Отношения России с США в военной сфере в XXI веке
Материал из Documentation.
Российские и американские эксперты встретились в июле 2009 г. в Москве, в декабре 2009 г. в Вашингтоне и в мае 2010 г. в Москве для обсуждения совместной оценки угроз/вызовов от баллистических ракет.[1]
Июль 2009 г. — Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации Н. Е. Макаров и адмирал М.Маллен подписали в Москве Рамочный документ по развитию сотрудничества между Вооруженными Силами Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки.[2]
Декабрь 2009 г. — В Вашингтоне проведены штабные переговоры между Комитетом начальников штабов ВС США и Генеральным штабом ВС РФ.[3]
Январь 2010 г. — Н. Е. Макаров и М. Маллен встретились в Москве. В ходе встречи были решены ключевые военно-технические проблемы нового Договора о СНВ. Был подписан Меморандум о создании российско-американской Рабочей группы по военному сотрудничеству; утвержден Рабочий план военного сотрудничества между ВС РФ и ВС США на 2010 г.[4]
В мае 2010 г. корабли ВМС США «Кауфман» и «Блю Ридж» посетили российские порты в Санкт-Петербурге и Владивостоке.[5]
В июне 2010 г. крейсер «Варяг» посетил американский порт Сан-Франциско.[6]
С 2015 года обсуждения военных вопросов на высоком уровне проводят председатель Комитета начальников штабов США генерал Джозеф Данфорд и начальник Генерального штаба Вооруженных сил России Валерий Герасимов.[7]
Председатель Объединённого комитета начальников штабов США генерал Марк Милли разговаривал с начальником Генерального штаба России генералом Валерием Герасимовым 11 февраля 2022 года.[8]
Министр обороны США Ллойд Остин разговаривал с министром обороны России Сергеем Шойгу 18 февраля 2022 года.[9]
24 марта 2022 года пресс-секретарь Минобороны США Джон Кирби заявил: «В течение последнего месяца госсекретарь Остин и председатель Милли добивались и продолжают добиваться телефонных разговоров со своими российскими коллегами. Министр Шойгу и генерал Герасимов до сих пор отказывались от участия. Мы по-прежнему считаем, что взаимодействие между руководителями оборонных ведомств США и России является критически важно в настоящее время.»[10]
[править] Ядерное оружие
В мае 2002 года был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов, который, в отличие от своих объёмных предшественников, умещался всего на трёх страницах и предусматривал сокращение числа развёрнутых боезарядов до 1700—2200 единиц к декабрю 2012 года. По сути, этот договор был простой декларацией, так как не предусматривал процедуры инспекций.[11]
С инициативой начать новый переговорный процесс по стратегически вооружениям в июне 2006 года выступил президент России Владимир Путин.[12]
Намерение Барака Обамы перезагрузить отношения с Россией в значительной степени объяснялось намерением добиться подписания нового соглашения по стратегическим вооружениям. Естественным ускорителем переговоров выступило формальное завершение срока действия СНВ-1 в 2009 году, после чего исчезала юридическая основа для хорошо отработанных процедур взаимных инспекций.[13]
Ноябрь 2009 г. — В Женеве проведена встреча Н. Е. Макарова и М.Маллена для обсуждения проблем подготовки нового Договора о СНВ.[14]
И в США, и в России договор СНВ-3 был внесён на ратификацию в мае 2010 года Сенат США одобрил его 22 декабря 2010 года, Госдума и Совет Федерации — 25 и 26 января 2011 года. При ратификации СНВ-3 стороны сделали ряд оговорок. В резолюции Конгресса США отмечалось, что «новый договор не накладывает ограничений на развертывание систем ПРО, в том числе в Европе». Россия оставила за собой право выйти из договора, если ПРО США достигнет той стадии развития, когда станет представлять угрозу РФ. Отдельно было указано, что положения преамбулы, где прописана взаимосвязь СНВ и ПРО, имеют юридическую силу и должны в полном объеме учитываться сторонами. Законы о ратификации были подписаны президентом РФ 28 января 2011 года, президентом США — 2 февраля 2011 года. Обмен ратификационными грамотами состоялся 5 февраля 2011 года в Мюнхене. Тогда же документ вступил в силу и заменил Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) от 31 июля 1991 года и Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов от 24 мая 2002 года.[15]
Пришедший к власти в США в 2017 году республиканец Дональд Трамп заявил, что СНВ-3 более выгоден Москве, чем Вашингтону, и назвал его «односторонней сделкой». Его администрация настаивала на выработке нового договора с привлечением Китая или на продлении соглашения, но с дополнительными условиями (включение в него новейших видов стратегических вооружений и тактического ядерного оружия, введение дополнительных механизмов верификации). Россия предлагала пролонгировать Договор без каких-либо условий. Переговоры затянулись, до ухода Дональда Трампа с поста решение о продлении документа так и не было принято.[16]
На протяжении 2020 года Россия и США неоднократно обсуждали вопрос продления соглашения СНВ-3.[17]
После вступления в должность президента США Джо Байдена в Белом доме заявили о готовности продлить договор. 26 января 2021 года, после телефонного разговора с американским лидером, президент России Владимир Путин внёс в парламент законопроект о ратификации соглашения о продлении СНВ-3. На следующий день его ратифицировали Госдума и затем Совет Федерации.[18]
26 января 2021 года Россия и США обменялись нотами о достижении договоренности по продлению договора СНВ-3.[19]
[править] ПРО США
В декабре 2001 года США объявили о выходе из договора по ПРО.[20]
Начиная с 2004 года вопрос о возможном размещении элементов американской системы ПРО в Европе превратился в один из наиболее болезненных пунктов российско-американской двусторонней повестки.[21]
В 2007 году начались переговоры с Польшей и Чехией о размещении ракет-перехватчиков и радаров на территории этих стран. Примечательно, что когда через два года новый американский президент Б. Обама в рамках политики «перезагрузки» объявил об отказе США от реализации данного проекта, восточноевропейские лидеры опубликовали открытое письмо, в котором обвиняли главу Белого дома в предательстве их интересов перед лицом «агрессивной России».[22]