Спрос
Материал из Documentation.
Спрос — элемент рыночного механизма, одна из основных категорий рыночной экономики. С качественной стороны С. рассматривается как платёжеспособная потребность, предъявленная на рынке и обеспеченная деньгами. С количественной стороны под С. понимается количество товаров, которое потребитель может и готов купить при сложившихся ценах за данный период. Различают С. и величину С. Величина С. — это количество товара, который потребитель может и готов купить по конкретной цене.[1]
При анализе рынков выделяют: индивидуальный С., предъявляемый отд. покупателем на рынке к.-л. товара; рыночный С., формирующийся на рынке отд. товара как суммарный С. индивидуальных потребителей; совокупный С., рассматриваемый на уровне нац. экономики как реальный объём нац. производства, который потребители (домохозяйства), производители (фирмы) и государство (правительство) готовы купить при любом возможном уровне цен.[2]
С. формируется под воздействием ряда факторов. Важнейший из них — цена: чем выше цена, тем меньше величина С. Эта зависимость объясняется эффектом замены (проявляется при наличии товаров-заменителей — при повышении цены покупатель старается заменить подорожавший товар более дешёвым аналогом, количество покупок более дорогого товара уменьшается, и величина С. на него сокращается) и эффектом дохода (с ростом цен покупатель ощущает себя беднее, реальный доход уменьшается и покупатель сокращает количество покупок). К неценовым факторам С. относится изменение доходов потребителей, цен товаров-заменителей и взаимодополняющих товаров, потребительских вкусов и предпочтений, числа потребителей и их ожиданий. Для определения реакции С. на воздействие внешних факторов используется понятие «эластичность». Рассматривают эластичность С. по цене, по доходу и перекрёстную.[3]