Противодействие терроризму в России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Противодействие терроризму в России — деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в России по:

  • предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
  • выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
  • минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Целевую основу действий по борьбе с терроризмом, согласно Федеральному закону Российского государства «О борьбе с терроризмом», составляют защита личности, общества и государства от терроризма, его предупреждение, выявление, пресечение и минимизация последствий.[1]

Правовую основу борьбы с терроризмом в России составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.[2]

Борьба с терроризмом в Российской Федерации основывается на следующих принципах: законность; приоритет мер предупреждения терроризма; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом; комплексное использование профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер; приоритет акций; единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций.[3]

Вступивший в силу 4 августа 1998 года Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» впервые в истории России закрепил систему мер противодействия терроризму. В ст. 7 закона сказано, что ФСБ и ее территориальные органы осуществляют борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения акций международного терроризма и проводят предварительное расследование по уголовным делам о таких преступлениях.[4]

В порядке реализации норм, изложенных в Федеральном законе от 6 ноября 1998 года, Правительство Российской Федерации приняло постановление № 1302 «О Федеральной антитеррористической комиссии». Согласно п. 8 постановления организационно-техническое и информационно-аналитическое обеспечение работы Федеральной антитеррористической комиссии возлагается на ФСБ.[5]

Постановлением правительства Российской Федерации от 15 сентября 1999 года № 1040 «О мерах по противодействию терроризму» на силовые ведомства, в том числе ФСБ, была возложена задача выявления и пресечения деятельности террористических групп, в том числе международных.[6]

Таким образом, была создана законодательная основа проведения единой государственной политики противодействия терроризму в России.[7]

В системе антитеррористических мер большое значение имеет борьба с финансированием терроризма, которая включает конфискацию собственности и средств, а также привлечение к уголовной ответственности лиц, подозреваемых в пособничестве террористам.[8]

Президентом РФ озвучена концепция реформирования системы государственной власти, которая будет способствовать борьбе с террористической угрозой.[9]

В частности, в ней говорится о создании Федеральной комиссии по Северному Кавказу во главе с полномочным представителем Президента в Южном федеральном округе. Ему предоставлены широкие полномочия по координации ряда федеральных гражданских министерств, а по определенным функциям — силовых правоохранительных ведомств.[10]

Вместе с тем теракты в августе 2004 года в России, теракт в Беслане в начале сентября 2004 года показали, что борьба с терроризмом не должна ослабевать. Президент России Владимир Путин в выступлении на расширенном заседании правительства 13 сентября 2004 года отметил: «Нам в России необходима такая организация работы национальной системы безопасности, которая способна не только пресекать теракты и преодолевать их последствия, но и работать на предотвращение вылазок террористов, организуемых ими диверсий и техногенных катастроф. Эта система должна работать на опережение и уничтожать преступников, что называется, в их собственном логове».[11]

16 февраля 2006 года президент России подписал указ о создании Национального антитеррористического комитета. Структура комитета включает антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации, Федеральный оперативный штаб и подобные штабы в регионах.[12]

Основными задачами комитета являются следующие задачи:[13]

  • координация деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также по организации их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями;
  • разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, в том числе по обеспечению защищенности потенциальных объектов террористических посягательств;
  • подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов.

В борьбе с террористами Российская Федерация сотрудничает со всеми миролюбивыми государствами планеты. Так, Государственная дума РФ ратифицировала все международные конвенции, предусматривающие морскую и воздушную безопасность, пресечение взятия в заложники, борьбу с бомбовым терроризмом, противодействие высокотехнологичному терроризму и др.[14]

Антитеррористическую деятельность Россия активно проводит с государствами — членами ШОС. На совещании в Душанбе в августе 2008 г. государства — члены ШОС отметили окрепшее взаимодействие в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом в рамках организации и намерены поднять сотрудничество в сфере обеспечения безопасности государств-членов на качественно новый уровень, используя возможности Региональной антитеррористической структуры ШОС.[15]

[править] История

14 октября 2008 года глава Национального антитеррористического комитета (НАК), директор ФСБ РФ Александр Бортников сообщил: «В текущем году выявлено и пресечено 69 преступлений террористического характера, 36 из которых террористы планировали совершить в местах массового пребывания людей. Задержано свыше 350 активных членов бандформирований и их пособников, 15 лиц склонено к добровольной сдаче и отказу от противоправной деятельности». В ходе проведения спецопераций в Северокавказском районе были нейтрализованы более 170 бандитов, из них 13 — главари банд. С начала 2008 года сотрудниками ФСБ было изъято более тысячи единиц стрелкового оружия, более тонны взрывчатых веществ и 344 самодельных взрывных устройства. Среди предотвращенных терактов на территории России А.Бортников отметил планировавшиеся летом взрывы в Сочи и Анапе. «В июле-августе сего года пресечена попытка главы террористов Умарова и эмиссара „Аль-КаидыМоганнеда организовать теракты на курортах городов Сочи и Анапа с применением мощных самодельных взрывных устройств», — пояснил он. В списке привлёченных к ответственности боевиков фигурируют 198 человек. К пожизненному заключению был приговорен организатор взрыва на Черкизовском рынке Сергей Климук. Виновными в гибели 14 человек в результате теракта в Москве 21 августа 2006 года были также признаны Николай Королёв, Олег Костырев и Илья Тихомиров, получившие сроки заключения от двух до 20 лет. На пожизненное заключение был также осужден лидер экстремистско-террористической организации «Исламский джамаат» Хафиз Раззаков. В феврале 2008 года он был признан присяжными виновным в убийстве девяти человек в Боровецком лесу около Набережных Челнов. Там он расстреливал уединявшиеся влюбленные пары как «неверных». Между тем, по словам главы НАК, ситуация в Южном федеральном округе остается острой. Продолжаются террористические атаки на представителей органов власти, сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. Для стабилизации ситуации, необходимо, по мнению А.Бортникова, следовать принятому комплексному плану информационного противодействия терроризму на 2008—2012 годы.[16]

[править] Примечания

  1. Целищев Н. Н. Межнациональные конфликты и национальная безопасность России (К совещанию ШОС в Екатеринбурге в июне 2009 г.) / Н. Н. Целищев // Известия Уральского государственного университета. — 2009. — № 1/2 (62). — С. 7-20
  2. Целищев Н. Н. Межнациональные конфликты и национальная безопасность России (К совещанию ШОС в Екатеринбурге в июне 2009 г.) / Н. Н. Целищев // Известия Уральского государственного университета. — 2009. — № 1/2 (62). — С. 7-20
  3. Целищев Н. Н. Межнациональные конфликты и национальная безопасность России (К совещанию ШОС в Екатеринбурге в июне 2009 г.) / Н. Н. Целищев // Известия Уральского государственного университета. — 2009. — № 1/2 (62). — С. 7-20
  4. Целищев Н. Н. Межнациональные конфликты и национальная безопасность России (К совещанию ШОС в Екатеринбурге в июне 2009 г.) / Н. Н. Целищев // Известия Уральского государственного университета. — 2009. — № 1/2 (62). — С. 7-20
  5. Целищев Н. Н. Межнациональные конфликты и национальная безопасность России (К совещанию ШОС в Екатеринбурге в июне 2009 г.) / Н. Н. Целищев // Известия Уральского государственного университета. — 2009. — № 1/2 (62). — С. 7-20
  6. Целищев Н. Н. Межнациональные конфликты и национальная безопасность России (К совещанию ШОС в Екатеринбурге в июне 2009 г.) / Н. Н. Целищев // Известия Уральского государственного университета. — 2009. — № 1/2 (62). — С. 7-20
  7. Целищев Н. Н. Межнациональные конфликты и национальная безопасность России (К совещанию ШОС в Екатеринбурге в июне 2009 г.) / Н. Н. Целищев // Известия Уральского государственного университета. — 2009. — № 1/2 (62). — С. 7-20
  8. Целищев Н. Н. Межнациональные конфликты и национальная безопасность России (К совещанию ШОС в Екатеринбурге в июне 2009 г.) / Н. Н. Целищев // Известия Уральского государственного университета. — 2009. — № 1/2 (62). — С. 7-20
  9. Целищев Н. Н. Межнациональные конфликты и национальная безопасность России (К совещанию ШОС в Екатеринбурге в июне 2009 г.) / Н. Н. Целищев // Известия Уральского государственного университета. — 2009. — № 1/2 (62). — С. 7-20
  10. Целищев Н. Н. Межнациональные конфликты и национальная безопасность России (К совещанию ШОС в Екатеринбурге в июне 2009 г.) / Н. Н. Целищев // Известия Уральского государственного университета. — 2009. — № 1/2 (62). — С. 7-20
  11. Целищев Н. Н. Межнациональные конфликты и национальная безопасность России (К совещанию ШОС в Екатеринбурге в июне 2009 г.) / Н. Н. Целищев // Известия Уральского государственного университета. — 2009. — № 1/2 (62). — С. 7-20
  12. Целищев Н. Н. Межнациональные конфликты и национальная безопасность России (К совещанию ШОС в Екатеринбурге в июне 2009 г.) / Н. Н. Целищев // Известия Уральского государственного университета. — 2009. — № 1/2 (62). — С. 7-20
  13. Целищев Н. Н. Межнациональные конфликты и национальная безопасность России (К совещанию ШОС в Екатеринбурге в июне 2009 г.) / Н. Н. Целищев // Известия Уральского государственного университета. — 2009. — № 1/2 (62). — С. 7-20
  14. Целищев Н. Н. Межнациональные конфликты и национальная безопасность России (К совещанию ШОС в Екатеринбурге в июне 2009 г.) / Н. Н. Целищев // Известия Уральского государственного университета. — 2009. — № 1/2 (62). — С. 7-20
  15. Целищев Н. Н. Межнациональные конфликты и национальная безопасность России (К совещанию ШОС в Екатеринбурге в июне 2009 г.) / Н. Н. Целищев // Известия Уральского государственного университета. — 2009. — № 1/2 (62). — С. 7-20
  16. ФСБ предупредила о террористической угрозе на Кавказе // Коммерсантъ, 14 октября 2008
Личные инструменты