Социальная защита в России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В России действует сложная система программ социальной защиты, предоставляющих различные виды пособий различным льготным группам населения. Главную роль в этой системе играют пенсии, за которыми следуют социальные пособия.[1]

Содержание

[править] Охват населения

В России охват программами социальной защиты распространяется на весь спектр распределения доходов, и ситуация с этим показателем в сравнении с другими странами выглядит хорошо. Три четверти населения сообщают, что в той или иной форме пользуются системой социальной защиты. Охват беднейших 20 % составляет 90 %, что является одним из самых высоких в мире показателей. Применительно к индивидуальным программам около 48 % россиян получают пенсии и 61 % — пособия в рамках программ социальной помощи. Охват нижнего квинтиля пенсионным обеспечением несколько шире (56 %), а программами социальной помощи — ещё шире (76 %). В более экономически благополучных децилях охват также широк: 47 % в девятом дециле, и 59 % — в десятом. При этом почти 45 % из числа беднейших 20 % населения не получают пенсий, а почти 25 % не получают пособий в программах социальной помощи.[2]

Программы пенсионного обеспечения и программы социальной помощи в значительной мере перекрывают и дублируют друг друга. Почти треть населения в 2014 году сообщала о том, что получает как пенсии, так и социальную помощь. Хотя некоторое дублирование прогнозируемо (особенно в нижней части распределения), реальные масштабы этого явления указывают на то, что во многих случаях социальная помощь используется для компенсации небольшого размера пенсии.[3]

[править] Влияние на финансы населения

Социальная защита в России в целом оказывает значительное воздействие на бедность и неравенство. Хотя воздействие социальной защиты на глубину бедности меняется в зависимости от применяемой черты бедности, оно всегда остается значительным. Без трансфертов системы социальной защиты масштабы бедности выросли бы более чем вдвое, а уровень неравенства, измеряемый коэффициентом Джини, поднялся бы почти на 30 %. Эта ситуация похожа на ситуацию в других странах, затрачивающих сходные объемы ресурсов на социальную защиту.[4]

[править] Показатели

Расходы на социальную защиту из консолидированного бюджета России (% ВВП):[5]

  • 2006 год: 8,8
  • 2009 год: 12,2
  • 2013 год: 13,2
  • 2014 год: 12,3
  • 2015 год: 12,4

Расходы на социальную защиту (кроме пенсий) из бюджета расширенного правительства России (% ВВП):[6]

  • 2005 год: 2,2
  • 2014 год: 3,7

[править] Примечания

  1. Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
  2. Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
  3. Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
  4. Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
  5. Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
  6. Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
Личные инструменты