Свободные экономические зоны в Грузии

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



История СЭЗ в Грузии началась в 1989 году, когда грузинский писатель-публицист и общественный деятель Акакий Бакрадзе предложил идею — объявить Грузию свободной экономической зоной в составе СССР. Эта инициатива не была реализована, СССР развалился, Грузия получила независимость, и идея СЭЗ в начале 90-х как-то утихла.[1]

Эдуард Шеварднадзе, будучи президентом страны, решил данный вопрос урегулировать на основе закона. В то время экономика Грузии была далека от стандартов либеральной экономики — экспорт облагался 8 % налогом, во внешней торговле были различные системы запретов, лицензирования и т. д., и поэтому в середине 90-х идея СЭЗ имела определенное обоснование. Во время работы над законом о СЭЗ проходила работа по реформированию, либерализации экономики Грузии. Постепенно в Грузии были отменены разного рода экономические ограничения: экспорт был освобожден от налогов, введен единый импортный тариф в 12 %. Постепенно были упразднены ограничения на ввоз и вывоз товаров. Грузия пошла по пути либеральной экономики. В 1996 году стал действовать закон об инвестициях, согласно которым иностранцы без ограничений могут репатриировать полученные прибыли. В 1997 году Грузия присоединилась к соглашению МВФ, согласно которому были аннулированы какие-либо ограничения на валютные операции. Тогда же стало понятно, что закон о СЭЗ теряет свой смысл, потому что и так Грузия пошла по либеральному пути, и СЭЗ имела бы меньший эффект.[2]

В 2005 году уже Михаил Саакашвили заявил, что в Грузии, в Поти обязательно должна быть создана свободная экономическая зона. Парламент Грузии принял в 2007 году закон о свободных индустриальных зонах. Документ определяет основные условия создания и функционирования свободных экономических зон (СЭЗ).[3]

В соответствии с законопроектом, свободные зоны — торговые и индустриальные — могут быть созданы на территориях, превышающих 10 га. Финансовые операции в таких зонах могут проводиться в любой валюте, а бизнес будет освобожден от налога на имущество и от НДС. В свободных зонах будет упрощена процедура выдачи лицензий и разрешений на ведение бизнес-деятельности.[4]

СЭЗ может быть оправдан в странах с либеральной экономикой, которые испытывают избыток инвестиций. Иначе говоря, если внутри данной страны будут еще более либеральные зоны, то можно избежать утечки капитала в другие страны. В странах с «инвестиционным голодом», таких, как Грузия, в СЭЗ будут аккумулироваться инвестиции. Как иностранные, так и местные инвесторы будут стремиться вложить свои деньги именно в СЭЗ из-за еще более либеральных условий. Там будет занятость и процветание, но за счет того, что экономическое состояние во всей остальной части Грузии значительно ухудшится.[5]

Георгий Сигуа, грузинский ученый, кандидат экономических наук, провел расчеты на основе математической модели, где постарался показать возможные экономические эффекты создания свободных экономических зон в различных частях Грузии: Батуми, Поти, Кутаиси, Рустави, Самтредиа. Вывод был таков: СЭЗ экономически не оправдана ни в одной из этих точек Грузии. То есть в Грузии с учетом внутренних и внешних факторов СЭЗ желаемого эффекта не даст.[6]

Также, по мнению одного из лидеров «Лейбористской партии» Пааты Джибладзе, «создание свободной индустриальной зоны в Поти разорит страну. СИЗ будет средством отмывания денег грузинских властей и иностранных инвесторов. И объявление Поти специальной индустриальной зоной помешает развитию экономических отраслей и привлечению инвестиций в других регионах страны. Этот проект осуществляется незаконным путем, и вложенные в него деньги непрозрачные».[7]

И всё-таки в апреле 2009 года на территории, примыкающей к Потийскому морскому порту, была основана свободная индустриальная зона (СИЗ), и имеющая опыт управления подобными объектами в Дубае RAK Investment Authority стала её оператором. В рамках проекта планировалась реконструкция старого и строительство нового морского порта. Пропускную способность порта предполагалось утроить. Общая сумма инвестиций была запланирована в размере $200 млн, на территории объекта предполагалось трудоустроить от 16 до 22 тысяч человек.[8]

В 2008 году компания-инвестор RAK Investment Authority за $155 млн выкупила 100 % доли государства в ООО «Потийский морской порт» и 3 млн м2 прилегающих земель. В октябре 2009 года Грузия дала согласие на продажу инвестору 98 % госдоли бездействующего Потийского аэропорта за $1 млн. В марте 2010 года инвестору из госсобственности были проданы два причала в Поти за более чем $2 млн. Начало работы СИЗ было запланировано на август 2010 года, а к концу 2010-го RAK Investment Authority должна построить в Поти новый таможенный терминал.[9]

[править] Примечания

  1. Грузия (2011 г.) — Особенности создания свободных экономических зон в Грузии
  2. Грузия (2011 г.) — Особенности создания свободных экономических зон в Грузии
  3. Грузия (2011 г.) — Особенности создания свободных экономических зон в Грузии
  4. Грузия (2011 г.) — Особенности создания свободных экономических зон в Грузии
  5. Грузия (2011 г.) — Особенности создания свободных экономических зон в Грузии
  6. Грузия (2011 г.) — Особенности создания свободных экономических зон в Грузии
  7. Грузия (2011 г.) — Особенности создания свободных экономических зон в Грузии
  8. Грузия (2011 г.) — Особенности создания свободных экономических зон в Грузии
  9. Грузия (2011 г.) — Особенности создания свободных экономических зон в Грузии
Личные инструменты