Россия в 1472 году

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



[править] Софья Палеолог

24 мая московские посланцы были приняты папой Сикстом IV.[1]

1 июня в Ватикане состоялась торжественная церемония — помолвка Софьи Палеолог с Иваном III (Вольпе выступал в роли доверенного лица великого князя московского). Софья была племянницей последнего византийского императора Константина XI. Некоторые историки называют эту церемонию свадьбой, а не помолвкой. П. Перлинг предпочитает говорить о ней, как о «свадьбе Ивана в Ватикане». Однако он признает, что документы неоднозначны. Фактически же Перлинг сам цитирует письмо папы герцогу Модены от 21 июня, в котором папа говорит, что Зоя недавно «стала невестой» Ивана.[2][3]

24 июня Зоя, сопровождаемая папским легатом Антонио Бонумбре, Вольпе, греком Дмитрием Ралевым (Ралли, который должен был представлять братьев Зои на свадьбе в Москве), другим греком Юрием Траханиотом (которого русские хроники называют «боярином») и многочисленной свитой, направилась из Рима через Флоренцию и Нюренберг в Любек. Здесь Зоя и её свита взошли на корабль, который доставил их в Ревель (по-русски — Колывань) 21 октября.[4]

Морское путешествие заняло одиннадцать дней. Маршрут, который должна была избрать Зоя, является хорошей иллюстрацией хаоса, сопряженного с сообщением между Италией и Восточной Европой, который стал результатом османского завоевания Константинополя и Балкан. Как морской путь из Италии к Черному морю, так и наземный путь через Польшу и Литву были блокированы турками. Из Нюренберга Зоя могла избрать сухопутный маршрут через Польшу и Литву, но как раз в это время отношения между Иваном III и королем Польши и Литвы Казимиром были натянутыми из-за новгородского конфликта. К тому же дороги через Литву были очень плохи, в особенности осенью.[5]

Из Ревеля Зоя и её свита проехали к Пскову, где духовенство, бояре и все население приветствовали ее. Хотя Зою сопровождал папский легат, она, очевидно, захотела расположить русских к себе, приняв их обычаи и веру, еще до начала путешествия. Это могло быть результатом совета боярина Юрия Траханиота, который, согласно псковской летописи, был родственником епископа тверского.24 Поэтому перед въездом в Псков Зоя надела русские царские одежды и в Пскове без консультации с папским легатом посетила собор Святой Троицы и поклонилась иконам. Легат, оказавшийся в затруднительном положении, тем не менее последовал за Зоей в Москву. Здесь он по обычаю шел за служителем, который нес то, что русский летописец поименовал «латинским крестом» (распятие). Это чуть не послужило причиной конфликта, поскольку митрополит Филипп ожесточенно возражал против публичной демонстрации латинского креста в Москве и угрожал покинуть город. Несмотря на возражения Вольпе, легату запретили нести распятие перед ним.[6]

В тот же самый день, 12 ноября, когда Зоя въехала в Москву, после торжественной службы в маленьком временном строении, которое использовалось, пока возводился Успенский собор, состоялось её православное венчание с Иваном. Служил сам митрополит, и Зоя получила православное имя Софья.[7]

[править] Поход Ахмата

В 1472 году, побуждаемый Казимиром, хан Большой Орды Ахмат предпринял набег на Московское княжество. Вместо того чтобы воспользоваться прямым путём к Москве через Коломну, он повёл армию к городу Алексин, расположенному западнее и ближе к литовской границе. По всей видимости, он ожидал, что там к нему присоединится Казимир с литовской армией.[8][9]

31 июля произошло взятие и разрушение города Алексина (на правом берегу Оки) войском Ахмата.[10]

Незадолго до падения Алексина горожане успели послать гонца за подмогой. Проскакав 150 км, тот сообщил в Москву о нашествии хана. Вскоре к Оке подошли многочисленные русские отряды. По данным псковской летописи, на протяжении полутора сотен километров вдоль линии Оки собралось огромное войско, численность которого псковская летопись определила в 180 тыс. чел. Увидев столь внушительные силы, Ахмат не решился форсировать Оку. По другим сведениям, Ахмату пришлось отступить из-за вспышки в его войске эпидемии чумы. Провал этого нашествия позволил Ивану III вести себя более уверенно и независимо по отношению к Большой Орде.[11]

[править] Примечания

  1. Вернадский Г. В. Россия в средние века. Серия «История России», книга 4
  2. Объединение русских земель и образование Московского государства в период владычества Золотой Орды
  3. Вернадский Г. В. Россия в средние века. Серия «История России», книга 4
  4. Вернадский Г. В. Россия в средние века. Серия «История России», книга 4
  5. Вернадский Г. В. Россия в средние века. Серия «История России», книга 4
  6. Вернадский Г. В. Россия в средние века. Серия «История России», книга 4
  7. Вернадский Г. В. Россия в средние века. Серия «История России», книга 4
  8. Вернадский Г. В. Россия в средние века. Серия «История России», книга 4
  9. Русские земли в XV веке
  10. Русские земли в XV веке
  11. Разрушение Алексина
Россия в XV веке
1400-е  140114021403140414051406140714081409
1410-е  1410141114121413141414151416141714181419
1420-е  1420142114221423142414251426142714281429
1430-е  1430143114321433143414351436143714381439
1440-е  1440144114421443144414451446144714481449
1450-е  1450145114521453145414551456145714581459
1460-е  1460146114621463146414651466146714681469
1470-е  1470147114721473147414751476147714781479
1480-е  1480148114821483148414851486148714881489
1490-е  1490149114921493149414951496149714981499
1500-е  1500


Шаблон:Страны в XV веке

Личные инструменты