Приватизация в России в 1992 году

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



[править] Программа приватизации на 1992 год

11 июня 1992 года постановлением Верховного совета РФ была утверждена «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год».[1] В программе говорилось, что главными целями приватизации являются:[1]

  • формирование слоя частных собственников и содействие созданию социально ориентированной рыночной экономики;
  • повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;
  • социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;
  • содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации;
  • создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;
  • привлечение иностранных инвестиций.

Однако в действительности заявленные цели оказались чисто декларативными, ни одна из них не была достигнута.[2]

Программа приватизации на 1992 год предусматривала приватизацию мелких предприятий путем аукционных или конкурсных продаж, а крупных — путём акционирования, средним же предоставлялся выбор между этими вариантами. Не все предприятия подлежали приватизации, но для части из них она оказывалась обязательной. Поскольку реформа была явно неосуществима без сотрудничества трудовых коллективов, им предлагалось выбрать один из трех вариантов льгот.[3]

Согласно первому варианту, коллективу передавалось бесплатно до 25 % привилегированных (неголосующих) акций и продавалось в рассрочку со скидкой 30 % до 10 % обыкновенных акций. Кроме того, несколько высших администраторов предприятия получали право приобрести 5 % обыкновенных акций по номиналу. Второй вариант предоставлял трудовому коллективу право выкупить контрольный пакет — 51 % обыкновенных акций — по цене, определяемой Госкомимуществом (впоследствии она была установлена на уровне 1,7 номинала). Согласно третьему варианту, до 20 % акций могли быть проданы в рассрочку по номиналу группе работников предприятия, обязавшейся выполнить план приватизации и получившей согласие трудового коллектива. Если подлежащее приватизации предприятие не подало бы в срок заявку, то, согласно программе, оно должно было приватизироваться по первому варианту.[3]

Первый вариант не требует больших затрат и обеспечивает работникам значительное участие в прибылях, но не в управлении — исключение сделано лишь для высшей администрации. Второй вариант, гарантирующий коллективу контроль над предприятием, сознательно удорожен. Правительство явно рассчитывало на то, что этот вариант окажется большинству коллективов не по средствам. Расчёт оказался неверным.[3]

[править] Прочее

В законе РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», принятом ВС РСФСР 3 июля 1991 года (статья 17) было записано: «определение начальной цены для продажи предприятия по конкурсу (на аукционе) или величины уставного капитала акционерного общества» должно производиться «на основании оценки предприятия по его предполагаемой доходности (в случае его сохранения)». Вопреки этому Госкомимущество уже с января 1992 г. разрабатывало методику оценки приватизируемых предприятий по остаточной стоимости их имущества без учёта инфляции. В результате многие десятки тысяч предприятий были проданы по ценам в 20-30 раз ниже их настоящей стоимости.[4]

В течение 1992 года было разработано около 80 нормативных документов, касающихся чековой приватизации и утверждённых постановлениями Верховного совета России, Совета министров России или указами президента России.[5][6]

Либерализация цен привела к тому, что к началу широкомасштабной приватизации (середина 1992 года) предприятия практически остались без оборотных средств.[7]

[править] Примечания

  1. 1,0 1,1 Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год
  2. Кувалин Д. Б. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 1-4
  3. 3,0 3,1 3,2 Полтерович В. М. Экономическая реформа 1992 г.: битва правительства с трудовыми коллективами. // Экономика и математические методы. 1993. Т.29. Вып.4.
  4. Волконский В. А. «Драма духовной истории: внеэкономические основания экономического кризиса». Раздел 4 // М., «Наука», 2002
  5. Полтерович В. М.Трансплантация экономических институтов. // Экономическая наука современной России. 2001. № 3
  6. Полтерович В. М. Современное состояние теории экономических реформ // Экономическая наука современной России, 2008, № 1(40)
  7. «Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ)». Глава 8 — Под редакцией Р. М. Нуреева // Москва: Московский общественный научный фонд, 2001, cерия «Научные доклады»
Личные инструменты