Рейтинги регионов России
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Легковые автомобили
[править] Уровень автомобилизации
Наиболее обеспеченные легковыми автомобилями регионы по состоянию на начало 2014 года — Приморский край (572 шт. на 1000 человек населения) и Камчатский край (458 шт.) На третье место по обеспеченности вышла Калужская область (344 шт.), опередив Московскую (340 шт.). В пятерку лидеров попала и Калининградская область (336 шт.). В ТОП-10 регионов по обеспеченности также вошли Псковская область (334 шт.), Карелия (329 шт.), Рязанская и Тюменская области (с одинаковым показателем 312 шт.) и Москва (311 шт.).[1]
[править] Средний возраст парка легковушек
Самый молодой парк легковых автомобилей по состоянию на начало 2015 года — в Татарстане (8,9 лет). Всего в 5 российских регионах средний возраст легковых автомобилей — менее 10 лет. Это, кроме уже названного Татарстана, Ханты-Мансийский АО (9,5 лет), Пермский край (9,6 лет), Москва (9,8 лет) и Самарская область (9,9 лет).[2]
[править] Объём продаж новых легковушек
За январь-август 2015 года в России рынок новых легковых автомобилей достиг 852 тыс. шт.[3]
Лидирующие позиции традиционно заняли Москва и Московская область, с показателем 204,2 тыс. автомобилей за январь-август. Доля столицы с пригородами за восемь месяцев 2015 года в общем объеме рынка составила 24,0 %. А вместе с Санкт-Петербургом, который на третьем месте рейтинга, и Ленинградской областью, которая на 25-ой строчке таблицы — доля рынка двух «столиц» с пригородами — свыше 30 % (31,1 %).[4]
По итогам января-августа 2015 года более половины (52,9 %) объёма рынка России приходится на десять регионов-лидеров.[5]
На четвертом месте по объему рынка — Республика Татарстан (39,7 тыс. шт.). В пятерку лидеров вошла Самарская область (30,2 тыс. шт.). Краснодарский край — на шестой позиции (30,1 тыс. шт.). Далее следуют: Башкортостан (26,7 тыс. шт.), Свердловская (24,0 тыс. шт.), Ростовская (22,3 тыс. шт.) и Нижегородская (21,7 тыс. шт.) области.[6]
[править] Объём продаж новых легковушек на душу населения
По итогам 2016 года лидерами среди регионов России по объёму продаж новых легковых автомобилей на 1000 человек населения являлись Санкт-Петербург (16 авто на 1000 человек населения), Москва (16), Татарстан (15), Самарская область (14), Московская область (13), ХМАО (11), Башкирия (11), Удмуртия (11), Рязанская область (11), Воронежская область (10).[7]
[править] Объём банковских вкладов физических лиц на душу населения
Рейтинг регионов России по объёму вкладов (депозитов) физических лиц в расчете на душу населения составили аналитики агентства деловой информации Top-RF.ru, по данным Центробанка РФ на 1 октября 2015 года.[8]
На первом месте рейтинга ожидаемо оказалась Москва, жители которой хранят в банках 7 953 040 млн рублей. В пересчете на 1 человека получилась сумма в 652 000 рублей.[9]
Довольно далеко по части накоплений от москвичей отстали жители Северной столицы. В Санкт-Петербурге на депозитах размещено всего 1 581 675 млн рублей, что составляет в среднем 305 000 рублей на человека.[10]
В пятерку регионов с наиболее большими накоплениями в банках в расчете на душу населения вошли также Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (217 000 руб. на 1 человека), Магаданская (212 000 руб. на 1 человека) и Сахалинская области (177 000 руб. на 1 человека).[11]
Мурманская область (165 000 руб. на 1 человека) оказалась на 7 месте, Московская (149 000 руб. на 1 человека) — на девятом.[12]
На 11 месте рейтинга оказалась Самарская область, где, судя по данным Центробанка, на депозитах размешены 468 065 млн рублей, то есть 146 000 рублей в среднем на каждого жителя.[13]
[править] Рейтинг открытости региональных бюджетов
Центр прикладной экономики разработал рейтинг открытости региональных бюджетов. Его первый выпуск увидел свет в 2013 году. В рейтинге были приведены оценки бюджетов 83 субъектов России, сделанные на базе открытых данных. Первоначально работа проводилась в один этап, однако вскоре стало ясно, что для лучшего агрегирования информации ее целесообразно разделить на несколько стадий. Поэтому с 2014 года оценка осуществляется в четыре этапа, соответствующих стадиям бюджетного процесса: 1) первоначальное утверждение бюджета; 2) годовой отчет о его исполнении; 3) текущее исполнение бюджета и финансовый контроль; 4) составление проекта бюджета. Итоговая оценка представляет собой сумму баллов, присвоенных по результатам ответов на вопросы анкеты, составляющей основу рейтинга. Сводное значение рейтинга для каждого региона учитывает результаты всех этапов.[14]
Особенностью этого рейтинга является то, что его предварительные результаты направляются в региональные министерства финансов. После этого многие субъекты РФ размещают в открытом доступе дополнительные сведения — для того, чтобы повысить свою оценку в рейтинге. Его составители этому не препятствуют: даже если сейчас регион предоставит информацию с опозданием, потом он обязательно сделает это в срок. Сегодня уже можно сказать, что рейтинг приносит практические результаты, — под его влиянием многие субъекты России сделали свои данные более открытыми. Примером здесь может служить Московская область: в 2014 году она на первом этапе составления рейтинга находилась ближе к концу списка, по итогам года прочно обосновалась в его середине, а по итогам первого этапа 2015 года вошла в первую десятку. Другой пример — Челябинская область, начинавшая прошлый год среди аутсайдеров, но сумевшая закончить его в статусе крепкого «середняка».[15]
Усилия регионов по увеличению открытости своих бюджетов не в последнюю очередь связаны с ростом престижности рейтинга: если в 2013 году он являлся чисто общественной инициативой, то в прошлом году к работе над ним приложили руку федеральные власти. Министерство финансов России выступило с рядом предложений по усовершенствованию методики формирования рейтинга, а Открытое правительство инициировало вручение специальных наград для девяти лучших регионов с точки зрения бюджетной открытости.[16]
В 2015 году рейтинг претерпел несколько изменений. Впервые в качестве его заказчика выступило Министерство финансов России, а исполнителем стал Научно-исследовательский финансовый институт Минфина. В состав рейтинга были включены два новых субъекта РФ — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Увеличилось и количество вопросов (с 89 до 103) и тематических разделов (с 13 до 15) анкеты. Наконец, составители рейтинга стали собирать примеры наиболее интересных решений регионов, направленных на повышение открытости бюджетных данных («Библиотека лучших практик»). В эту «Библиотеку» уже попали Красноярский край, где был запущен механизм стимулирования муниципалитетов, и Оренбургская область, где на местном радио «Эхо Москвы» регулярно выходит передача «Пишем бюджет», играющая роль канала обратной связи с населением.[17]
Как и годом ранее, на первом этапе рейтинга оценивались характеристики первоначально утвержденного бюджета, публикация сведений о плановых показателях деятельности региональных госучреждений на портале www.bus.gov.ru, анализировалась степень участия жителей регионов в обсуждении бюджетных вопросов, а также качество подготовки фискальными властями «бюджетов для граждан» — брошюр, изданных с целью разъяснить населению информацию о принятом бюджете.[18]
Каковы результаты первого этапа рейтинга? В первую очередь нужно отметить, что почти все регионы, за исключением Воронежской области и города Севастополя, опубликовали закон о бюджете (в прошлом году таких исключений было восемь). Вместе с тем некоторые категории критически важной информации остаются в законах о бюджете недостаточными. Так, почти половина регионов (40) отказывается от утверждения в составе закона о бюджете доходов по основным видам поступлений. Высокой открытостью не отличаются и данные о структуре капитальных расходов: у значительного числа регионов (51) доля бюджетных инвестиций, распределенных по тем или иным объектам, не превышает 65 процентов, при этом в бюджетах девяти субъектов эта информация не отображена вовсе. В итоге из 771 миллиарда рублей бюджетных инвестиций, предусмотренных региональными законами о бюджетах, распределено по объектам лишь 227 миллиардов рублей, то есть 29 процентов.[19]
Столь же закрыты от глаз публики и данные о субсидиях муниципалитетам. В законах о бюджете 19 регионов межбюджетные субсидии вообще не распределены по муниципалитетам, еще в 45 — распределено менее 65 процентов от общего объема предусмотренных законом межбюджетных субсидий (для Севастополя данный показатель неприменим). В итоге из 426 миллиардов рублей межбюджетных субсидий, предусмотренных региональными бюджетами, оказались распределенными лишь 185 миллиардов рублей (44 процента). Не лучшим образом складывается ситуация с публикацией сведений о деятельности государственных учреждений на портале www.bus.gov.ru. Так, плановые показатели деятельности на 2015 год для 95 процентов региональных учреждений оказались опубликованы лишь в четырех субъектах Федерации: Краснодарском крае, Республике Марий-Эл, Чувашии и Ханты-Мансийском автономном округе.[20]
Большинство регионов (70) опубликовали «бюджеты для граждан», призванные доступным языком разъяснить содержание принятого закона о бюджете (в прошлом году таких регионов было 40). Однако их содержательное наполнение в ряде субъектов России оставляет желать лучшего. Так, меньшая часть регионов (31) показала в «бюджетах для граждан» основные экономические показатели, на основе которых был сформирован бюджет. Только часть регионов посчитала нужным включить в «бюджет для граждан» сведения о консолидированном бюджете (42), из которых единицы (13) показали распределение доходов и расходов между бюджетом региона и бюджетами муниципальных образований. Проблемной зоной для регионов стало отражение в «бюджетах для граждан» расходов на здравоохранение за счет двух источников: бюджета региона и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, хотя именно так эта сфера финансируется на практике. В итоге сведения о структуре расходов в «бюджете для граждан» корректно отразили лишь 18 субъектов РФ.[21]
Основной проблемой в части подготовки «бюджетов для граждан» стала подмена понятия «в доступной форме» понятием «в упрощенной форме». Чтобы сделать бюджетные данные доступными для понимания людям без специального финансового образования, с ними нужно много и серьезно работать, и эту задачу невозможно решить только средствами автоматизации. Примечательно, что специализированные порталы предоставляют дополнительные технические возможности для представления информации, однако сейчас на них содержится даже меньше информации, чем в брошюрах или презентациях. Важно подчеркнуть, что публикация бюджетных данных — не самоцель, это только первый шаг. Второй, более сложный шаг заключается в вовлечении граждан в процесс обсуждения бюджетных вопросов. Именно такие механизмы могут способствовать повышению рациональности и эффективности использования бюджетных средств. Пока достижения регионов в этом направлении достаточно скромные, но они уже есть. В первом квартале 2015 года в подавляющем большинстве регионов не проводились социологические опросы по бюджетной тематике (74) и не проходили заседания общественных советов, формально созданных при региональных министерствах финансов (68). Лишь в 11 субъектах РФ использовались социальные сети для распространения информации о бюджете и лишь в 9 — интерактивные площадки в глобальной сети, на которых граждане могут задавать вопросы на тему бюджета.[22]
Точно так же, как и в 2014 году, по результатам первого этапа первенство в рейтинге захватил Краснодарский край. Лидерство этого региона обеспечивает поддержка мер по повышению прозрачности бюджета со стороны властей региона и квалифицированные кадры в краевом министерстве финансов. Среди лидеров также оказались Ханты-Мансийский автономный округ, Красноярский край, Омская область, Республика Адыгея, Владимирская область, Оренбургская область. К приятным сюрпризам первого этапа 2015 года относится и высокое восьмое место Республики Башкортостан, а вот соседний Татарстан расположился аж в четвертом десятке регионов.[23]
Впрочем, Татарстан — не единственный пример относительно благополучного региона с низкой бюджетной открытостью. Большего можно было бы ожидать и от Москвы, которая в 2014 году заняла 62-е место, а по итогам первого этапа 2015 года расположилась в третьем десятке. Причины невысокого положения Татарстана и Москвы в рейтинге кроются в принципиальном невнимании к вопросам бюджетной прозрачности со стороны руководства этих регионов и в недостаточных усилиях сотрудников финансовых органов по обеспечению открытости бюджетных данных. Рейтинг открытости уже доказал свою целесообразность и полезность для регионов. Остается надеяться, что благодаря ему число субъектов Федерации с понятной и прозрачной бюджетной политикой будет расти год от года.[24]
[править] Рейтинги инвестиционной привлекательности
Ежегодно составляется несколько рейтингов инвестиционной привлекательности регионов России (АСИ, НРА, Эксперт РА). Несмотря на различия в методологиях списки лидеров трех рейтингов в значительной степени пересекаются. В частности, во всех трёх рейтингах среди лидеров присутствуют Москва, Татарстан и Белгородская область.[25]
[править] Рейтинг эффективности работы АПК
Институт комплексных стратегических исследований (ИКСИ) составил первый рейтинг регионов по эффективности работы АПК по итогам первого квартала 2020 года. Рейтинг ИКСИ позволяет отслеживать изменения как абсолютных, так и относительных показателей работы в агросекторе с помощью интегрального показателя, учитывающего совокупность факторов, влияющих на производительность и результативность отрасли. Это дает возможность оценить именно эффективность деятельности в области АПК, а не валовые показатели, которые зависят от природных и климатических факторов в конкретном регионе. Согласно документу, лидерами стали Краснодарский край (100 баллов), Москва (89,06) и Воронежская область (84). Четвертую строчку в рейтинге занял Татарстан (77,66 балла), далее идут Белгородская (73,65), Ростовская (73,18), Самарская (70,5), Московская (69,83) и Калининградская (68,3) области. Замыкает топ-10 Курская область с 66,86 балла. Хуже всего обстоят дела в Еврейской автономной области, регион не набрал ни одного балла.[26]
[править] Рейтинг качества жизни сельского населения
В августе 2020 года было сообщено, что Всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А. А. Никонова — филиал Федерального научного центра аграрной экономики и социального развития сельских территорий составил рейтинг регионов России по качеству жизни сельского населения. Такое исследование было проведено впервые. В десятку регионов с наиболее высокими показателями качества жизни сельского населения вошли регионы-доноры с наибольшими объемами валового регионального продукта на душу населения, располагающие хорошими финансовыми возможностями для решения сельских проблем — Ханты-Мансийский АО, Татарстан, Самарская область, Ямало-Hенецкий АО. Также в топ-10 — регионы Центрального Черноземья (Липецкая, Белгородская, Воронежская области) и юга России (Ростовская область, Краснодарский край) с хорошо развитым АПК, сельская местность которых исторически отличается высоким уровнем социального обустройства. Кроме того, на восьмом месте разместилась Ульяновская область — регион, проводящий активную политику по социальному развитию села, как и остальные из первой десятки рейтинга. Замыкают же общий список субъекты России с дефицитным бюджетом (кроме Сахалинской области), регионы с исторически накопившимися сельскими проблемами (нечерноземные области), а также окраинные (приграничные) регионы.[27]
[править] Ссылки
[править] РИАН
- Регионы России
- Рэнкинги
- Рейтинг регионов РФ по качеству жизни — 2017
- Рейтинг регионов РФ по качеству жизни — 2016
- Рейтинг регионов РФ по качеству жизни — 2015
- Рейтинг регионов РФ по качеству жизни — 2014
- Рейтинг российских регионов по качеству жизни. 22 декабря 2014
[править] Прочее
- Рейтинг привлекательности регионов РФ 2014
- Рейтинг регионов России по уровню жизни семей — 2014
- Рейтинги регионов
- Рейтинг регионов по прозрачности бизнеса
- Инвестиционный рейтинг регионов России — 2015. 30 июня 2015
- Рейтинг развития регионов
- РЕЙТИНГ РЕГИОНОВ РОССИИ ПО УРОВНЮ ЖИЗНИ
- Рейтинг регионов России по уровню инновационного развития. 18 мая 2009
- Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства. 19 марта 2015
- Рейтинг регионов России по сроку владения новым легковым автомобилем. 13 ноября 2013[5]
- Вологодская система капремонта вошла в десятку самых эффективных по России. 13 ноября 2015
- Ожирением страдает каждый пятый россиянин. 14 января 2016
- [28]
- Индекс Шаурмы
- Экологический рейтинг субъектов РФ
- Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных
- Рейтинг регионов по уровню открытости бюджетных данных
- Экологические рейтинг: 10 самых чистых регионов РФ
[править] Примечания
- ↑ Рейтинг регионов по обеспеченности автомобилями на 1000 жителей — на начало 2014 года. 28 марта 2014
- ↑ Рейтинг регионов РФ по среднему возрасту легковых автомобилей. 18 мая 2015
- ↑ Рынок новых легковых автомобилей за 8 месяцев 2015 г. ТОП-50 регионов России
- ↑ Рынок новых легковых автомобилей за 8 месяцев 2015 г. ТОП-50 регионов России
- ↑ Рынок новых легковых автомобилей за 8 месяцев 2015 г. ТОП-50 регионов России
- ↑ Рынок новых легковых автомобилей за 8 месяцев 2015 г. ТОП-50 регионов России
- ↑ ТОП-30 регионов РФ по продажам автомобилей на тысячу жителей. 22 февраля 2017
- ↑ Где в России больше откладывают на «черный день». 11 ноября 2015
- ↑ Где в России больше откладывают на «черный день». 11 ноября 2015
- ↑ Где в России больше откладывают на «черный день». 11 ноября 2015
- ↑ Где в России больше откладывают на «черный день». 11 ноября 2015
- ↑ Где в России больше откладывают на «черный день». 11 ноября 2015
- ↑ Где в России больше откладывают на «черный день». 11 ноября 2015
- ↑ Открытость как порок. 21 июля 2015
- ↑ Открытость как порок. 21 июля 2015
- ↑ Открытость как порок. 21 июля 2015
- ↑ Открытость как порок. 21 июля 2015
- ↑ Открытость как порок. 21 июля 2015
- ↑ Открытость как порок. 21 июля 2015
- ↑ Открытость как порок. 21 июля 2015
- ↑ Открытость как порок. 21 июля 2015
- ↑ Открытость как порок. 21 июля 2015
- ↑ Открытость как порок. 21 июля 2015
- ↑ Открытость как порок. 21 июля 2015
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ [4]