Оценки украинских силовых структур во время войны на Донбассе

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Координация силовых структур

[править] 1

Уровень координации действий силовых структур, даже для условий АТО, был и остается неудовлетворительным.[1]

Отсутствие центра организации обороны привело к непониманию стратегического замысла агрессора на каждом этапе этой войны.[2]

Организация военных действий в режиме антитеррористической операции была построена на искусственных взаимосвязях, которые не соответствуют законам Украины и статусу органов, участвующих в АТО.[3]

Так, например, назначение начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Украины первым заместителем руководителя Антитеррористического центра СБУ — руководителем АТО, не приводит к изменению статуса самого Генерального штаба и не распространяет его решения на всех участников, независимо от их подчиненности.[4]

Таким образом, Генеральный штаб, призванный в условиях военного положения быть главным военным органом по планированию обороны страны, управления применением Вооруженных Сил, по координации и контролю за выполнением задач в сфере обороны другими военными формированиями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, в условиях АТО лишен этих функций.[5]

Формально центром координации военных действий является штаб АТО, что имеет во многом виртуальный характер.[6]

Все управление, вместо необходимого в условиях войны единоначалия, построено на искусственном незаконном совмещении должностей и неформальных взаимосвязях между представителями различных ведомств.[7]

Яркой иллюстрацией к этому утверждению является «титул» одного из ключевых руководителей АТО генерал-майора Назарова В. М. — Начальник штаба АТО — первый заместитель руководителя АТО — временно исполняющий обязанности первого заместителя начальника Генерального штаба — первый заместитель начальника Главного оперативного управления Генерального штаба, и все это — одновременно.[8]

Создана запутанная система координаторов от силовых структур, которые не принимают никаких официальных решений и согласовывают те или иные действия в режиме телефонных разговоров.[9]

Так, например, по мнению Генерального штаба обязанности по командованию в Секторе Б при наступлении на Иловайск были разделены между генералом Хомчаком Р. Б. и заместителем министра внутренних дел генералом Яровым С. А., в части командования добровольческими батальонами МВД. А в соответствии с показаниями генерала Ярового С. А. — он лишь координировал взаимодействие МВД с руководством сектора.[10]

В критических обстоятельствах, когда необходимо принимать ответственные решения, искусственные в условиях АТО неформальные связи не работают.[11]

Фактически, на всех этапах проведения «антитеррористической операции» каждое ведомство воевало самостоятельно, и многие из руководителей силовых ведомств — участников АТО принимали и принимают участие в управлении обороной страны как бы на общественных началах, то есть без полноценной ответственности за свои решения.[12]

[править] 2

Муженко окончательно запутал управление тем, что постоянно подчиняет отдельные части и даже подразделения лично себе. Координация и взаимодействие войск не улучшаются, а наоборот — ухудшаются.[13]

Украинская армия превратилась в вооруженный Майдан. В отсутствие компетентного управления каждая воинская часть живет своей жизнью. Ключевыми фигурами в украинской армии и нацгвардии являются ротные и батальонные командиры.[14]

[править] Структура управления

Проблема украинского командования — чрезмерная централизация управленческих решений, ограничение самостоятельности у командиров тактического звена командованием АТО.[15]

Реформа армии, которую по плану Муженко утвердили Порошенко и Полторак еще больше снижает дееспособность армейского командования, потому что Генштаб предлагает усложнить структуру управления, создать зачем-то еще два оперативных командования.[16]

Система управления войсками значительно ухудшилась по сравнению с началом войны — об этом говорят все источники «Цензор. Нет». Проект Виктора Муженко по созданию дополнительных промежуточных звеньев управления между штабами оперативных командований и подчиненными им бригадами — создание секторов и армейского штаба АТО, оказался абсолютно провальным. В результате все штабы недоукомплектованы, причем штабы секторов, осуществляющих за оперативное командование укомплектованы слабее всего.[17]

[править] Руководство силовых структур

[править] В. В. Гелетей

Карьеризм, как определяющая черта характера Гелетея В. В., в сочетании с некомпетентностью, привели к тому, что работа Министерства обороны Украины, как центрального органа исполнительной власти в сфере обороны и военного строительства, в подчинении которого находятся Вооруженные Силы, была в значительной степени дезорганизована. Функции, освоенные Гелетеем В. В. на посту министра, фактически сводились к эпизодическим подменам Муженко В. М. в штабе АТО и системным попыткам предстать в глазах Президента министром-победителем.[18]

Вместо размышления над задачами, которые стоят перед министерством и над положением на фронте, министр был занят постоянными рапортами Президенту то об очередном взятия Саур-Могилы, то о флаге, который поднят над очередным сельским советом.[19]

[править] В. М. Муженко

Начальник Генерального штаба В. М. Муженко демонстрирует непонимание обстановки, отсутствие стратегического мышления и оперативного планирования, низкий уровень штабной культуры, не понимание характера современной войны, и неспособность анализировать и извлекать уроки.[20]

Верховный Главнокомандующий Петр Порошенко покрывает Муженко и спасает его от ответственности.[21]

[править] 1

Роль в Иловайских событиях начальника Генерального штаба — Главнокомандующего Вооруженными Силами Украины и, по совместительству, руководителя АТО Муженко В. М., а также временно исполняющего обязанности первого заместителя начальника Генерального штаба, по совместительству начальника штаба АТО генерал-майора Назарова В. М., является еще более драматичной (чем В. В. Гелетея). На всех этапах событий, связанных с Иловайской трагедией, названные руководители демонстрировали неспособность организовать оборону страны.[22]

[править] 2

На заседании Следственной комиссии 1 октября 2014 года министр обороны Гелетей В. В. и начальник Генерального штаба Муженко В. М. продемонстрировали незнание положений о министерстве и Генштабе, утвержденные Указом Президента Украины, а также неосведомленность о содержании Закона Украины «Об обороне Украины».[23]

[править] Генштаб ВСУ

Неудовлетворительным образом организована работа Генерального штаба по управлению применением Вооруженных Сил.[24]

[править] Разведка

В Генеральном штабе, который формально был штабом АТО, должным образом не был налажен сбор, систематизация и анализ разведданных, которые были в распоряжении различных ведомств.[25]

Несмотря на то, что Украина располагает двумя огромными по численности разведслужбами, огромной по численности спецслужбой — СБУ, а также располагает для целей разведки Госпогранслужбой и МВД, располагает весьма значительной поддержкой и большим числом источников информации, до сих пор не действует эффективная разведывательная система. Десятки тысяч сотрудников спецслужб и многомиллиардные бюджеты, действия спецслужб остаются весьма разрозненными, и не представляют целостной картины, не позволяют полностью взять под контроль каждый населенный пункт и каждую улицу. Координация действий разведсообщества полностью отсутствует.[26]

[править] Снабжение силовых структур

Командование АТО, которое представлено руководством Генштаба, посылая на взятие Иловайска добровольческие батальоны, которые вооружены 82-х миллиметровыми минометами, не думало о том, как обеспечить батальоны минами, а Министерство внутренних дел, которому фактически подчинены добровольческие батальоны, считало, что это уже не их проблемы.[27]

[править] Статус участника АТО

По-прежнему предоставление статуса участника АТО каждому, кто защищал с оружием в руках Украину — личное, а не государственное дело.[28]

[править] Отсутствие соединений постоянной готовности

Генштаб не занимается формированием соединений постоянной боевой готовности.[29]

[править] Отсутствие полнокомплектных бригад на фронте

Как и в начале войны боевые действия ведут отдельные батальонно-тактические группы из состава бригад. Ни одной полнокомплектной бригады Генштаб на фронт отправить не может, поскольку не занимается целенаправленно комплектованием. В результате противник действует крупными частями, а украинское командование не может быстро сосредоточить слаженные соединения для достижения превосходства в силах и достижения качественного преимущества.[30]

[править] Боевая подготовка

Уровень боевой подготовки является совершенно примитивным. Нет ни одного учебного центра, который обеспечивал учебный процесс всей бригады на уровне советской «учебки».[31]

[править] Поиск тел погибших военных

По-прежнему поиск тел погибших — это забота волонтеров, родных и близких.[32]

[править] Погребение военнослужащих

По-прежнему украинских солдат, которые не имеют опознавательных жетонов, продолжают прятать в безымянных могилах.[33]

[править] События под Иловайском

Реально предотвратить трагическое развитие событий под Иловайском могла своевременная реакция министра обороны Гелетея В. В. и руководителя АТО — начальника Генштаба Муженко В. М. на информацию о вторжении российских войск, которая поступала 23 и 24 августа.[34]

Однако это могло помешать проведению парада в Киеве и праздничным настроениям министра и начальника Генштаба накануне награждения и очередной генеральской звезды. Других, сколько-нибудь логических, объяснений их преступной бездеятельности придумать невозможно.[35]

Первоначальная попытка списать Иловайскую трагедии на якобы побег руководителя Сектора Д генерала Литвина П. Н. является полностью необоснованной. Командование сектора Д выполняло возложенные на него задачи по ликвидации сектора согласно решению руководства АТО в 24.00 24 августа 2014 года.[36]

Последовавшая попытка назначения виновным в окружении Иловайскя батальона территориальной обороны «Прикарпатье» также несостоятельна. Не оправдывая оставлениея батальоном своих позиций, необходимо сказать, что для обороны сектора Д, на который приходилось 140 км границы с Российской Федерацией, против четырех батальонных тактических групп регулярных войск Российской Федерации одного батальона территориальной обороны со стрелковым оружием и 300 военнослужащих, которые в основном состоят из штаба, связистов, тыловиков и ремонтников, оставшихся в распоряжении генерала Литвина П. Н., было явно недостаточно.[37]

Сложившаяся обстановка стала результатом командования военными действиями со стороны руководителя АТО — начальника Генерального штаба Муженко В. М., а также начальника штаба АТО генерала Назарова В. М.[38]

Развитие событий в зоне Иловайска с 24 августа требовало принятия срочных решений со стороны руководителей АТО. Необходимо было либо выводить наши части из города, пока кольцо окружения не стало плотным, что было бы наиболее логичным в условиях, когда окружение Донецка стало невозможным, или достаточными силами немедленно деблокировать город и, усилив группировки, полностью взять его под контроль.[39]

Вместо принятия кардинального решения руководство АТО фактически дезинформировало части, находившиеся в окружении, безосновательно обещая скорую помощь.[40]

Начатая с опозданием и недостаточными силами попытка деблокирования Иловайской группировки в очередной раз привела к большим потерям, численность которых Министерством обороны и Генеральным штабом скрывается.[41]

На фоне усиления блокады Иловайска российскими войсками, невозможности поставки украинской группировке и истощения боезапаса, штаб АТО и дальше требовал ждать подмоги и бесцельно удерживать половину города, который потерял на тот момент значение для операции по окружению Донецка. В критической ситуации руководителю Сектора Б генерал-лейтенанту Хомчак Р. Б. пришлось самостоятельно принимать решения о прорыве Иловайской группировки из окружения.[42]

Политическим и военным руководством страны не были приняты исчерпывающие меры по организации коридора для вывода наших войск из окружения.[43]

Обнадеживающая информация, поступавшая от начальника Генерального штаба Муженко В. М. к командованию Сектора Б, носила, скорее, дезинформирующий характер.[44]

[править] 1

Даже очевидно провоцируя агрессора ситуацией проведения парада в Киеве, накануне минской встречи президентов, на которой президент России Владимир Путин явно желал иметь выигрышную позицию, командование и штаб АТО не сопоставило скопления русских войск на нашей границе в секторе Д, длительные обстрелы Сектора с территории Российской Федерации и возможную ответную реакцию агрессора. Группировка Сектора Д продолжала размываться, а тылы Сектора Б — оголяться.[45]

[править] 2

Функции командования обороной практически сведены до уровня диспетчерско-снабженческих. Продолжает процветать абсолютно ручное управление со стороны руководителя и штаба АТО.[46]

[править] 3

Предложения руководителей секторов обороны не воспринимались, решения по ним, как правило, не принимались вообще.[47]

[править] 4

Любые доклады из зоны боевых действий о реальной обстановке в секторах обороны, не соответствующие победным настроениям министра Гелетея В. В. и начальника Генерального штаба Муженко В. М., вызвали полное неприятие и ответную агрессию, вплоть до обвинений в трусости и угроз уголовного преследования. Решение руководства по таким докладам, необходимые для организации обороны и минимизации потерь, не принимались.[48]

[править] 5

Даже в тех редких случаях, когда руководители секторов получали конкретную задачу, ее выполнение не подкреплялось необходимыми ресурсами. Так, принятое в штабе АТО решение с громким названием «О проведении военной операции по разгрому основных сил незаконных вооруженных формирований в г. Иловайск и взятии его под контроль» не было основано на проверенных разведданных и не обеспечено необходимыми силами и средствами. В результате выполнение поставленной задачи было практически полностью возложено на добровольческие батальоны специального назначения МВД, которые имеют милицейские функции и вооружены не адекватно поставленной задаче.[49]

[править] 6

В пограничном секторе Д, при существенном изменении обстановки после потери контроля над населенным пунктом Изварино и началом систематических обстрелов с территории Российской Федерации, штабом АТО не осуществлялась корректировка задач и тактики действий наших войск.[50]

В результате бессмысленного длительного (более месяца) пребывания наших частей в зоне постоянных ракетно-артиллерийских обстрелов с территории России, на открытой местности, где невозможно было организовать эффективную инженерную защиту, мы понесли большие потери убитыми и ранеными, много частей и подразделений утратили свою боеспособность.[51]

Однако, в очередной раз, руководители АТО попытались списать все проблемы, назначив виновными 51-ю механизированную бригаду.[52]

Хаотическое перемещение по решению штаба АТО отдельных частей и подразделений между секторами обороны привело к снижению боеспособности и управляемости группировки сектора Д, а фактическое уменьшение ее численности в течение месяца в десять раз привело к абсолютной невозможности противостоять массированному вторжению регулярных войск Российской Федерации и дальнейшему окружению Иловайска.[53]

[править] 7

Проблема украинского командования — это полное отсутствие стратегической инициативы.[54]

[править] Примечания

  1. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  2. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  3. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  4. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  5. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  6. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  7. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  8. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  9. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  10. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  11. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  12. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  13. Стратегия Путина и январское наступление России на Донбассе. 27 января 2015
  14. Стратегия Путина и январское наступление России на Донбассе. 27 января 2015
  15. Стратегия Путина и январское наступление России на Донбассе. 27 января 2015
  16. Стратегия Путина и январское наступление России на Донбассе. 27 января 2015
  17. Стратегия Путина и январское наступление России на Донбассе. 27 января 2015
  18. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  19. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  20. Стратегия Путина и январское наступление России на Донбассе. 27 января 2015
  21. Стратегия Путина и январское наступление России на Донбассе. 27 января 2015
  22. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  23. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  24. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  25. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  26. Стратегия Путина и январское наступление России на Донбассе. 27 января 2015
  27. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  28. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  29. Стратегия Путина и январское наступление России на Донбассе. 27 января 2015
  30. Стратегия Путина и январское наступление России на Донбассе. 27 января 2015
  31. Стратегия Путина и январское наступление России на Донбассе. 27 января 2015
  32. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  33. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  34. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  35. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  36. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  37. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  38. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  39. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  40. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  41. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  42. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  43. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  44. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  45. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  46. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  47. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  48. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  49. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  50. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  51. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  52. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  53. «Иловайский котел»: отчет комиссии Верховной Рады. 27 октября 2014
  54. Стратегия Путина и январское наступление России на Донбассе. 27 января 2015
Личные инструменты