Пароходы в России во II тысячелетии
Материал из Documentation.
Зимой 1816—1817 года в Пожве соорудили два парохода (стимбота), превосходивших по мощности существующие в то время. 16 августа 1817 года, под пушечный салют пароходы отошли от Пожвинской пристани, 10 сентября 1817 года, проплыв по Каме и Волге 1160 верст, пароходы прибыли в Казань.[1]
Карл Берд, получив привилегию на учреждение пароходства по всем рекам России, приступил к постройке пароходов и образовал компанию, которая однако распалась. В числе ее участников был помещик Ярославской губернии, титулярный советник Дмитрий Петрович Евреинов, который не оставил предпринятого дела, а приобрел у Берда его права на учреждение пароходства по Волге, а также машины с недостроенных Бердом пароходов.[2]
Первый пароход Евреинова, появившийся на Волге в 1820 году, назывался «Волга». На пароходе было две паровые машины по 30 л.с. каждая. Пароход «Волга» был спущен на реке Мологе 29 апреля 1820 года. Этот пароход совершал рейсы между нижним Новгородом и Астраханью. Впоследствии Евреинов построил еще четыре парохода с машинами завода Берда по 16 и 30 сил для буксирования судов с кладью между Нижним Новгородом и Рыбинском.[3]
В 1820 году в отчёте о ходе учреждения пароходства, представлявшемся в департамент хозяйственных и публичных зданий, Берд отмечал, что им было введено пять пароходов (между Петербургом и Кронштадтом), кроме того, в стране еще действовало 11 пароходов — на озере Ильмень, по Мариинской системе в Петербурге, а также по рекам Волхову, Волге, Каме и Днепру. Таким образом, уже в 1820 году в России было 16 действующих пароходов.[4]
В 1823 году была образована первая пароходная компания, в состав учредителей которой вошел и Евреинов. Указом от 17 октября 1823 года компании была дарована привилегия на пароходство по Волге, Каме и Каспийскому морю на 15 лет. В 1826 году на реке Оке был построен пароход генерала Шепелева для собственных разъездов. В 1834 году на Волге появился пароход подданного Великобритании Матвея Мураго. С 1818 по 1834 год, за 17 лет, на реках появились пять или шесть частных пароходов.[5]
С 1818 по 1829 год по распоряжению морского начальства было построено 12 пароходов, в том числе два на Черном море, два в Архангельске и два в Астрахани.[6]
Первый пароход на Черном море, вооруженный артиллерией, «Метеор» был построен в Николаеве в 1825 году.[7]
В 1832 году начал плавать пароход «Геркулес» с машиной в 240 сил, а 1838 году - пароход-фрегат «Богатырь» с машиной в 290 сил. Оба эти парохода построили на казенных Ижорских заводах в Колпине, причем пароход «Геркулес» был первый, на котором была применена машина прямого действия (неба-лансирная).[8]
В речном бассейне Волги в 1852 году плавало всего 30 пароходов мощностью 3760 л.с.[9]
В феврале 1853 года в состав военного флота России на всех морях входило всего 63 судна в 9180 л.с. (из них 16 пароходов-фрегатов в 5390 сил и 47 малых пароходов в 3790 сил).[10]
Содержание |
[править] Виды пароходов
[править] Колёсные пароходы
Первый колесный пароход для Черноморского флота «Везувий» был построен в Николаеве в 1820 году для портовых надобностей.[11]
На Белом море первый колесный пароход «Легкий» появился в Архангельске в 1825 году, с машиной в 60 номинальных сил.[12]
Первый колёсный пароход Балтийского флота «Ижора», вооруженный пушками, был спущен на воду в 1826 году, он имел машину в 100 л.с.[13]
На Каспийском море первые два колесных парохода с машинами по 40 л.с. были спущены на воду в 1828 году в Астрахани.[14]
[править] Речные пароходы
В целом в России в 1852 году было 83 речных парохода мощностью 7229 л.с.[15]
[править] Пароходы
[править] Всеволод
12 июня 1821 года на Пожвинском заводе был построен новый пароход «Всеволод» (по имени заводовладельца) с двумя паровыми машинами в 16 сил каждая.[16]
[править] Скорый
В 1816 году на казенных Ижорских заводах был заложен, а в 1818 году спущен на воду первый казенный пароход «Скорый» в 32 силы.[17]
[править] Происшествия
12 декабря 1939 года в районе японского острова Хоккайдо попал в шторм и затонул пароход «Индигирка», перевозивший свыше 1 тыс. заключенных из Магадана во Владивосток. Погибли 745 человек.[18]
13 августа 1950 года в Риге у причала затонул пароход «Маяковский». Судно вернулось из рейса, и новые пассажиры стали подниматься на него, не дождавшись схода вернувшихся из круиза людей. Из-за перегруза пароход осел по иллюминаторы, стал раскачиваться и перевернулся. Погибли 147 человек.[19]