Паровые машины в России во II тысячелетии
Материал из Documentation.
Паровая машина была установлена в 1799 году на Гумишевском руднике Сысертских заводов для отлива из шахт воды.[1]
В 1804 году механик Д. Я. Меджер построил на слесарной фабрике Верхнеиргинского завода паровую машину (вторую на Урале) и поставил её на Юговском заводе.[2]
Морское ведомство в 1806 году отправило на завод Берда в Санкт-Петербурге 100 учеников на пять лет для подготовки «машинистов для паровых машин».[3]
В 1808 году паровые машины появились на Богословском и Кушвинском казённых, а в 1814—1815 годах на Верхнеиргинском и Верх-Исетском частных заводах.[4]
В 1820 году выходец из Шотландии русский инженер-литейщик М. Е. Кларк (1776—1846) построил на Олонецком заводе большую паровую машину в 60 л.с. Машина была поставлена на Санкт-Петербургском монетном дворе и приводила в движение плющильные и юстирные станки.[5]
В начале 1820-х годов паровая машина была установлена на Александровской мануфактуре, а в 1824 году — на Александровском чугунолитейном заводе.[6]
В 1820-1830-е годы постройкой паровых машин стали заниматься и небольшие частные заводы.[7]
В 1839 году на Шуралинско-Ключеском прииске Верх-Исетских золотых промыслов были построены две паровые машины.[8]
В 1842 году в Москве и Московской губернии действовало 63 паровых машины.[9]
В 1853 году на Крестовоздвиженских промыслах В. Бутеро была устроена паровая машина для промывки песков на несколько чашечных устройств.[10]
Содержание |
[править] Производство
В 1797 году на Олонецких заводах была изготовлена паровая машина для Петербургского монетного двора.[11]
После смерти Гаскойна в 1806 году Олонецкие заводы и Петербургский литейный завод продолжали изготавливать паровые машины вплоть до 1824 года.[12]
В первые десятилетия XIX века паровые машины строились на казенном Петербургском литейном и механическом заводах (в будущем Путиловском).[13]
[править] Александровский завод
Во второй четверти XIX века «в деле постройки паровых машин и вообще машиностроения» видное место занимал основанный в 1824 году Александровский завод. Официально он наименовался Александро-Невский литейный завод. Управляющим завода с 1824 по 1841 год был Кларк. На заводе строились паровые машины, которые расходились по вновь устраиваемым фабрикам.[14]
[править] Предприятия
[править] Александровская мануфактура
В 1803 году Гаскойн установил выписанную из Англии паровую машину системы Уатта на Александровской мануфактуре в селе Александровском около Санкт-Петербурга.[15]
[править] Пожевской завод
На Пожевском заводе Всеволожских первая паровая машина появилась в 1803 году.[16]
[править] Чермозский завод
Паровая машина была установлена в 1814 году на Чермозском заводе.[17]
[править] Пароходы
[править] Волга
Первый пароход Евреинова, появившийся на Волге в 1820 году, назывался «Волга». На пароходе было две паровые машины по 30 л.с. каждая. Пароход «Волга» был спущен на реке Мологе 29 апреля 1820 года. Этот пароход совершал рейсы между нижним Новгородом и Астраханью.[18]
[править] Всеволод
12 июня 1821 года на Пожвинском заводе был построен новый пароход «Всеволод» (по имени заводовладельца) с двумя паровыми машинами в 16 сил каждая.[19]
[править] Регионы
[править] Нижнетагильский округ
Во второй половине 1830-х годов паровые машины появились на золотых и платиновых приисках Нижнетагильского округа.[20]
В 1851 году на золотых промыслах Нижнетагильского округа насчитывалось 14 паровых машин.[21]
[править] Урал
К 1860 году на Урале на Строгановских заводах имелось 17 паровых машин общей мощностью 455 л.с.[22]
[править] Населённые пункты
[править] Санкт-Петербург
Один из первых, кто исследовал историю паровой машины и применение паровых двигателей в России, А. А. Брандт делает вывод: «… по-видимому в двадцатых годах машина Уатта уже была в Петербурге во всеобщем употреблении».[23]
[править] Литература
- Брандт А. А. Очерк истории паровой машины и применения паровых двигателей в России. — СПб.: Тип. Б. П. Эглих, 1892
- Ищенко В. Паровая машина после Ползунова // Уральский следопыт. — 2006. — № 8