Отношения Грузии с ОБСЕ

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Грузия стала членом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), играющей важную роль в формировании стабильности и мира в Европе, на саммите этой организации в 1992 г. В ноябре 1992 г. было принято решение об учреждении Миссии ОБСЕ в Грузии, а в декабре того же года она уже была развернута в республике. На Будапештской встрече 1994 г. в итоговом документе ОБСЕ одна из глав была посвящена Грузии, в ней, в частности, отмечалось, что ОБСЕ приветствует попытку властей Грузии построить демократиические институты и внедрить принципы рыночной экономики. В Грузии и везде, где существуют представительства ОБСЕ, их задача заключается во всяческом содействии разрешению этнических конфликтов и строительстве демократических институтов. В своей деятельности в Грузии миссия руководствуется принципом признания суверенитета и территориальной целостности республики. Мандат ОБСЕ в Абхазии предполагает только наблюдение за политическим развитием ситуации и присутствие на переговорном процессе, который осуществляется под эгидой ООН и при посредничестве Российской Федерации. ОБСЕ выступает также в качестве посредника в Южной Осетии. 22 апреля 1997 г. в Цхинвали открылся офис ОБСЕ, в котором представлены два представителя миссии: военный наблюдатель и дипломат. Цель миссии — найти пути мирного урегулирования осетино-грузинского конфликта. Поскольку в политическом плане процесс переговоров ускорить не удается, то миссия пыталась воздействовать на ход событий при помощи поощрения определенных экономических проектов. В марте 1994 г. на заседании Постоянного Совета ОБСЕ было принято решение о дальнейшем укреплении миссии и постановке, в дополнение к первоначальным, ряда новых задач, а именно: содействие обеспечению уважения прав человека и созданию демократических институтов по всей стране, в том числе в Абхазии. Открытие в Сухуми Бюро по защите прав человека (1996 г.) должно было позволить представителям ОБСЕ на месте знакомиться со сложившимся положением и контролировать его. По случаю 5-й годовщины с момента открытия миссии в Грузии ее глава М. Либаль отметил медленный, но неумолимый прогресс не только в работе миссии, но и в стабилизации грузинского государства [53]. В процессе урегулирования грузино-осетинского конфликта миссия, по словам М. Либаля, работала в трех направлениях: вопросы экономического порядка, возвращение беженцев и восстановление прав на имущество, потерянное ими в ходе перемещения. И самое важное — политический процесс. По договоренности с правительством Грузии миссия будет работать до полного урегулирования грузиноосетинского конфликта. В спектре взаимоотношений ОБСЕ с Грузией как страной, вступившей на путь демократического развития и принявшей на себя в связи с этим соответствующие обязательства, особое место занимает контроль за соблюдением демократических норм в выборных процесссах. Выборы различного уровня, проведенные в Абхазии, как-то: в местные органы власти, президентские, референдум, посвященный Конституции, и т. д., по признанию ОБСЕ, считаются нелигитимными и неприемлемыми. Напротив, выборы различного уровня, проведенные в Грузии в последние годы, признавались представителями миссии «соответствующими международным нормам». Миссия ОБСЕ в Грузии осуществляла также мониторинг судебного процесса над бывшим лидером «Мхедриони» Джабой Иоселиани, поскольку, по мнению главы миссии ОБСЕ в Грузии М. Либаля, хотя это было и уголовное дело, однако оно имело политическую подоплеку. Руководители ОБСЕ регулярно посещали Грузию для обсуждения как вопросов, связанных с перспективами сотрудничества Грузии и ОБСЕ в решении существующих в стране проблем, и в частности урегулирования имеющихся в Грузии региональных конфликтов и защиты прав человека, так и вопросов, связанных с участием Грузии в создании будущей модели европейской безопасности. Как известно, в настоящее время работа над такой моделью, которая была бы приемлема для всех государств Европы, идет очень интенсивно, и Грузия принимает в ней активное участие. По итогам многочисленных визитов в Грузию по проблеме защиты прав человека представители ОБСЕ констатировали, что в Грузии создана соответствующая международным стандартам и нормам законодательная база и в дальнейшем необходимо работать над претворением в жизнь принятых законов, приветствовалось также создание в республике института омбудсмена. Генеральный секретарь ОБСЕ Д. Арагона, побывавший в Грузии в апреле 1997 г., отметил, что, хотя ОБСЕ не финансовая организация, она, тем не менее, может способствовать привлечению внимания к Грузии потенциальных доноров. Соглашение о сотрудничестве ОБСЕ с Грузией, в котором были намечены пути развития взаимного сотрудничества, было подписано в ходе визита в Грузию в ноябре 1998 г. председателя ОБСЕ Б. Геремека [54]. В сентябре 1999 г. в Грузии находился действующий председатель ОБСЕ К. Волебек, который был принят министром иностранных дел Грузии И. Менагаришвили. На встрече отмечалось, что активная деятельность ОБСЕ способствует созданию соответствующих условий для дальнейшего оздоровления политической и экономической обстановки в Грузии, для урегулирования острых этнополитических конфликтов и придания необратимости процесса демократизации в стране. Стороны однозначно оценили деятельность ОБСЕ в регионе как весьма плодотворную и полезную [55]. Саммит ОБСЕ в Стамбуле, состоявшийся в ноябре 1999 г., по мнению Э. Шеварднадзе, «предоставил нам намного больше возможностей лучше использовать окончательные решения ОБСЕ». Здесь имеются в виду те оценки, высказанные в основных документах саммита, которые можно связать с урегулированием конфликтов и, в частности, с процессом восстановления территориальной целостности Грузии" [56].

[править] Ссылки

Личные инструменты