2014
- ↑ Информация о результатах анализа состояния и развития отрасли станкостроения в государствах-членах ТС и ЕЭП // Москва, 2014
- ↑ Информация о результатах анализа состояния и развития отрасли станкостроения в государствах-членах ТС и ЕЭП // Москва, 2014
- ↑ Информация о результатах анализа состояния и развития отрасли станкостроения в государствах-членах ТС и ЕЭП // Москва, 2014
- ↑ Информация о результатах анализа состояния и развития отрасли станкостроения в государствах-членах ТС и ЕЭП // Москва, 2014
- ↑ Информация о результатах анализа состояния и развития отрасли станкостроения в государствах-членах ТС и ЕЭП // Москва, 2014