Системы управления баллистических ракет в России
Материал из Documentation.
[править] Производство
«НПО автоматики» осуществляет разработку систем управления для баллистических ракет морского базирования.[1]
[править] XX век
Первая советская баллистическая ракета Р-1, созданная под руководством С. П. Королёва в середине 1940-х годов, имела одноконтурную систему управления, то есть содержала только контур стабилизации углового положения оси ракеты и автомат управления дальностью. Контур угловой стабилизации обеспечивал программный разворот и стабилизацию углового положения корпуса ракеты. Автомат управления дальностью обеспечивал выключение двигательной установки при достижении ракетой расчётной скорости. Таким образом, в ракете Р-1 использовалась автономная инерциальная система управления. Гироскопические приборы (измеритель скорости и определители направления — гирогоризонт и гировертикант), входившие в СУ ракеты Р-1, были несовершенны, а дополнительная радиокоррекция в боковом направлении и по дальности отсутствовала, вследствие чего точность доставки ракеты была низкой.[2]
В Постановлении Правительства СССР от 13 мая 1946 года, основополагающем для становления и развития отечественной реактивной техники, на НИИ-885 возлагалась разработка систем управления баллистическими ракетами.[3]
В 1952 году было образовано специальное конструкторское бюро СКБ-626 для разработки и изготовления систем управления баллистическими ракетами. Оно было создано в качестве дублера московского НИИ-885.[4]
Когда к середине 1950-х годов были созданы советские баллистические ракеты Р-2 и Р-5, имевшие гораздо большую дальность, для управления ими использовалась радиоинерциальная система. Радиоинерциальная СУ является комбинированной и использует принципы автономного инерциального и командного управления. С помощью двух командных пунктов путём радиоизмерений можно косвенно определить боковое отклонение и текущую дальность стрельбы ракеты. В зависимости от величины и скорости бокового отклонения система боковой радиокоррекции формирует команду для системы боковой стабилизации РН. Радиоуправление дальностью заключается в формировании команды на выключение двигательной установки (ДУ) РН в момент достижения текущей дальностью расчётного значения.[5]