Отношения Китая с Африкой в XXI веке
Материал из Documentation.
С 2009 по 2012 г. с китайской помощью в Африке построено 28 школ, а 42 школам предоставлено оборудование, в том числе создано 6 компьютерных классов.[1]
Председатель КНР Си Цзиньпин в 2013 г. совершил в Африку один из первых своих зарубежных визитов после прихода к власти, посетив Танзанию, Республику Конго и ЮАР, где принял участие в саммите БРИКС, а год спустя Африку посетил премьер Госсовета Ли Кэцян.[2]
В январе 2018 г. состоялся очередной визит в Африку министра иностранных дел Ван И, который побывал в четырех странах: Руанде, Анголе, Габоне, Сан-Томе и Принсипи.[3]
В июле 2018 г. Си Цзиньпин, после Объединенных Арабских Эмиратов посетил четыре африканские страны: Сенегал, Руанду, где почтил своим присутствием Мемориал в память жертв геноцида 1994 г., ЮАР, где участвовал в очередном саммите БРИКС, и Маврикий.[4]
3-4 сентября 2018 г. состоялось очередное заседание ФОКАК в Пекине.[5]
Содержание |
[править] Экономика
В январе 2017 г. была открыта построенная с китайской помощью железная дорога, связывающая Эфиопию и Джибути. Выступая на церемонии открытия, китайский посол в Эфиопии Ла Юфан сказал, что это первая электрифицированная железная дорога, построенная в Африке по китайским стандартам и технологиям.[6]
[править] Торговля
В 2011 г. Китай стал крупнейшим торговым партнером Африки с оборотом $166,3 млрд.[7]
В 2013 году объёмы африкано-китайской торговли превысили $210 млрд.[8]
Объём китайско-африканской торговли составил более $220 млрд в 2014 году.[9]
В марте 2015 года отмечалось: «Хотя в последние несколько лет сальдо торгового баланса у Китая со странами Африки было в целом отрицательным, положительное торговое сальдо наблюдается в торговле с большинством бедных ресурсами африканских государств. Для них это проблема. Но для стран, богатых природными ресурсами, торговля с Китаем, несомненно, несет в себе положительный заряд.»[10]
Объём китайско-африканской торговли, составивший в 2014 г. 200 млрд долл. США, в 2016 году составил 149,2 млрд долл. США.[11]
В 2017 году китайско-африканская торговля вновь выросла: её объём составил $170 млрд.[12]
Товарооборот Китая со странами Африки в 2021 году достиг $250 млрд.[13]
[править] Экспорт из Африки в Китай
В 2005—2006 гг. китайское правительство приняло специальное соглашение по снятию тарифных ограничений для 440 видов товаров из Африки.[14]
В 2001—2006 гг. африканский экспорт в Китай рос ежегодно на 40 % и с 4,8 млрд долл. достиг 28,8 млрд долл.[15]
[править] Энергоносители
62 % экспорта из Африки в Китай в 2006 г. составили нефть и газ.[16]
[править] Нефть
В общей сложности в 2013 году импорт сырой нефти из Африки покрыл 23 % потребности Китая.[17]
[править] Транспорт
[править] Воздушный транспорт
В 2014 г. премьер Ли Кэцян в ходе визита в Африку в штаб-квартире Африканского Союза предложил «Китайско-африканский план сотрудничества в региональной авиации». Был подписан меморандум о взаимопонимании с авиационными корпорациями шести африканских стран: Анголы, Эфиопии, Зимбабве, Кабо-Верде, Гвинеи, Конго, а также с Экономическим сообществом стран Западной Африки (ЭКОВАС). «Чайна Саузерн Эйрлайнс» (China Southern Airlines) и «Эйр Чайна» (Air China) открыли прямые линии воздушного сообщения из Гуанчжоу в Найроби, из Пекина — в Йоханнесбург и Аддис-Абебу.[18]
[править] Инвестиции
27-28 ноября 2017 г. в Марракеше (Марокко) состоялся Китайско-африканский инвестиционный форум (China-Africa Investment Forum, CAIF). Более 400 представителей китайского и африканского бизнеса прибыли в Марокко, чтобы обсудить совместные проекты в области транспортной инфраструктуры, промышленности, современных технологий, торговли, энергетики. Программа форума включала конференции и дебаты по вопросам финансового содействия экономикам африканских стран, в первую очередь, включенных в китайскую инициативу нового Шелкового пути. Обсуждались и вопросы инвестиционной деятельности таких финансовых институтов, как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Фонд Шелкового пути, Новый банк развития БРИКС, Китайско-африканский фонд развития.[19]
[править] Инвестиции Китая в Африку
Прямые инвестиции КНР в африканские страны увеличились с $500 млн в 2003 году до почти $15 млрд в 2012 году.[20]
В 2016 году китайские компании инвестировали в Африку 14 млрд долл. США.[21]
72,2 миллиарда долларов инвестировал Китай в Африку за 2014—2018 годы.[22]
[править] Компании
[править] Компании Китая в Африке
В декабре 2015 г. Си Цзиньпин объявил, что Китай дополнительно внесет в Китайско-африканский фонд развития, созданный для поддержки китайских компаний, действующих в Африке, 10 млрд долл. США.[23]
[править] Территории
[править] Алжир
В январе 2016 г. китайские компании China Construction, China Harbor и алжирская Algerian Group создали СП, которое взялось за реализацию проекта строительства нового порта Алжира стоимостью 3,3 млрд долл. и мощностью 6,5 млн контейнеров и 30 млн т грузов в год.[24]
[править] Буркина-Фасо
В 2018 году о восстановлении дипломатических отношений с Китаем заявила Буркина-Фасо.[25]
[править] Восточная Африка
С 2007 по 2015 г. китайские инвестиции в Восточную Африку выросли в 12 раз. Если в 2007 г. они оценивались менее, чем в 100 млн долл., то в 2015 г. — уже почти 1,2 млрд, составив 40 % притока китайских прямые инвестиции в Африку (в 2007 г. — 6 %).[26]
[править] Гамбия
В 2013 году Гамбия приостановила отношения с Тайванем и признала КНР единственным законным представителем Китая.[27]
В 2016 году Китай и Гамбия установили дипломатические отношения.[28]
[править] Гана
В 2007 г. Китай взялся за проект строительства в Гане плотины и ГЭС Буи на реке Черная Вольта в южной части Национального парка Буи. Наряду с плотиной и ГЭС было намечено создать новый промышленный город Буи-Сити, помочь социально-экономическому развитию региона. Строительство Буи началось в декабре 2009 г.; первый генератор был запущен в мае 2013 г., а вся ГЭС начала действовать в декабре 2013. Заем в сумме 562 млн долл. на реализацию проекта, подлежащий выплате в течение 17 лет с пятилетним мораторием, предоставил Эксимбанк Китая.[29]
[править] Джибути
В 2017 году в Джибути официально был введён в эксплуатацию первый зарубежный ПМТО ВМФ Китая с ёмкостью до 10 тыс. военнослужащих.[30]
[править] Египет
В 2016 г. Си Цзиньпин посетил Египет, где подписал 21 соглашение о сотрудничестве в развитии электрификации, транспорта и инфраструктуры.[31]
[править] Замбия
В 2011 г. Майкл Сата выиграл президентские выборы в Замбии благодаря антикитайской риторике. Впрочем, став президентом, он тотчас же начал активно сотрудничать с Китаем.[32]
[править] Кения
31 мая 2017 был открыт первый участок железной дороги, связавший кенийский порт Момбаса со столицей страны Найроби и международным аэропортом Джомо Кениатты. Дорогу строила китайская компания «Чайна Родс энд Бридж Корпорейшн». Проект называют крупнейшим за весь период независимости Кении китайским инфраструктурным проектом в стране.[33]
[править] Маврикий
В апреле 2018 г. Китай начал с Маврикием переговоры о свободной торговле.[34]
[править] Марокко
В 2011 году в марокканском тендере китайский танк VT1A обошёл российский Т-90С.[35]
С 2011 по 2015 гг. китайские прямые инвестиции в Марокко выросли на 195 %, при этом с 2014 по 2015 гг. — на 93 %.[36]
В 2016 году состоялся визит в Китай короля Марокко Мухаммеда VI.[37]
В июле 2016 г. открыт построенный с китайской помощью мост короля Мухаммеда VI — самый длинный в Африке вантовый мост, соединяющий столицу Марокко Рабат с г. Сале и входящий в масштабный инфраструктурный проект по созданию крупнейшей в Марокко сети автомобильных дорог от средиземноморского города Танжера до финансовой столицы страны Касабланки.[38]
[править] Нигерия
В июле 2016 года состоялось открытие железной дороги Абуджа — Кадуна в Нигерии протяжённостью 187 км, строительство которой осуществляла «Чайна Сивил Инжиниринг Констракшн Корпорейшн» (China Civil Engineering Construction Corporation, CCECC).[39]
[править] Сан-Томе и Принсипи
В декабре 2016 года были восстановлены дипломатические отношения между Китаем и Сан-Томе и Принсипи.[40]
[править] Судан
В 2009 г. начал функционировать построенный с китайской помощью в Судане гидроэнергетический узел Мерове — самое крупное сооружение на реке Нил после Асуанской плотины в Египте. Его стоимость составила 1,5 млрд долл.; ведущим инвестором стал Эксимбанк Китая. В строительстве приняли участие китайские, французские и немецкие компании.[41]
[править] Эфиопия
В пустыне в Эфиопии китайская компания Dongfang Electric International Corporation с 2018 года помогает в строительстве ветряной электростанции Aysha в рамках стратегии страны по построению зеленой экономики.[42]
[править] ЮАР
Объём торговли между Китаем и ЮАР в 2022 году составил 614 млрд южноафриканских рандов ($32 млрд).[43]
По состоянию на 2023 год Китай являлся крупнейшим торговым партнёром ЮАР.[44]