Создание Московского центрального кольца
Материал из Documentation.
По заданию Правительства Москвы и ОАО «РЖД» над проектом работали лучшие научно-исследовательские институты страны: НИиПИ Генплана г. Москвы, «Мосжелдорпроект», «Мосинжтранс», «Гипротранспуть», «Гипростроймост», «Проекттрансстрой», «Сибгипротранс», «Иркутскжелдорпроект», «МосгортрансНИИпроект», «Мосметропроект». Генеральным подрядчиком работ по реконструкции железнодорожной инфраструктуры стала компания «РЖДстрой».[1]
Реконструкция Малого кольца для возможности запуска движения городской электрички осуществлена в период с 2012 по 2016 год за счет средств федеральных инвестиций, ОАО «РЖД», правительства Москвы и группы компаний-инвесторов. Совокупный объём инвестиций составил более 250 млрд рублей.[2]
В ходе реконструкции было проведено коренное обновление инфраструктуры кольца. Пути полностью заменены на бесстыковые для бесшумного движения поездов. Для повышения скорости и безопасности проведено спрямление кривых малого радиуса — кольцо приняло геометрически более правильную форму.[3]
Впервые в истории осуществлена электрификация линии — всех трёх главных путей, включая путь для грузового движения. Возведены две новые модульные тяговые подстанции и модернизированы три существующие. Все тяговые подстанции переоборудованы на 20 киловольт: это более прогрессивный и экономичный уровень напряжения. В хозяйстве энергетики установлены самые современные цифровые приборы, счетчики. Контактная сеть сооружена из новейших высокопрочных материалов. В целях энергосбережения смонтированы автоматизированные узлы управления (АУУ) системами отопления.[4]
Важнейшие инновации коснулись устройств связи, сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). В качестве основной научно-технической идеи учеными АО «НИИАС» было выбрано технико-технологическое решение, базирующееся на построении интеллектуальной системы интервального регулирования без использования напольных светофоров.[5]
В результате разработки этой идеи на МЦК внедрена новейшая система микропроцессорной централизации (МПЦ) без использования светофоров, где применяются рельсовые цепи с подвижными блок-участками. Эта система уже сегодня позволяет обеспечивать интервалы следования поездов в попутном направлении 4-5 минут в режиме автоматического управления движением (автодиспетчер). Появилась возможность варьировать межпоездные интервалы движения, менять блокучастки, согласуясь с пассажиропотоком. Таким образом, блокучастки могут уменьшаться и увеличиваться в зависимости от интервалов, обеспечивая оптимальную периодичность движения.[6]
На кольце возведено 179 искусственных сооружений — путепроводов, мостов, эстакад. Реконструирован единственный на кольце Гагаринский тоннель длиной 900 м, внутри которого заложена станция Площадь Гагарина. Прошёл капитальную реконструкцию и полностью обновлен Дорогомиловский мост через Москву-реку. Установлено надёжное ограждение всей трассы и шумозащитные экраны.[7]
На 54-километровом пассажирском кольце построен 31 остановочный пункт. Расстояние между станциями составляет не более 1,5-2 км, что даже плотнее чем в метрополитене.[8]
Транспортно-пересадочные узлы МЦК сооружены в едином архитектурном стиле со станциями. Внутри ТПУ устроены так, чтобы пассажирам было быстро, легко и удобно перемещаться с одного вида транспорта на другой.[9]
Важнейший компонент реконструкции Малого кольца — строительство 37 км ранее не существовавшего третьего главного пути для грузового движения на участке Пресня — Черкизово — Андроновка. По этому пути осуществляется переброска грузовых, в том числе контейнерных поездов с одного радиального направления на другое. С началом пассажирского движения в технологии грузовой работы кольца произошли существенные изменения. Большинство промышленных предприятий-клиентов выведены с кольца.[10]
В ходе проведенных в период с 2012 по 2016 год работ по реконструкции МЦК были осуществлены создание и ввод в эксплуатацию автоматизированного комплекса управления движением поездов с интеллектуальной системой интервального регулирования на основе бессветофорной технологии c подвижными блок-участками (АСУ МЦК).[11]
Впервые в мире на МЦК была успешно реализована комбинированная система интервального регулирования.[12]
Важным для практики результатом является внедрение на МЦК технико-технологических решений высокоточного позиционирования объектов подвижного состава и инфраструктуры с использованием функциональных дополнений спутниковой системы ГЛОНАСС.[13]
На полигоне МЦК впервые была создана высокоточная система пространственных координат объектов железнодорожной инфраструктуры с построением высокоточной трёхмерной модели МЦК. Эта инновация позволяет провести интеграцию систем диагностики различных хозяйств инфраструктуры (путевого, СЦБ, энергообеспечения) с высокоточной привязкой выявленных отступлений от нормативов содержания.[14]