Социальная защита в России
Материал из Documentation.
В России действует сложная система программ социальной защиты, предоставляющих различные виды пособий различным льготным группам населения. Главную роль в этой системе играют пенсии, за которыми следуют социальные пособия.[1]
Содержание |
[править] Охват населения
В России охват программами социальной защиты распространяется на весь спектр распределения доходов, и ситуация с этим показателем в сравнении с другими странами выглядит хорошо. Три четверти населения сообщают, что в той или иной форме пользуются системой социальной защиты. Охват беднейших 20 % составляет 90 %, что является одним из самых высоких в мире показателей. Применительно к индивидуальным программам около 48 % россиян получают пенсии и 61 % — пособия в рамках программ социальной помощи. Охват нижнего квинтиля пенсионным обеспечением несколько шире (56 %), а программами социальной помощи — ещё шире (76 %). В более экономически благополучных децилях охват также широк: 47 % в девятом дециле, и 59 % — в десятом. При этом почти 45 % из числа беднейших 20 % населения не получают пенсий, а почти 25 % не получают пособий в программах социальной помощи.[2]
Программы пенсионного обеспечения и программы социальной помощи в значительной мере перекрывают и дублируют друг друга. Почти треть населения в 2014 году сообщала о том, что получает как пенсии, так и социальную помощь. Хотя некоторое дублирование прогнозируемо (особенно в нижней части распределения), реальные масштабы этого явления указывают на то, что во многих случаях социальная помощь используется для компенсации небольшого размера пенсии.[3]
[править] Влияние на финансы населения
Социальная защита в России в целом оказывает значительное воздействие на бедность и неравенство. Хотя воздействие социальной защиты на глубину бедности меняется в зависимости от применяемой черты бедности, оно всегда остается значительным. Без трансфертов системы социальной защиты масштабы бедности выросли бы более чем вдвое, а уровень неравенства, измеряемый коэффициентом Джини, поднялся бы почти на 30 %. Эта ситуация похожа на ситуацию в других странах, затрачивающих сходные объемы ресурсов на социальную защиту.[4]
[править] Показатели
Расходы на социальную защиту из консолидированного бюджета России (% ВВП):[5]
- 2006 год: 8,8
- 2009 год: 12,2
- 2013 год: 13,2
- 2014 год: 12,3
- 2015 год: 12,4
Расходы на социальную защиту (кроме пенсий) из бюджета расширенного правительства России (% ВВП):[6]
- 2005 год: 2,2
- 2014 год: 3,7
[править] Примечания
- ↑ Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
- ↑ Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
- ↑ Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
- ↑ Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
- ↑ Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
- ↑ Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016