Отношения России с Китаем в XX веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В марте 1923 г. в ответ на просьбу китайского революционного лидера Сунь Ятсена в Южный Китай была направлена группа военных и политических советников (П. А. Павлов, В. К. Блюхер, М. М. Бородин и др.). В мае 1923 г. были установлены дипломатические и консульские отношения между СССР и пекинским (центральным) правительством Китая.[1]

Крупным успехом советской дипломатии считается подписанное 31 мая 1924 г. «Соглашение об общих принципах для урегулирования вопросов между Советским Союзом и Китайской республикой», положившее начало официальным дипломатическим отношениям между СССР и Китаем.[2]

Советский Союз в 1924 г. отказался от царских концессий в Китае и права экстерриториальности для своих граждан. СССР также согласился прекратить взимание причитавшейся России контрибуции за ущерб от «боксерского восстания» с тем, чтобы высвобождаемые средства были израсходованы китайским правительством на образовательные цели под наблюдением советских представителей. Но и СССР сохранял в Северо-Восточном Китае (в Маньчжурии) довольно существенные позиции, поскольку ему принадлежала на правах совместного владения с Китаем Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), проходившая через Маньчжурию. Советское влияние было исключительно сильным и в некоторых приграничных районах Китая — особенно в Синьцзяне, провинциальные власти которого полностью зависели от поддержки СССР.[3]

Осенью 1924 года в СССР было создано общество «Руки прочь от Китая».[4]

Налёт китайской полиции на здание полномочного представительства СССР в Пекине произошёл в апреле 1927 года.[5]

В декабре 1927 года гоминьдановское правительство, обвинив СССР во вмешательстве во внутренние дела Китая и провоцировании мятежей, разорвало дипломатические отношения с Москвой и закрыло советские дипломатические представительства повсюду, за исключением тех провинций, где советское влияние было сильнее власти правительства Чан Кайши и местные власти отказались подчиняться Нанкину (Синьцзян, Маньчжурия, Внешняя Монголия). Советские военные и политические советники были высланы из Китая.[6]

Линия на вытеснение советского влияния из Китая определялась не только стремлением Чан Кайши уничтожить опасный для него союз китайских коммунистов с Коминтерном. Этот курс в принципе соответствовал антииностранной направленности гоминьдана. В политике Нанкина в отношении СССР на рубеже 1930-х годов антикоммунистический и антииностранный компоненты сливались. По логике китайского руководства ликвидация советского присутствия — прежде всего в Маньчжурии — могла стать образцом и прецедентом для устранения в дальнейшем засилия и других держав. Целью гоминьдановского руководства было полное разрушение сохранявшейся системы навязанных Китаю в предшествовавшие периоды неравноправных договоров.[7]

В мае 1929 года китайская полиция в поисках «агентов Коминтерна» совершила налёт на генконсульство СССР в Харбине («столица» КВЖД).[8]

В июле 1929 г. губернатор Маньчжурии Чжан Сюэлян по согласованию с Чан Кайши объявил о национализации принадлежавшей Советскому Союзу Китайско-Восточную железной дороги. В середине июля маньчжурские власти взяли управление КВЖД под свой контроль и отстранили от работы советских служащих, часть из которых (более 200 чел.) была арестована.[9]

В ответ советское правительство разорвало дипломатические отношения с Китаем, отозвало всех своих дипломатических представителей, выслало из СССР всех китайских дипломатов и прекратило отправку грузов по КВЖД. Более того, на территории СССР близ границ с Маньжчурией была срочно развернута Особая дальневосточная армия под командованием В.К.Блюхера, уже имевшего опыт ведения боевых действий в Китае. Эта армия под предлогом пресечения провокаций китайских войск и белогвардейцев на советско-китайской границе вступила на территорию приграничных районов Маньчжурии и нанесла несколько чувствительных поражений китайским вооруженным силам.[10]

Нанкинское правительство не могло обеспечить военной поддержки действиям местных маньчжурских властей. Убедившись в этом, Чжан Сюэлян пошел на переговоры с Москвой, в результате чего в декабре 1929 г. в Хабаровске был подписан советско-китайский (советско-маньчжурский) протокол об урегулировании конфликта. Статус-кво на КВЖД был восстановлен, а права СССР в отношении дороги сохранены.[11]

Осенью 1931 г. в китайской и японской прессе стали распространяться не подтвержденные слухи о военной помощи Советского Союза Китаю в противояпонской агрессии. Китайская сторона распускала их с целью разжечь конфликт между Москвой и Токио, японская — чтобы выяснить действительные намерения СССР и предостеречь его от подобных шагов. Японское правительство даже запросило объяснения у Москвы. В Москве ответили, что военной помощи Китай от СССР не получает.[12]

В 1932 году китайское правительство, опасаясь сближения СССР с Манчжоу-го, решило предложить Москве заключить пакт о ненападении с Китаем и одновременно восстановить дипломатические отношения, разорванные в 1929 г. Советские руководители не поверили в искренность намерений Китая, но они сочли, что в возможность советско-китайского пакта может поверить Япония, которая в этом случае ради его срыва согласится на заключение пакта с СССР. Поэтому переговоры с Китаем начались и о них было сообщено в прессе. Через полгода, 12 декабря 1932 года советско-китайские дипломатические отношения были в самом деле восстановлены.[13]

Советское правительство удовлетворило просьбы китайской стороны о военных материалах, в том числе боевой техники и вооружения. В Нанкин была направлена советская военная миссия для ознакомления с военными нуждами Китая. СССР так же в принципе согласился оказать помощь в подготовке летчиков и танкистов в СССР из числа китайских граждан. Однако в качестве обязательного условия развития военного сотрудничества Москва выдвинула заключение советско-китайского пакта о ненападении, который, по мысли советской стороны, стал бы практической гарантией против возможности использования предоставляемого оружия против самого СССР. Советское руководство не доверяло Чан Кайши и не исключало возможности вступления Китая в союзнические отношения с Японией или Германией или ими обеими.[14]

21 августа 1937 г. договор о ненападении с СССР (сроком на пять лет) был подписан. Договор был заключен между правительствами, которые еще не забыли недавней вражды. Поэтому они настаивали на взаимных обещаниях воздерживаться в дальнейшем от соглашений, противоречащих букве и духу их договора. Китай взял на себя обязательство не подписывать с кем бы то ни было никаких соглашений о борьбе с «коммунистической опасностью», которые могли бы хоть чем-то быть аналогичны «Антикоминтерновскому пакту». Москва обязалась не заключать пакта о ненападении с Японией, поскольку такой пакт должен был бы неизбежно подразумевать прекращение советской военной помощи Китаю.[15]

Договоренность о военных поставках Нанкину в счет долгосрочного советского кредита была достигнута 14 сентября 1937 г. Первоначально предусматривалась огромная сумма кредита — 500 млн. долл. с выделением его частями в течение нескольких лет. Однако в итоге по различным причинам была предоставлена половина указанной суммы, а фактически поставки осуществлены на сумму, немного более одной трети первоначальной. В отличие от обычной международной практики Советский Союз начал осуществлять военные поставки в Китай за несколько месяцев до оформления сторонами самого кредитного соглашения — уже в сентябре-октябре 1937 г. Первым делом направлялись самолеты (с боекомплектами и экипажами из числа советских «добровольцев»), чуть позже — танки, зенитные и противотанковые орудия, боеприпасы и др. СССР стал главным источником поставок для китайской армии.[16]

Первое кредитное соглашение между СССР и Китаем на сумму 50 млн. долл. с начальной датой отсчета 31 октября 1937 г. было подписано 1 марта 1938 г. 1 июля 1938 г. последовало второе аналогичное. Оба кредита были полностью использованы китайской стороной на приобретение военных и иных материалов, после чего 13 июня 1939 г. было заключено третье соглашение на сумму 150 млн. долл. Но оно оказалось реализовано только наполовину и перестало выполняться в 1941 г. в связи с началом войны Советского Союза с Германией. Всего в 1937-1941 гг. СССР поставил Китаю около 1300 самолетов, 82 танка, примерно 1550 артиллерийских орудий, свыше 15,3 тыс. пулеметов, около 180 млн. патронов, 31,6 тыс. авиабомб, около 2 млн. снарядов, 1850 автомашин и тракторов, а также другое вооружение и материалы.[17]

В эти годы в Китае сражались свыше 700 советских летчиков (более 200 из них погибли). В 1937-1939 гг. советские пилоты сбили около 1 тыс. японских самолетов, составляя главную боевую мощь китайских ВВС, потерявших в это время в боях почти весь свой арсенал авиации, закупленной в предшествовавшие годы у западных держав. Летом 1938 г., после отзыва из Китая германских военных советников, туда прибыли первые советские. К началу 1941 г. их насчитывалось 140 человек. Среди них были будущие крупные военачальники Великой Отечественной войны: В.И.Чуйков, П.И.Батов, П.Ф.Батицкий. К началу 1939 г. количество советских военных специалистов в Китае составляло 3665 человек. В 1940–1941 гг. их число стало уменьшаться.[18]

Советское правительство стремилось повысить сопротивляемость Китая в войне с Японией и не допустить его капитуляции. Пока китайская армия связывала своим сопротивлением японские войска, Москва могла считать себя более гарантированной от нападения Японии. В случае же поражения Китая стратегическая обстановка для СССР могла резко ухудшиться. Японские силы не только получили бы свободу маневра, но и получили бы колоссальное приращение сил за счет ресурсов побежденного Китая.[19]

Сотрудничество Москвы с Чан Кайши имело четко оговоренные советской стороной пределы, за которые оно не выводилось из опасения спровоцировать конфликт с Токио. Советский Союз последовательно отклонял все просьбы китайской стороны оказать ей прямую помощь посредством вооруженного выступления против Японии.[20]

Советский Союз, подписавший 14 августа 1945 года договор о дружбе с правительством Чан Кайши, оказывал политическое и военное содействие Мао Цзэдуну (основные силы КПК находились на территориях, занятых Советской армией).[21]

При Народно-освободительной армии Китая (НОАК) действовали советские военные советники, численность которых в разные периоды составляла от 347 до 1 069 человек. Советнический аппарат возглавляли в КНР генерал-полковник авиации Красовский (он же командующий оперативной группой ВВС СА в КНР), а затем — генерал-лейтенант Котов-Легоньков.[22]

В марте 1946 года начался вывод советских войск из Маньчжурии, при этом войскам КПК было передано большое количество трофейного японского вооружения (в том числе 600 танков и 861 самолет).[23]

Двусторонние отношения между СССР и КНР начинаются с Соглашения об установлении дипломатических отношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народной Республикой от 2 октября 1949 года (Громыко А. А. — Чжоу Эньлай), то есть фактически сразу после образования КНР 1 октября 1949 года.[24]

В политическом отношении первый этап двусторонних отношений, характеризующийся большим числом политических контактов на высоком уровне, включая неоднократные поездки Мао Цзэдуна в Москву и советских руководителей в Пекин, ознаменовался Договором о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР от 14 февраля 1950 года.[25]

Для обеспечения противовоздушной обороны Шанхая в феврале 1950 года была переброшена группировка советских войск ПВО под командованием генерал-лейтенанта Батицкого. Она включала 106-ю истребительную авиационную дивизию (40 самолетов МиГ-15, 40 Ла-11, 10 бомбардировщиков Ту-2 и 25 штурмовиков Ил-10), 52-ю зенитно-артиллерийскую дивизию, 1-й гвардейский зенитно-прожекторный полк, авиационную транспортную группу (10 Ли-2) и части обеспечения. Авиацией командовал Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Слюсарев. Первый самолет противника был сбит советскими летчиками 13 марта 1950 года. В течение апреля-мая все попытки авиации Гоминьдана нанести бомбовые удары по Шанхаю были отбиты. Помимо обеспечения противовоздушной обороны в задачи советской группировки входило также предотвращение высадки морского десанта, обучение китайских летчиков, а также поддержка планировавшейся высадки НОАК на Тайване (которая так и не состоялась). За период боевых действий в шести воздушных боях советские летчики сбили шесть самолетов противника, не потеряв при этом ни одного своего. Всего с 20 февраля по 20 октября 1950 года гоминьдановская авиация потеряла над Шанхаем семь самолетов.[26]

После этого вся система шанхайской ПВО была передана НОАК, советские подразделения частично были возвращены на родину, а частично передислоцированы в Северо-Восточный Китай на границу с КНДР, где началось формирование 64-го истребительного авиационного корпуса.[27]

В интересах развития дружбы и взаимной помощи Советское правительство 31 декабря 1952 года передало КНР все права и имущество Китайской Чанчуньской железной дороги (КЧЖД), которая управлялась ранее совместно.[28]

12 октября 1954 года в распоряжении КНР передана совместно используемая военно-морская база Порт-Артур (Люйшунь).[29]

Советское руководство приняло решение о строительстве производственной линии копий Ту-16 в разгар советско-китайской дружбы в конце 1950-х годов. Хрущев принял решение помочь КНР построить завод для производства средних бомбардировщиков—копий Ту-16 в 1957 году. СССР передал китайцам образцы Ту-16А — собранный самолет и машинокомплекты для лицензионной сборки. В конце 1950-х годов Китай сумел собрать несколько Ту-16 из поставленных из СССР машинокомплектов.[30]

С 1966 года в сфере советско-китайских отношений стали проявляться серьёзные разногласия, переросшие за три года в вооруженный пограничный конфликт (1969 год).[31]

Начавшаяся в КНР культурная революция возвела антисоветизм в ранг государственной идеологии. За этим последовали демонстрация китайцев на Красной площади, погромы советского посольства в Пекине, нападение хунвейбинов на жен и детей советских дипломатов в аэропорту в момент их эвакуации в Союз и, наконец, акции на советско-китайской границе (в 1964—1968 годах с китайской стороны в них было задействовано около 25 тыс. человек).[32]

В январе 1969 года штаб Шеньянского военного округа КНР разработал план активной, быстротечной и победоносной приграничной военной операции против СССР. В феврале китайский генштаб по согласованию с МИДом утвердил его, присвоив кодовое наименование «Возмездие».[33]

В качестве основного объекта для реализации плана был избран Даманский — небольшой, покрытый кустарником и редколесьем остров на реке Уссури размером 1 700х500 м. От китайского берега его отделяла лишь мелкая протока шириной 70 м, до ближайшей советской погранвышки было около 800 м. СССР считал Даманский своим на основании Пекинского договора 1860 года, согласно которому речная граница пролегала по китайскому берегу Уссури.[34]

В ночь на 2 марта 1969 года до трех рот (300—400 человек) китайских военнослужащих скрытно проникли на остров и, окопавшись, устроили там засаду. Утром того же дня несколько десятков вооруженных стрелковым оружием китайских военнослужащих уже демонстративно нарушили советско-китайскую границу в районе Даманского. Три советские погрангруппы общей численностью 45 человек на бронетехнике и грузовиках поспешили к ним наперерез, но были расстреляны из засады при поддержке минометов и пулеметов с китайского берега. Тогда на выручку им направились пограничники с соседней заставы, которым удалось обойти остров по льду и выйти в тыл противнику. К вечеру бой закончился. Остров был полностью отбит. 32 советских пограничника были убиты, 14 — ранены. Точное число погибших китайцев не установлено, но, по разведданным, их погибло не менее 50.[35]

После этого на Даманский при поддержке танков и БТР советской стороной была выдвинута небольшая маневренная группа вооруженных гранатометами пограничников. В район острова к советскому берегу были стянуты части 135-й мотострелковой дивизии Дальневосточного округа, в том числе полк 122-миллиметровых гаубиц, минометные батареи и дивизион реактивных установок БМ-21 «Град».[36]

14 марта около 1500 китайских солдат и офицеров предприняли вторую попытку захвата острова. Их прикрывали 20 танков и 15 орудий. Из-за отсутствия указаний из Москвы координации между военными и пограничниками, которые подчинялись КГБ, наладить не удалось. В результате последние оказались на передовой один на один с превосходящими силами противника без армейской поддержки и вскоре были вытеснены с острова. В руках китайцев оказался секретный на тот момент танк Т-62. Число погибших с советской стороны возросло до 58, а раненых — до 94 человек.[37]

Ожесточенные бои прекратились лишь к исходу 15 марта, когда командование 135-й дивизии фактически под свою личную ответственность приказало ввести в бой ее силы. Системы «Град» и гаубицы накрыли залпами не только китайцев, находившихся на Даманском, но и прибрежную территорию КНР на глубину от 5 до 15 км. В довершение операции мотострелковый батальон очистил остров от солдат противника. Точных данных о потерях с китайской стороны не существует. Считается, что они составили около 600 человек.[38]

Анализ происшедшего стал предметом серьезного рассмотрения в Политбюро ЦК КПСС. С мая на всем протяжении советско-китайской границы развернулось строительство целой сети укрепленных районов. Помимо классических ДОТов и ДЗОТов, рядов колючей проволоки и минных полей в них было сосредоточено значительное число войск и подвижной боевой техники (артиллерии, танков и даже бронепоездов).[39]

11 сентября 1969 года СССР и КНР договорились остановить все враждебные действия и «затормозить» войска на уже занимаемых ими рубежах.

В 1970 году возобновился обмен послами и ежегодные переговоры по торговым вопросам.[40]

Китайское правительство 3 апреля 1979 года в одностороннем порядке приняло решение не продлевать Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР от 14 февраля 1950 года.[41]

Соглашение о создании советско-китайской комиссии для руководства разработкой Схемы комплексного использования водных ресурсов в пограничных участках рек Аргунь и Амур (1986 год).[42]

15-19 июня 1989 года во время визита в КНР Председателя Президиума Верховного Совета СССР, Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева произошла нормализация межгосударственных отношений между СССР и КНР.[43]

Полная нормализация отношений Москвы и Пекина в 1989 году привела к широкомасштабным закупкам вооружений у СССР, а после его распада — у России.[44]

Правительство КНР 24 декабря 1991 года признало Российскую Федерацию в качестве правопреемницы международных прав и обязательств бывшего Советского союза.[45]

В марте 1995 года Москва и Пекин подписали секретное соглашение о передаче космических технологий, закупке агрегатов, систем пилотируемого корабля «Союз» и обучении китайских космонавтов.[46]

В 1995 году Китай приобрёл у России посадочную капсулу пилотируемого космического корабля «Союз».[47]

С 1996 года действует механизм регулярных (ежегодных) встреч глав правительств России и Китая.[48]

В 1996—1997 годах китайские лётчики У Цзе и Ли Цинлун прошли 14-месячный курс обучения за $1 млн в российском Центре подготовки космонавтов.[49]

В 2000 году заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством КНР о сотрудничестве в совместном освоении лесных ресурсов.[50]

Содержание

[править] Экономика

Соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве 1984 года (Архипов И. В. — Яо Илинь) создало долгосрочную основу для экономического и технического сотрудничества.[51]

[править] Промышленность

В 1957 году Китай получил лицензию на производство советского танка Т-54 и производил его вплоть до 1987 г.[52]

Соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве в строительстве и реконструкции промышленных объектов в КНР (1985 год).[53]

Меморандум о сотрудничестве в сооружении в КНР атомной электростанции и представлении Советским Союзом Китаю государственного кредита (1990 год).[54]

Соглашение о сотрудничестве в производстве гражданской авиационной техники и товаров народного потребления (1990 год).[55]

[править] Рыболовство

Соглашение о сотрудничестве в области рыбного хозяйства (1988 год).[56]

[править] Транспорт

[править] Железнодорожный транспорт

31 января 1954 года в свой первый рейс отправился поезд сообщением Москва — Пекин.

[править] Воздушный транспорт

С 1974 года возобновились регулярные авиарейсы между столицами СССР и Китая.[57]

Соглашение о воздушном сообщении (1991 год).[58]

[править] Торговля

Торговое соглашение (1990 год).[59]

[править] Совместные предприятия

Соглашение о принципах создания и деятельности совместных предприятий (1988 год).[60]

[править] Граница

По соглашению между Россией и Китаем в 1991 году, с 1993 года началась работа по демаркации российско-китайской границы.[61]

[править] Монголия

Существенные позиции у СССР были во Внешней Монголии — Монгольской Народной Республике, которую Москва согласно советско-китайскому договору 1924 г. формально признавала частью Китая.[62]

Монгольская Народная Республика представляла для Советского Союза значительный политический и военно-стратегический интерес. Со времени разгрома в 1921 г. белогвардейских войск генерала Р.Ф.Унгерна и утверждения в Монголии революционной власти там утвердился дружественный, родственный советской власти и фактически независимый от Китая революционный режим, который повел страну по «некапиталистическому пути развития». Безопасность Монголии и устойчивость ее революционного правительства обеспечивалась пребыванием в 1921-1925 гг. на ее территории частей Красной Армии. Советские инструкторы оказывали помощь в создании монгольской революционной армии и поддерживали Монголию экономически, технически, а также через подготовку монгольских специалистов в СССР.[63]

Пример МНР рассматривался Москвой как доказательство возможности продвижения феодального скотоводческого общества к социализму, минуя капиталистическую стадию развития. Однако попытка ускорить переход МНР к строительству социализма путем насильственной коллективизации по образцу СССР вызвала весной 1932 г. обширное восстание монголов, подавленное регулярной армией с применением танков и авиации. Тогда же постановлением политбюро ЦК ВКП(б) и исполкома Коминтерна форсированное социалистическое строительство в Монголии было приостановлено.[64]

Монгольское направление советской политики находилось под пристальным вниманием и курировалось специально созданной дальневосточной комиссией политбюро ЦК ВКП(б). Тем не менее, контроль Москвы над политикой Улан-Батора по крайней мере до середины 30-х годов был не полным, и советским дипломатам запрещалось вмешиваться в нее. Лишь в 1937-1939 гг. советские советники непосредственно стали принимать участие в организации жестоких политических репрессий в МНР по образцу тех, что в это время развертывались в СССР. В этот же период была разгромлена ламаистская церковь Монголии.[65]

[править] Граждане Китая в России

С 1988 года гражданам Китая был разрешён безвизовый въезд в Россию в качестве рабочих, торговцев, бизнесменов, туристов.[66]

Россия с начала 1994 года ввела визовой режим въезда для китайских граждан и установила квоты на приезд китайских рабочих, одновременно ужесточив режим пересечения границы.[67]

[править] Китайцы в России

Формирование китайских общин в современной России началось на рубеже 1980-х — 1990-х годов, фактически, с чистого листа.[68]

[править] Показатели

[править] Торговля

Товарооборот СССР с Китаем (млрд швейцарских франков):[69]

  • 1984 год: 2,65
  • 1985 год: 4,6

По итогам 2000 года товарооборот между Россией и Китаем составил 8 млрд долл., причем экспорт в Китай — 5770 млн долл., а импорт — 2233 млн долл.[70]

[править] Китайцы в России

По переписи населения 1989 года на всей территории СССР нашлось всего 3738 китайцев, считавших своим родным языком китайский, вдвое меньше числа тех, кто назвал таковым русский язык.[71]

По данным Московского Центра Карнеги, в конце 1996 года в пограничных регионах России на протяжении от Байкала (Иркутская область) до Приморского края жили 200—300 тыс. китайцев.[72]

[править] Амурская область

В Амурской области в 1993 году свыше 90 % товарооборота пришлось на Китай.[73]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. [1]
  2. Ликвидация дипломатической изоляции СССР (от признания де-факто к признанию де-юре)
  3. [2]
  4. Всемирная история. Том IX
  5. Всемирная история. Том IX
  6. [3]
  7. [4]
  8. История России, XX век: Курс лекций. 2-е изд. / Отв. ред. В. В. Минаев
  9. [5]
  10. [6]
  11. [7]
  12. [8]
  13. [9]
  14. [10]
  15. [11]
  16. [12]
  17. [13]
  18. [14]
  19. [15]
  20. [16]
  21. [17]
  22. [18]
  23. [19]
  24. Россия и Китай: возможности и развитие региональной интеграции: Монография — М.: ООО «Ин-кварто», 2010
  25. Россия и Китай: возможности и развитие региональной интеграции: Монография — М.: ООО «Ин-кварто», 2010
  26. [20]
  27. [21]
  28. Россия и Китай: возможности и развитие региональной интеграции: Монография — М.: ООО «Ин-кварто», 2010
  29. Россия и Китай: возможности и развитие региональной интеграции: Монография — М.: ООО «Ин-кварто», 2010
  30. [22]
  31. Россия и Китай: возможности и развитие региональной интеграции: Монография — М.: ООО «Ин-кварто», 2010
  32. [23]
  33. [24]
  34. [25]
  35. [26]
  36. [27]
  37. [28]
  38. [29]
  39. [30]
  40. Россия и Китай: возможности и развитие региональной интеграции: Монография — М.: ООО «Ин-кварто», 2010
  41. Россия и Китай: возможности и развитие региональной интеграции: Монография — М.: ООО «Ин-кварто», 2010
  42. Россия и Китай: возможности и развитие региональной интеграции: Монография — М.: ООО «Ин-кварто», 2010
  43. Россия и Китай: возможности и развитие региональной интеграции: Монография — М.: ООО «Ин-кварто», 2010
  44. [31]
  45. [32]
  46. [33]
  47. [34]
  48. [35]
  49. [36]
  50. Sectoral Integration of Biodiversity in Russian Federation
  51. Россия и Китай: возможности и развитие региональной интеграции: Монография — М.: ООО «Ин-кварто», 2010
  52. Танки в современных конфликтах. Обзор применения основных боевых танков за последние 20 лет — М.: АНО ЦСОиП, 2014
  53. Россия и Китай: возможности и развитие региональной интеграции: Монография — М.: ООО «Ин-кварто», 2010
  54. Россия и Китай: возможности и развитие региональной интеграции: Монография — М.: ООО «Ин-кварто», 2010
  55. Россия и Китай: возможности и развитие региональной интеграции: Монография — М.: ООО «Ин-кварто», 2010
  56. Россия и Китай: возможности и развитие региональной интеграции: Монография — М.: ООО «Ин-кварто», 2010
  57. Россия и Китай: возможности и развитие региональной интеграции: Монография — М.: ООО «Ин-кварто», 2010
  58. Россия и Китай: возможности и развитие региональной интеграции: Монография — М.: ООО «Ин-кварто», 2010
  59. Россия и Китай: возможности и развитие региональной интеграции: Монография — М.: ООО «Ин-кварто», 2010
  60. Россия и Китай: возможности и развитие региональной интеграции: Монография — М.: ООО «Ин-кварто», 2010
  61. Инь Цзяньпин. Китайцы на Российском Дальнем Востоке: от «угрозы» до содействующего фактора для стабильного развития экономики ДВ
  62. [37]
  63. [38]
  64. [39]
  65. [40]
  66. Инь Цзяньпин. Китайцы на Российском Дальнем Востоке: от «угрозы» до содействующего фактора для стабильного развития экономики ДВ
  67. Инь Цзяньпин. Китайцы на Российском Дальнем Востоке: от «угрозы» до содействующего фактора для стабильного развития экономики ДВ
  68. Современная китайская диаспора. Россия в структуре международной китайской миграции
  69. Россия и Китай: возможности и развитие региональной интеграции: Монография — М.: ООО «Ин-кварто», 2010
  70. Инь Цзяньпин. Китайцы на Российском Дальнем Востоке: от «угрозы» до содействующего фактора для стабильного развития экономики ДВ
  71. Современная китайская диаспора. Россия в структуре международной китайской миграции
  72. Инь Цзяньпин. Китайцы на Российском Дальнем Востоке: от «угрозы» до содействующего фактора для стабильного развития экономики ДВ
  73. Инь Цзяньпин. Китайцы на Российском Дальнем Востоке: от «угрозы» до содействующего фактора для стабильного развития экономики ДВ
Личные инструменты