Память человека

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Память человека — способность к запечатлеванию информации, её сохранению и последующему воспроизведению (или узнаванию).[1]

Изучение памяти и механизмов, лежащих в ее основе, всегда связывалось с процессом обучения (то есть накопления информации), а попытки объяснения совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации. Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-либо материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске. Две тысячи лет спустя франц. философ и естествоиспытатель Декарт, создатель так наз. гидравлической модели нервной системы, предположил, что частое использование одних и тех же пустотелых трубок (так Декарт представлял себе строение нервных волокон) приводит к их растяжению и снижению сопротивления движению «жизненных духов», что сопровождается формированием навыков, то есть запоминанием. Позже, уже в 20 в., в связи с созданием телефонной сети, электронно-вычислительных машин, магнитофонов и тому подобных устройств механизмы памяти трактовали в соответствии с принципами, на к-рых основано действие этих устройств. Наконец, развитие генетики и молекулярной биологии, раскрытие механизмов хранения генетической информации побудили привлечь к объяснению механизмов памяти биологические аналоги. Предполагают, что механизмы по крайней мере одного из видов памяти имеют молекулярную основу (запечатлевание информации сопровождается изменениями в системе ферментов, локализующихся в нервных клетках, увеличением содержания в них белков, нуклеиновых кислот и т. д.).[2]

Традиционно психологи, к-рые первыми стали экспериментально изучать память, выделяют четыре ее вида: двигательную, связанную с запоминанием и воспроизведением движений; образную, сферой к-рой является запечатлевание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора, воспринимающего информацию, образную память делят на зрительную, слуховую, осязательную и т. д.); словесно- логическую (свойственную только человеку форму памяти), обеспечивающую запоминание, узнавание и воспроизведение мыслей, понятий, умозаключений и т. д. (этот вид памяти непосредственно связан с обучением); эмоциональную память, ответственную за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий.[3]

Основным процессом памяти следует считать запоминание, так как именно оно обеспечивает полноту и точность последующего воспроизведения, а также длительность и прочность хранения информации. Этот процесс может иметь непроизвольный или произвольный характер. В первом случае он сопровождает какие-либо действия человека и не направлен на собственно запоминание (напр., читая книгу, мы не стараемся специально запомнить чьи-либо слова или описания пейзажей, но тем не менее способны воспроизвести нек-рые фразы, описания пейзажей, сюжетный ход повествования и т. д.). Произвольное запоминание связано с предварительной установкой на запечатлевание чего-то определенного, как правило, с помощью специальных приемов и методов, облегчающих достижение цели (так наз. приемов мнемотехники). Непременным условием повышения продуктивности произвольного запоминания является систематическая тренировка памяти. При этом одновременно тренируются непроизвольное запоминание и так наз. механическая память, не связанная с пониманием усвояемого материала.[4]

Сведения, накопленные памятью человека, его знания, опыт (то есть результат всех форм обучения) реализуются в виде воспроизведения. Самая простая его форма — узнавание предметов, явлений и событий, связанных с ними, при повторном восприятии. Гораздо сложнее воспроизвести их в тот момент, когда они нами не воспринимаются. Это произвольное воспроизведение прошлого опыта, произвольное воспоминание (по «заказу», при необходимости), напр. при необходимости прочитать стихотворение наизусть, вспомнить химическую или математическую формулу при решении задачи и т. д.[5]

Несмотря на то что память человека в достаточной мере индивидуальна, в зависимости от прочности запоминания, точности и полноты воспроизведения, а также характера запоминаемого материала можно выделить словесно-образный (художественный), словесно-логический (абстрактный) и промежуточный типы памяти. В пределах индивидуальной памяти выделяют еще две формы — кратковременную (или оперативную) и долговременную. На необходимость такого разграничения указывают наблюдения за больными с расстройствами памяти — амнезиями. Напр., при черепномозговой травме из памяти иногда выпадают события, непосредственно предшествовавшие ей, -ретроградная амнезия, а при старческой амнезии отлично вспоминаются события, происходившие в раннем детстве, но не фиксируются факты десятиминутной давности. Оперативная память удерживает сведения о раздражителе около получаса, после чего информация либо переходит в долговременную память, либо забывается. Есть основания полагать, что в основе оперативной памяти лежит циркуляция возбуждения по замкнутым цепям — от одной нервной клетки к другой (процесс так наз. реверберации возбуждения): одни нервные клетки ц. н. с. воспринимают сведения о раздражителе, другие управляют ответными реакциями, а промежуточные, или вставочные, нейроны, находящиеся между ними, обрабатывают всю информацию. Уже доказано, что этот тип памяти связан с деятельностью специальной структуры головного мозга — гиппокампа. При удалении гиппокампа (напр., у больных, страдающих тяжелыми эпилептическими припадками) выпадает оперативная память и больной становится неспособным к запоминанию. Вопрос о том, как оперативная память переходит в долговременную, то есть как именно человек запоминает что-то, пока не решен. Имеются экспериментальные данные, что долговременная память, по-видимому, связана со сложными процессами синтеза молекул белков в клетках головного мозга. Изучение памяти позволяет предполагать, что в мозге существуют особые механизмы функционирования для каждого из трех ее слагаемых (запечатлевания, узнавания и воспроизведения). Однако особенности этих механизмов еще не раскрыты и требуют для своего разрешения усилий ученых различных специальностей (врачей, психологов, физиологов, инженеров и др.).[6]

На индивидуальную память человека влияет множество факторов, и способность к запоминанию (и забыванию) зависит от наследственности, степени тренированности, эмоционального состояния; режима питания, труда и отдыха и т. д.[7]

Выделяют также видовую, или генетическую, память, обусловливающую передачу наследуемых признаков из поколения в поколение (см. Генетика, Наследственность). Этот вид памяти определяет так наз. норму реакции живого организма или, другими словами, верхние и нижние пределы возможностей организма данного вида, то есть пределы физических возможностей (скорости бега, силы мышц и т. д.), умственных способностей (особенно для человека), устойчивости к действию факторов окружающей среды (температуры, атмосферного давления, концентрации кислорода и других газов в атмосфере и т. д.). Основное и непременное условие всех проявлений индивидуального поведения — это видовая индивидуальная память.[8]

Расстройства памяти — снижение или утрата способности к запоминанию, а также сохранению и воспроизведению информации. Расстройства памяти подразделяют на дисмнезии (слабость памяти), амнезии (отсутствие памяти) и парамнезии (обманы памяти). При дисмнезии ухудшается запоминание текущей информации, в первую очередь имен, цифр, определений, что особенно бывает заметно в условиях, требующих быстрого ответа. Из памяти прошлого утрачиваются детали событий, снижается, забывается их последовательность и датировка.[9]

Выделяют ретроградную амнезию — выпадение из памяти полностью или частично событий дней, месяцев и даже лет, непосредственно предшествующих настоящему заболеванию; антероградную амнезию — выпадение из памяти событий, происходящих непосредственно после заболевания (выпадение памяти может продолжаться часы, дни, недели); репродукционную амнезию — невозможность вспомнить в нужный момент необходимое имя, число, дату, определение; фиксационную амнезию — невозможность запоминания текущих событий; прогрессирующую амнезию — утрату способности запоминания и постепенно нарастающее опустошение запасов памяти, происходящее в определенной последовательности: в первую очередь утрачивается память о событиях последних лет, позже о событиях далекого прошлого (среднего возраста, юности, детства) и, наконец, исчезает память всей прожитой жизни.[10]

Парамнезии разделяют на конфабуляции (ложные воспоминания) и криптомнезии (искажения памяти). При конфабуляциях действительные события забываются, а их место заполняется вымыслами, к-рые касаются бытовых фактов текущей жизни или имеют фантастическое содержание, а в ряде случаев (у лиц пожилого возраста) исчерпываются тематикой их детства и юности — так наз. экмнестические конфабуляции. Интенсивно выраженные и длительно существующие фантастические по содержанию конфабуляции называют конфабулезом. При криптомнезии прочитанное, увиденное во сне или услышанное больные воспринимают как пережитое ими самими в действительности.[11]

Сочетание фиксационной амнезии, ретроградной амнезии и конфабуляции составляет корсаковский синдром, при к-ром больные дезориентированы в месте, времени и окружении. Характерны вялость, повышенная утомляемость, истощаемость, иногда эйфория. Несмотря на резкие изменения памяти, сохраняются ранее приобретенные, часто сложные знания.[12]

Расстройства памяти связаны прежде всего с различными органическими заболеваниями ц. н. с. Поэтому при наличии каких-либо нарушений памяти, особенно в случае Прогрессирования расстройств, больной нуждается в консультации психиатра.[13]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Память
  2. Память
  3. Память
  4. Память
  5. Память
  6. Память
  7. Память
  8. Память
  9. Память
  10. Память
  11. Память
  12. Память
  13. Память
Личные инструменты