Отношения Грузии с Западной Европой

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



С приходом к руководству в Грузии президента Э. Шеварднадзе европейское направление вышло на первый план и с тех пор устойчиво занимает видное место во внешней политике Грузии. «Сотрудничество Грузии с Евросоюзом является одним из наиболее перспективных и приоритетных направлений внешнеполитической деятельности республики», — так заявил Э. Шеварднадзе на заседании правительства Грузии в ноябре 1999 г., посвященном отчету о работе Министерства иностранных дел республики за 1995—1999 гг. [1] При этом имелось в виду не только получение доступа к тем большим материально-финансовым возможностям, которыми располагает Европейский союз, но и возможность воздействия на формирование политики ЕС по наиболее интересующему Грузию направлениюЮжного Кавказа. В настоящее время ориентация Грузии на Европу официально закреплена в принятой парламентом Грузии в 1997 г. «Концепции укрепления стабильности общественной жизни, государственного суверенитета и безопасности, восстановления территориальной целостности Грузии». В этом документе, в частности, указывается на решающее значение НАТО в качестве фактора обеспечения безопасности в современной Европе и с этой точки зрения обосновывается наличие альтернативы сотрудничеству с Россией. Это дает основание Западу рассматривать Грузию в качестве одного из своих основных региональных партнеров. Европа проявляет также экономический интерес к Грузии, хотя и не такой значительный, как к богатому нефтью Азербайджану, поскольку рассматривает Южный Кавказ не только как стратегически важный рынок энергоносителей, но и как плацдарм, дающий непосредственный выход к Каспийскому морю, Центральной Азии и Ирану. В этой связи страны — члены Евросоюза стремятся обеспечить политическую стабильность в регионе, гарантированный доступ к энергоресурсам Каспия и Центральной Азии и безопасность транспортных путей кавказского коридора [2]. В настоящее время Евросоюз интенсивно работает над внедрением новой программы «Черное море — панъевропейский транспортный ареал», предусматривающей развитие транспортной инфраструктуры в регионе Причерноморья, причем из трех закавказских государств лишь Грузия станет бенефициаром этой программы. Это связано с тем, что Европейский союз для транзита продовольственной помощи республикам Закавказья и Центральной Азии использует порты и железнодорожную магистраль Грузии, утверждая за ней репутацию выгодного транзитного пространства. Именно Грузия рассматривается в настоящее время ЕС как ключевое звено транспортного коридора Европа — Кавказ — Азия (ТРАСЕКА).

С первых шагов независимости Грузия взяла курс на интеграцию с Европой, добиваясь прежде всего принятия в различные европейские структуры с целью получения от них всесторонней помощи. Все эти годы республика твердо придерживается намеченного курса. В Грузии, чтобы соответствовать требованиям ЕС, постепенно вводятся стандарты демократического государства: отменена смертная казнь, СМИ пользуются полной свободой (в частности, не было отмечено случаев цензуры, как, например, в Азербайджане), законодательство республики постепенно гармонизируется с законодательством Европейского союза и т. д. Идет процесс последовательного присоединения к европейским конвенциям: подписано более 10 документов, включая основополагающую Конвенцию о правах человека, и более 15 документов находятся в настоящее время в проработке. Заключение в 1996 г. полномасштабного Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Грузией и Европейским союзом, по мнению грузинских экспертов, позволило придать новое качество процессу интеграции республики в международное сообщество. В результате проведения последовательной политики, ориентированной на Европу, Грузия первой из закавказских государств была принята в Совет Европы, несмотря даже на наличие на территории республики неурегулированных конфликтов. Следующим шагом Грузия планирует вступление в Европейский союз, причем, по мнению президента республики Э. Шеварднадзе, это должно произойти уже в течение ближайших 5-10 лет. И хотя вопрос о членстве Грузии в ЕС на повестке дня этой организации не стоит и в ближайшее время стоять не будет, само по себе подобное намерение грузинских властей с нескрываемым удовлетворением воспринимается руководством ЕС и отдельными лидерами западноевропейских стран, которые заверяют Грузию в своей полной поддержке. По всей видимости, такая явная проевропейская ориентация Грузии связана с тем, что она в настоящее время отводит именно Европе ту роль защитника Грузии, которую раньше выполняла Россия. Эта мысль отчетливо звучит в высказываниях ряда грузинских парламентариев. Например, как заявила председатель парламентской делегации Грузии в СЕ Л. Гогоберидзе, «для молодой государственности Грузии тесная связь с Европой — гарантия независимости и безопасности» [77]. С ней солидарен заместитель руководителя Службы международных отношений Госканцелярии Ш. Пичхадзе, который, говоря о перспективах вступления Грузии в СЕ, отметил, что «если Грузии удастся интегрироваться в европейское пространство, а вступление в СЕ это только первый шаг, то больше нашей стране не придется отстаивать свою самобытность с оружием в руках» [78]. Вместе с тем, несмотря на явно проявляющиеся попытки руководства Грузии использовать сближение страны с Европейским союзом в качестве эффективного способа решения своих внутренних проблем, оно не может игнорировать географические, экономические и политические связи с Россией. Хочется надеяться, что общие интересы неизбежно приведут в самом недалеком времени к осознанию необходимости развития более тесного взаимовыгодного сотрудничества между нашими странами.

[править] Отношения Грузии с отдельными странами Западной Европы

В отношениях ведущих государств Западной Европы со странами Закавказья исторически сложилось своеобразное «разделение труда». Наличие многочисленной армянской диаспоры во Франции способствует ее более тесным и дружественным отношениям с Арменией. Великобритания явно отдает приоритет Азербайджану, где достаточно прочно обосновались английские нефтедобывающие компании, впервые появившиеся там еще в конце XIX в. Германия на этом геополитическом пространстве явно поддерживает Грузию. На современное развитие двусторонних отношений в определенной степени накладывает отпечаток не столь далекое прошлое, связанное с взаимной признательностью стран друг другу. Так, грузинская сторона благодарна Германии за то, что в 1918 г. во время Трабзонской и Батумской конференций она помогла Грузии избежать аннексии своей территории Турцией, бывшей в I-ой мировой войне союзницей Германии [57]. В короткий период независимости Грузии Германия, руководствуясь своими интересами, оказала ей политическую поддержку. Германская сторона ценит тот вклад, который Э. Шеварднадзе, находясь на посту министра иностранных дел СССР, внес в процесс объединения двух Германий и ликвидацию Берлинской стены. По словам председателя комиссии бундестага по экономике Ф. Оста, «немецкий народ сознает это и постарается сделать все для реального сближения Грузии с Европой» [58]. Вероятно, по этой причине отношения между двумя странами характеризуются достаточно высоким уровнем развития.

[править] Ссылки

Личные инструменты