Светофор (торговая сеть)
Материал из Documentation.
Светофор — крупная торговая сеть, продающая в основном продукты питания. Работает в России и ряде других стран.[1]
По состоянию на апрель 2021 года «Светофор» насчитывает около 1700 магазинов в России.[2]
Главная особенность сети «Светофор» — многие продукты дешевле, чем в магазинах других сетей.[3]
Содержание |
[править] Товары
В «Светофоре» продаются в основном товары длительного хранения — консервация, замороженные продукты и товары не требующие специальных условий хранения. Магазины закупаются как через логистику «Светофора», так и самостоятельно. Из-за этого ассортимент в них сильно отличается.[4]
Скоропортящиеся продукты, например, хлебобулочные изделия и торты, в магазинах не продаются.[5]
[править] Цены
Предлагать низкие цены «Светофору» позволяет жёсткая экономия:[6]
- Ритейлер закупает товары напрямую у производителей.
- Ассортимент магазинов — не более 2000 наименований.
- В магазинах нет мерчандайзеров и работников торгового зала. Всего на точку площадью 1000 м² приходится 10 сотрудников, рассказал Александр Митрохин, директор по развитию «Светофора» в Санкт-Петербурге.
- Компания арендует помещения на городских окраинах и в промзонах.
- Внутри торговые точки средней площадью 1000 м² похожи склады, а не на магазины: все товары выставлены на паллетах — деревянных подставках для грузов. В «Светофоре» это называют «аскетичным оформлением торгового зала».
По ценам к «Светофору» близки сети Fix Price и «Доброцен».[7]
[править] Поставщики
«Светофор» отдаёт предпочтение российским производителям и закупает у них товары без посредников.[8]
[править] География
Компания открывает магазины в городах и поселениях, где живёт не меньше 15 тысяч человек. Расстояние между двумя торговыми точками должно быть больше пяти километров.[9]
«Светофоры» и «Маяки» редко открываются в густонаселённых районах, покупатели добираются до магазинов на общественном или личном транспорте. Поэтому сеть требует от арендодателей организовать для посетителей парковку на 30-40 автомобилей.[10]
[править] Структура собственности
Магазины «Светофор» и «Маяк» оформлены на сотню ООО в разных регионах. Братья Шнайдеры остаются основными владельцами компании. Кроме них есть миноритарные акционеры — родственники Шнайдеров, а также старые соратники и несколько ключевых менеджеров.[11]
У сети децентрализованная структура: после открытия десятка магазинов в регионе регистрируется юрлицо, в котором руководитель получает миноритарную долю.[12]
Юрлица называются примерно одинаково — «Торгсервис» и номер региона, в котором оно работает. Например, торговые точки Алтайского края объединяет юрлицо «Торгсервис 22». «Маяки» открываются по такой же схеме под юрлицами «Восторг».[13]
[править] История
Первый магазин «Светофор» открыли братья Сергей и Андрей Шнайдеры в Красноярске в 2009 году. Опыт в торговле у них уже был — семья владела сетью пивных магазинов «Напильник». Для открытия первых двух магазинов «Светофор» в Красноярске и Ачинске Шнайдеры взяли кредит на 200 млн рублей в «Сбербанке». Старшего брата, Сергея Шнайдера, вдохновила концепция Walmart, и он решил её повторить в России.[14]
До 2013 года сеть «Светофор» развивалась только в Сибири: 80 магазинов «Светофор» покрывали Красноярский и Алтайский края, Читу, республику Хакасию, Томскую, Омскую, Кемеровскую, Новосибирскую и Иркутскую области.[15]
2014 год — сеть выросла до 175 магазинов и вышла в новые регионы: Тюменскую, Свердловскую и Челябинскую область, Приморский край, Ханты-Мансийский автономный округ и республику Башкортостан.[16]
2015 год — «Светофор» вырос в три раза, до 550 магазинов.[17]
2017 год — компания запустила гипермаркеты под вывеской «Маяк». Магазины «Светофор» открываются в Казахстане и Беларуси.[18]
2018 год — сеть достигла 1000 магазинов.[19]
2018 год — сеть вышла в Европу под брендом Mere, первый магазин открылся в Румынии.[20]
2019 год — открылся первый Mere в Германии, магазин стал конкурентом местных сетей Aldi и Lidl.[21]
2020 год — магазины Mere открываются в Литве, Польше, Украине.[22]
13 апреля 2021 года аналитики Infoline поставили «Светофор» на седьмое место в списке крупнейших в России сетей товаров повседневного спроса.[23]
22 апреля 2021 года Forbes впервые включил основных владельцев «Светофора» в рейтинг 200 богатейших бизнесменов России.[24]