Отношения Китая с США во II тысячелетии
Материал из Documentation.
КНР оказывала помощь Вьетнаму в войне против США.
Лейтмотивом внешней политики КНР с начала 1970-х годов стало стратегическое сотрудничество со странами Запада в противодействии якобы осуществляемому СССР гегемонистскому курсу («единого фронта» — и тяо сянь), в отличие от стратегии одновременного противодействия гегемонизму СССР и США в 1960-е годы («двух фронтов» — лян тяо сянь). Основной вехой на этом пути стала нормализация отношений с Вашингтоном.
Начало нормализации отношений КНР с США относится к рубежу 1960-1970-х годов.[1]
Осенью 1968 года в КНР было принято решение о возобновлении отношений с США.[2]
Летом 1971 года Г. Киссинджер провёл переговоры с высшим руководством КПК для согласования визита президента США Р. Никсона.[3]
Ключевым событием улучшения отношении США и КНР стал визит президента США Р. Никсона в Пекин в феврале 1972 года. В ходе визита были решены ряд политических вопросов взаимодействия.[4]
В ходе своей беседы с Г. Киссинджером 17 февраля 1973 г. Мао Цзэдун, апеллируя к идеям создания «союза по вертикали» (хэн) под руководством своего любимого исторического персонажа Цинь Шихуана, высказался за создание противостоящих СССР «единого фронта» (и тяо сянь), который объединил бы (ляньцзе) США, Японию, Китай, Пакистан, Иран, Турцию и государства Западной Европы, а также солидаризирующегося (туаньцзе) с ним на основе общего неприятия «советского гегемонизма» «единого большого пространства» (и да пянь), включающего более широкий круг государств.
После ареста «банды четырёх» в Китае были устранены последние препятствия на пути нормализации отношений с США.
После прихода новой администрации США во главе с Дж. Картером в январе 1977 года ею были предприняты шаги по активизации восточной политики, прежде всего с целью противодействия СССР.
В 1977 году Дж. Картер назвал улучшение отношений с КНР одной из центральных задач своей внешней политики. В свою очередь Дэн Сяопин 21 октября 1977 года в беседе с генеральным директором Франс Пресс К. Русселем высказался за усиление военно-политического сближения США и Китая (для борьбы с СССР).
В мае 1978 года З. Бжезинский прибыл в Китай во главе большой правительственной делегации. В ходе визита американский эмиссар объявил о согласии США поставлять в КНР оборудование двойного назначения.
В декабре 1978 года было опубликовано Совместное коммюнике об установлении дипломатических отношений между КНР и США, в котором говорилось, что Соединенные Штата Америки «признают правительство Китайской Народной Республики единственным законным правительством Китая», «принимают позицию Китая по вопросу о том, что в мире существует лишь один Китай,, а Тайвань является частью Китая».[5]
Всего в 1978 году в Китае побывало более 100 членов конгресса США, а в США было направлено более 120 делегаций из КНР, в 4 раза больше, чем в 1977 году.
Установление дипломатических отношений открыло возможность для визита в США Дэн Сяопина в январе-феврале 1979 года. 29 января 1979 года на лужайке перед Белым домом впервые прозвучал гимн КНР, ознаменовав начало первого официального визита руководителя КНР в США. Дэн Сяопин приехал с супругой Чжо Линь. Во время визита в США Дэн неоднократно подчеркивал, что «в США есть много, чему Китаю следует учиться». Для Дэн Сяопина, за несколько месяцев до того посетившего Японию, данный визит стал кульминацией усилий по вхождению в круг мировых лидеров. Кроме того, принципиальный характер имела и позиция дружественного нейтралитета, обещанная администрацией Картера в ходе начавшейся 17 февраля 1979 года войны Китая с Вьетнамом.
30 января 1979 года, выступая на совместном заседании обеих палат Конгресса США, Дэн Сяопин заявил: если Тайвань возвратится в лоно Родины, мы будем уважать существующие там порядки, у Тайваня как у местного правительства будут свои права, и, при условии, что будет один Китай, у него будет своя армия; торговля с зарубежными странами, экономические связи, гуманитарные контакты, образ жизни можно будет не менять, «капиталистическую экономику можно не менять», но при условии, что будет «один Китай, а не два Китая».
В августе 1979 года было достигнуто согласие о строительстве в Синьцзяне недалеко от границы с СССР американской разведывательной станции для слежения за территорией СССР (вместо закрытой в Иране после исламской революции в этой стране).
Антикоммунизм нового президента США Р. Рейгана и его резкие публичные высказывания о КНР заставили Чжуннаньхай пойти на некоторую корректировку курса, одностороннего блокирования с США на антисоветской основе.
В Совместном китайско-американском коммюнике (17 августа 1982 года) говорилось, что продажи США вооружений Тайваню будут постепенно сокращаться.
В январе 1984 года премьер Госсовета КНР Чжао Цзыян посетил США, где встречался с президентом Р. Рейганом, госсекретарем Дж. Шульцем и министром обороны К. Уайнбергером. Рейгановская администрация стремилась активизировать американо-китайские экономические и политические связи, стимулировать выгодные Западу тенденции во внешней и внутренней политике КНР. В ходе визита были подписаны соглашения о научно-техническом и промышленно-техническом сотрудничестве, которые должны были стимулировать участие американского частного капитала в экономике Китая.
В апреле 1984 года в Китай прибыл президент Р. Рейган. В ходе его визита было подписано рамочное соглашение о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии, допускавшее американский бизнес к этому капиталоемкому сегменту китайской экономики. Впоследствии, однако, соглашение было заблокировано конгрессом, многие члены которого подозревали Пекин в передаче ракетных вооружений враждебным Америке государствам.
В июле 1985 года состоялся визит в США Ли Сяньняня, занимавшего восстановленный незадолго до того пост Председателя КНР. Характерно, что ему был придан статус государственного визита.
В ходе своей первой зарубежной поездки в феврале 1989 года Буш посетил Китай.
20 июня 1989 года Вашингтон заявил, что будет добиваться прекращения кредитования Китая международными финансовыми организациями.
В конце июня 1989 г. в Пекин тайно были направлены советник президента США по национальной безопасности Б. Скоукрофт и заместитель госсекретаря Л. Иглбергер.
В течение 1989 года Китай посетили Р. Никсон и Г. Киссинджер, продолжавшие оказывать существенное влияние на политику республиканской администрации.
В августе 1990 года Ирак вторгся в Кувейт, США нужна была поддержка в ООН для организации противодействия Ираку. Госсекретарь Дж. Бейкер 28 ноября 1990 г. в телефонном разговоре с членом ГС Цянь Цичэнем сказал, что после окончания сессии ГА ООН приглашает его совершить официальный визит в США, и если КНР не наложит вето на резолюцию ООН о применении вооруженных сил против Ирака, то состоится встреча с президентом США Дж. Бушем. 29 ноября 1990 г. КНР воздержалась от голосования в СБ ООН, предложенная США резолюция была принята.
Приход к власти в Белом доме администрации Б. Клинтона стал неприятным сюрпризом для китайского руководства, надеявшегося на победу Дж. Буша, который принадлежал к когорте «старых друзей» Китая.
Сразу же после президентских выборов в США (на которых победил Клинтон) Цзян Цзэминь выдвинул «курс шестнадцати иероглифов», направленный на улучшение двусторонних отношений:
- Углублять доверие (цзэнцзя синьжэнь);
- Уменьшать проблемы (цзяньшао мафань);
- Развивать сотрудничество (фачжань хэцзо);
- Избегать противостояния (бу гао дуйкан).
В 1995 г. в США был создан «Восточнотуркестанский центр национального освобождения», а в августе 1998 г. в США был проведен 4-й конгресс выходцев из Синьцзяна, на котором было объявлено о создании «народного правительства в изгнании».
Содержание |
[править] Дипломатические отношения
16 декабря 1978 года КНР и США было объявлено об установлении дипотношений с 1 января 1979 года.
1 января 1979 года между КНР и США были официально установлены дипломатические отношения.
[править] Экономика
В ходе майского 1978 года визита в КНР советника президента США по национальной безопасности З. Бжезинского США выразили готовность оказать КНР помощь в модернизации ее экономики, в том числе поставками высокотехнологичного оборудования двойного назначения (компьютерами, оборудованием для исследований в области ядерной физики и др.).
В 1979 году были запущены два важных институциональных механизма отношений КНР с США:
- Совместный экономический комитет (Joint Economic Committee), объединяющий представителей министерств финансов обеих стран;
- Совместная комиссия по науке и технологиям (Joint Commission on Science and Technology), в заседаниях которой принимали участие с американской стороны представители отдела научно-технической политики Белого дома и отдела научно-технического сотрудничества госдепартамента, а с китайской — министерства науки и технологий.
В 1990-х годах компании США активно переводили производство в КНР.[6]
[править] Торговля
В 1983 году США приняли решение о предоставление китайской стороне торгового статуса «дружественной и неприсоединившейся страны».[7]
[править] Экспорт из Китая в США
[править] Вооружения
ЦРУ в начале 1980-х гг. ежегодно закупало у Китая вооружений для антиправительственных сил в Афганистане на 100 млн долл.
[править] Экспорт из США в Китай
[править] Вооружения
В начале 1980 года в Вашингтоне было принято решение поставлять в Китай военное оборудование, не имеющее, а с 1981 года — имеющее убойную силу.
[править] Двигатели
В декабре 1975 года в ходе визита в Пекин президента Дж. Форда американская сторона согласилась на продажу Китаю большой партии авиационных двигателей на сумму $200 млн.
[править] Образование
В 1980-е годы в США прошли обучение более 70 тыс. студентов из КНР, а в Китае – 7 тыс. американских студентов.
[править] Обучение жителей Китая в США
В 1847 году китайский мальчик Жун Хун был вывезен американским миссионером Брауном в США, где он закончил Йельский университет и стал первым в истории китайцем, получившим западное высшее образование. Первыми учениками, отправленными на учебу за границу китайским правительством, были 120 детей в возрасте от 12 до 15 лет, их направляли в США 4 партиями с 1872 по 1875 гг. Планировалось, что они будут учиться 15 лет, но в 1881 г. они все были отозваны обратно.
В августе 1978 года Министерство образования подготовило предложения о направлении на учёбу за границу более 3 тыс. человек, в основном по естественнонаучным специальностям. Кандидаты отбирались из числа студентов первого курса, аспирантов первого года обучения и особо отличившихся преподавателей. 26 декабря 1978 года первая партия китайских студентов и стажёров в количестве 50 человек отправилась на учебу в США сроком на 2 года.