Отношения Польши с Украиной в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В 2004 году Украина проводила Год Польши.[1]

24 февраля 2014 года советник президента Польши по международным вопросам Роман Кужняр заявил, что Польша больше не считает В. Ф. Януковича президентом Украины и убеждена, что он потерял власть в результате вынужденного и оправданного государственного переворота.[2]

Встреча президентов Дуды и Зеленского состоялась 20 декабря 2021 года в украинском городе Гута в формате Люблинского треугольника — с участием президента Литвы Гитанаса Науседы.[3]

Содержание

[править] Экономика

[править] Торговля

[править] Экспорт с Украины в Польшу

[править] Пища

В сентябре 2023 года посол Польши на Украине Бартош Цихоцкий заявил:[4]

  • Украина имеет право продавать свою сельскохозяйственную продукцию, и, собственно, для этого мы в начале войны создали «коридоры солидарности». <…> Мы создали эти «коридоры солидарности», исходя из того, что по ним украинская продукция будет идти на Запад. Но в какой-то момент выяснилось, что 85 % этих продуктов остается в Польше. Это происходило законно, никто не говорит, что это было незаконно <…> [85 % пшеницы], экспортируемой из Украины, оставалось в Польше, а не следовало через Польшу. Только 15 % потом покидало Польшу. Смысл «коридоров солидарности» должен был заключаться не в этом. Поэтому наши правительства ввели ограничения, это не было односторонним желанием и самостоятельным действием Польши. Впоследствии эти ограничения утвердила Европейская комиссия <…>.
  • В Польше некоторые фермеры перестали собирать урожай малины и смородины, потому что это не выгодно, ведь малина и смородина из Украины намного дешевле.
  • За эти 30 лет у вас [на Украине] сформировалась совершенно другая структура сельского хозяйства: гигантские предприятия, платящие налоги по каким-то особым правилам и так далее. ЕСовские инспекторы не контролируют, какие на них используются удобрения, какие корма и так далее. Они действуют на огромных территориях и производят огромные объёмы дешёвой продукции.
  • А вообще, первоисточником этой проблемы является то, что со времени распада СССР Украина сконцентрировалась на черноморском и российском направлениях (экспорта). Граница с Польшей когда-то была очень важным направлением, но потом его просто запустили, потому что дешевле было экспортировать товары огромными судами через Черное море или по железной дороге на Восток. А сейчас наши границы, пограничные переходы, наши балтийские порты просто не готовы к транзиту такого количества зерна, кукурузы, рапса и так далее. Это нельзя изменить за один день.

14 сентября 2023 года отмечалось: «Украинское сельское хозяйство представляет угрозу для сельского хозяйства всего Европейского союза, заявил министр сельского хозяйства и развития села Польши Кшиштоф Телюс в интервью агентству РАР».[5]

18 сентября 2023 года правительство Украины объявило о подаче жалобы в ВТО на Польшу, Венгрию и Словакию в связи с продлением этими странами эмбарго на импорт сельскохозяйственной продукции Украины.[6]

20 сентября 2023 года было сообщено, что премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий предупредил власти Украины, заявив, что если они будут эскалировать конфликт, то польское правительство добавит еще больше продуктов к запрету на их ввоз в страну. Об этом заявил Матеуш Моравецкий во время интервью польскому новостному телеканалу Polsat News, отвечая на вопрос об объявленном Украиной эмбарго на некоторые польские овощи. Ранее глава правительства подчеркнул в видеоролике на Facebook, что «Польша готова помочь Украине, но не ценой дестабилизации польского рынка»: «Нашим приоритетом сейчас и всегда будут интересы польского фермера и благосостояние польского села, которые являются основой нашей страны. Однако, несмотря на нашу готовность помочь, мы не можем допустить дестабилизации польского рынка. Именно поэтому мы приняли решение ввести эмбарго на импорт украинского зерна, несмотря на отсутствие согласия со стороны Европейской комиссии. Это эмбарго будет действовать до тех пор, пока мы не разработаем соответствующие механизмы сотрудничества на сельскохозяйственных рынках. Наша главная цель — защитить стабильность нашего рынка от любых потенциальных угроз».[7]

[править] Зерно

В ноябре 2019 года было сообщено, что власти Польши обеспокоены «негативным влиянием» на внутренний рынок зерновых от «чрезмерных» поставок более дешёвой кукурузы из Украины, предлагают ЕС не предоставлять новых преференций для импорта этой продукции. Об этом говорилось в письме польской делегации в Совет ЕС. «Чрезмерный импорт кукурузы из Украины оказывает негативное влияние на польский рынок зерновых культур. Фермеры сталкиваются с проблемами при продаже своих зерновых, к тому же получаемые цены на них низкие. В последние годы около половины кукурузы, импортируемой в Польшу, происходит из Украины», — говорится в письме для совета по вопросам сельского хозяйства.[8]

В апреле 2023 года Польша ввела запрет на ввоз в страну зерна с Украины, объяснив это защитой местного сельскохозяйственного сектора.[9]

Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль назвал заявление премьера Польши Матеуша Моравецкого о продлении эмбарго на импорт украинского зерна «недружественным и популистским шагом».[10]

12 сентября 2023 года отмечалось: «Польша не позволит завалить себя украинским зерном, независимо от того, каким будет решение брюссельских чиновников, мы не откроем наши границы — премьер Польши Матеуш Моравецкий».[11]

С 16 сентября 2023 года Польша ввела бессрочное эмбарго на импорт зерна с Украины, а также продуктов, полученных в результате переработки зерновых и семян, речь идет о жмыхе и рапсовых шротах, отрубях и пшеничной муке.[12]

[править] Экспорт из Польши на Украину

[править] Пища

19 сентября 2023 года заместитель министра экономики и торговли Украины Тарас Качка в интервью газете Rzeczpospolita заявил, что Украина в ближайшие дни введёт эмбарго на лук, помидоры, капусту и яблоки из Польши.[13]

[править] Транспорт

[править] Автомобильный транспорт

В 2021 году доля польских предпринимателей в автомобильных перевозках между Польшей и Украиной составила примерно 38 %, а перевозчиков из Украины — 62 %. По состоянию на конец октября 2023 года польские автоперевозчики выполнили лишь около 8 % таких перевозок, а перевозчики из Украины — 92 %.[14]

6 ноября 2023 года польские перевозчики начали забастовку на границе Польши с Украиной.[15]

7 ноября 2023 года отмечалось: «По данным украинского министерства транспорта, ежемесячно польско-украинскую границу проходят 40-50 тысяч грузовиков, по большей части принадлежащие украинским компаниям. Это вдвое больше, чем до <…> [СпецВО].»[16]

7 ноября 2023 года польские перевозчики полностью заблокировали проезд грузового автотранспорта в двух пунктах пропуска на границе Польши с Украиной.[17]

По состоянию на 23 ноября 2023 года польские перевозчики, в знак протеста против недобросовестной, по их мнению, конкуренции со стороны украинских коллег, блокировали движение грузового автотранспорта на трёх КПП на польско-украинской границе (Гребенне, Корчова и Дорохуск) уже в течение трёх недель.[18]

По состоянию на 4 декабря 2023 года польские водители грузовиков и фур уже почти месяц блокировали подъезды к КПП и выезды с них на границе Польши с Украиной.[19]

[править] Воздушный транспорт

Лоукост-авиакомпания Ryanair 19 июня 2019 года запустила свой первый рейс из Одессы в Краков.

[править] Транзит

[править] Через Польшу

Транзит зерна Украины через Польшу в феврале 2023 года составлял 114 тыс. тонн, в июне 2023 года он превысил 260 тыс. тонн.[20]

[править] Через Украину

Польская железная дорога (PKP SA) обвинила «Укрзализницу» в блокировании с 30 ноября 2021 года всех транзитных железнодорожных перевозок с Востока через территорию Украины в Польшу. В январе 2022 года член правления PKP SA Анджей Ольшевский зачитал официальное обращение польской компании, в котором говорится, что с 30 ноября 2021 года «существует бессрочный запрет» на железнодорожные перевозки транзитом через территорию Украины в Польшу из территории 15 стран, в том числе Китая, России, Казахстана. «Хочу подчеркнуть, что нам неизвестны непосредственные причины введения такого ограничения для PKP. Действия УЗ на практике означают резкое снижение транзита товаров через территорию Украины на линии Восток-Запад, которые направлены в Польшу, и это приводит к полной задержке транзита», — отметил Ольшевский.[21]

[править] Граждане Украины в Польше

В сентябре 2023 года посол Польши на Украине Бартош Цихоцкий заявил: «Суммарно граждан Украины в Польше более миллиона, но дальше конкретные цифры отличаются в зависимости от методологии подсчета. К тому же украинцы очень мобильны. Собственно, сейчас мы видим, что количество украинцев, которые въезжают в Польшу и выезжают из Польши, примерно одинаково.»[22]

[править] Тема Волынской резни

В мае 2023 года представитель МИД Польши Лукаш Ясина заявил, что президент Украины не понимает значения темы Волынской резни для поляков, и он должен извиниться.[23]

В день годовщины Волынской резни президент Украины Владимир Зеленский вместе с президентом Польши Анджеем Дудой зажгли свечи в римско-католическом кафедральном соборе в Луцке.[24]

Личные инструменты