Отношения Грузии с Европейским союзом
Материал из Documentation.
Сразу же после официального объявления о распаде СССР 31 декабря 1991 г. Европейское Сообщество1 признало в качестве суверенных государств все бывшие союзные республики, включая Грузию, которая, в свою очередь, заявила о готовности «уважать критерии», выдвинутые Европейским сообществом в качестве условий признания новых независимых государств (ННГ), образовавшихся на постсоветском пространстве. Позднее, в марте 1994 г., на заседании Совета ЕС была разработана политика дифференцированного подхода по отношению к новым независимым государствам. Такой подход позволял учитывать ситуацию в каждой из стран СНГ и формировать отношения с ними на соответствующей контрактной основе. Таким образом, уже на этом этапе учитывалось, что будущие переговоры с каждой страной о заключении соглашений о партнерстве и сотрудничестве будут зависеть от того конкретного интереса, который они представляют для Евросоюза, и от их способности выполнять положения Соглашения [3]. В октябре того же года на встрече министров иностранных дел ЕС была одобрена новая инициатива в рамках этой политики, касающаяся стран, с которыми ЕС еще не завершил переговоры о заключении таких соглашений. В этой связи Совет ЕС предложил Европейской комиссии (КЕС) изучить возможности начала переговоров по подготовке Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Грузией. Во исполнение этой инициативы европейская комиссия приступила к подготовке первой встречи совместных комитетов, которая позволила бы оценить возможные масштабы Соглашения по партнерству и сотрудничеству. Как известно, совместные комитеты были организованы еще в рамках Соглашения по торговле и сотрудничеству, заключенному в 1989 г. с бывшим СССР. Теперь появилась необходимость воссоздать такие комитеты для содействия подготовке переговоров. Объединенный комитет «Грузия — Евросоюз» был создан в марте 1995 г., когда в Брюсселе состоялось его первое заседание. Этот шаг ЕС навстречу Грузии и другим закавказским республикам в определенной мере явился отражением положительной оценки со стороны ЕС развития политической ситуации на Кавказе. Предполагалось, что соглашения о партнерстве и сотрудничестве заложат основы для будущего сотрудничества между ЕС и закавказскими республиками в политической, торговой, экономической и культурной областях и создадут твердую правовую базу для развития взаимовыгодных торговых связей и привлечения иностранных инвестиций. В соглашениях предусматривалось проведение на регулярной основе политического диалога и оказание поддержки на этапе перехода к социально-экономическим системам, ориентированным на рыночные отношения и основанным на принципах демократии и соблюдения прав человека. Реализация этих соглашений должна также содействовать дальнейшей интеграции стран Закавказья в мировую экономическую систему [4]. Кроме того, КЕС рекомендовала Европейскому совету распространить на закавказские республики положения Европейской энергетической хартии (ЕЭХ), которую они подписали наряду с другими странами Европы и Америки, а также Договора о ее применении и Протокола2. Однако дальнейшее развитие отношений ЕС с закавказскими государствами тормозилось отсутствием четкой концепции взаимодействия с ними. Первые шаги в этом направлении были сделаны ЕС летом 1995 г., когда Совет ЕС на уровне министров иностранных дел принял проект «общей позиции» по Закавказью, в котором, среди прочего, отмечалось, что Союз должен помочь Азербайджану, Армении и Грузии преодолеть трудный период перехода к демократическому строю, основанному на рыночной экономике. По мнению Совета ЕС, государства Закавказья в целом находились на тот момент времени на наименее продвинутой (по сравнению с другими странами СНГ) стадии в своих отношениях с Европейским союзом, внимание которого в основном было сосредоточено на странах Балтии и других государствах европейской части бывшего СССР. В проекте «общей позиции» также отмечалось, что ЕС будет и впредь всемерно поддерживать экономические реформы в закавказских республиках (в том числе и с использованием рычагов Международного валютного фонда и других международных финансовых организаций) и вместе с другими странами-донорами направлять гуманитарную помощь в Закавказье. Европейский союз высказал намерение следить за тем, чтобы три закавказские республики сохранили свою государственную независимость, суверенитет и территориальную целостность. Одновременно планировалось проводить углубленный политический диалог, в том числе с соседними странами региона, чтобы в тесном сотрудничестве с ними, а также с ООН и ОБСЕ содействовать урегулированию ряда острых региональных конфликтов, особенно в Нагорном Карабахе. Согласно «общей позиции» ЕС намерен всячески поощрять региональное сотрудничество закавказских государств. Предусматривалось также, что Европейский союз продолжит предпринимать меры в поддержку проводимых демократических реформ, следить за соблюдением прав человека и развивать активный диалог по самому широкому кругу вопросов, включая обеспечение безопасности и борьбу против организованной преступности. «Первым конкретным шагом на пути интеграции Грузии в Европу» назвал Э. Шеварднадзе подписание 22 апреля 1996 г. в Люксембурге Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС с предварительным сроком действия 10 лет (Соглашение о партнерстве и сотрудничестве было парафировано 15 декабря 1995 г.). Для вступления в силу основного соглашения необходимо, чтобы оно было одобрено Европейским парламентом, а также ратифицировано национальным парламентом Грузии и парламентами всех 15 государств -членов ЕС. В рамках соглашения, заключенного между Грузией и ЕС, предусматривается дальнейшее развитие политического диалога и торгового обмена между сторонами (включая предоставление статуса наибольшего благоприятствования), определяются основные условия деятельности совместных и иных предприятий на территории партнера (в частности, предполагается оживление частного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами сторон), трансграничных платежей и услуг, инвестирования и движения капиталов, конкуренции, защиты интеллектуальной, промышленной и торговой собственности. В нем особо оговариваются условия сотрудничества по предотвращению незаконной деятельности и нелегальной иммиграции. Кроме того, оно содержит специальное условие, которое позволяет ЕС в одностороннем порядке прекратить его действие в случае выявления нарушений основных элементов соглашения: принципов демократии, рыночной экономики и соблюдения прав человека. Грузинские СМИ, комментируя содержание текста заключенного соглашения, особо подчеркивали тезис о поддержке территориальной целостности Грузии. На основе соглашения были сформированы три новых совместных института: совет сотрудничества, проводящий раз в год встречи на уровне министров, комитет сотрудничества, в который входят высокопоставленные государственные чиновники; комитет парламентского сотрудничества, членами которого являются депутаты парламентов Европы и Грузии [5]. В то же время в Европарламенте в соответствии с заключенными со странами Закавказья соглашениями в 1996 г. была создана специальная комиссия Европарламента по связям с закавказскими республиками из 8 парламентариев. Ее председателем стал Александр Алаванос, являвшийся председателем Комитета по внешней политике, безопасности и обороне. Однако в связи с длительностью процесса ратификации Соглашения по причине большого количества его участников (данное Соглашение начало действовать только с 1 января 1999 г.) в 1997 г. вступило в силу Временное соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое не нуждалось в ратификации Европарламентом. Временное соглашение — первое полное торговое соглашение между Грузией и Евросоюзом, которое охватывает такие вопросы, как осуществление текущих платежей, конкуренция, а также защита Интеллектуальной, промышленной и коммерческой собственности. Одновременно с соглашением был подписан протокол о взаимопомощи между административными органами обеих сторон в решении таможенных проблем [6]. Однако дальнейшее развитие основных положений Временного соглашения стало возможным только после принятия Грузии во Всемирную торговую организацию — ВТО (июнь 2000 г.). Заметим, что намерение Грузии вступить в ВТО активно поддерживалось ЕС, который оказывал Грузии для этого техническую помощь по линии программы ТАСИС. В развитие Временного соглашения Евросоюз заключил в 1998 г. очень важное для Грузии «Соглашение о торговле текстилем между Грузией и Евросоюзом». По этому документу экспорт текстильных изделий, произведенных в Грузии, становится возможным без какихлибо ограничений и квот, то есть Грузия получает льготный экспортный режим. Таким образом, режим наибольшего благоприятствования, предоставленный Евросоюзом Грузии, направлен на формирование в стране привлекательного для зарубежных инвесторов пространства. Соглашение уже инициировало, например, интерес ряда итальянских фирм, вынужденных свертывать свое производство в Китае как раз по причине ограничений экспортных возможностей Китая квотами Евросоюза [7]. Европейский парламент одобрил соглашения о партнерстве и сотрудничестве, заключенные Евросоюзом с бывшими советскими республиками, в том числе с Грузией. Участники очередной сессии Европарламента в Страсбурге в марте 1997 г. отметили, что реализация этих соглашений поможет республикам Закавказья осуществить политические и экономические реформы, «необходимые для того, чтобы приблизиться к европейским нормам». Однако евродепутаты сочли «весьма тревожной» экономическую ситуацию в Грузии [8]. Следующим шагом в концептуализации политики ЕС в отношении стран Закавказья явилась информационная записка «Разработка стратегии развития отношений Европейского союза с республиками Закавказья», направленная Европейской комиссией в Европарламент в апреле 1996 г. В январе 1997 г. Европарламент принял резолюцию о стратегии отношений с республиками Закавказья. В документе отмечается необходимость обеспечить активное присутствие ЕС в Закавказье, объявив его «регионом стратегических интересов». В этой связи был сформулирован ряд приоритетных направлений развития сотрудничества: — содействие укреплению независимости закавказских государств; — меры по развитию переговорного процесса с целью урегулирования спорных вопросов и конфликтных ситуаций в Закавказье; — развитие демократии и становление гражданского общества во всех трех республиках; — содействие экономическим реформам в Азербайджане, Армении и Грузии в рамках формирования социально ориентированной рыночной системы на основе уважения принципов экологического равновесия [9]. Основным инструментом взаимодействия с республиками были признаны соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Тем не менее констатировалась целесообразность разработки и принятия более продуманной и последовательной стратегии политики ЕС в данном регионе, а также необходимость открытия представительств Союза в каждой из республик. В целях развития не только двусторонних связей с ЕС, но и многостороннего сотрудничества стран данного региона между собой, подчеркивалась необходимость уделения особого внимания развитию транспорта, энергетики и средств связи. Со стороны Европейской комиссии предлагалось определить, какие именно из инфраструктурных проектов, имеющих важное значение для развития отношений ЕС с государствами Закавказья, можно финансировать посредством существующих или новых механизмов. Для укрепления независимости и демократизации общества республик Закавказья Комиссии было рекомендовано более четко сформулировать приоритеты программы развития демократии в рамках программы ТАСИС. А республикам, несмотря на получение статуса «гостя» в Совете Европы, было высказано пожелание предпринимать более активные усилия по дальнейшей демократизации политической жизни. В качестве конкретных направлений развития сотрудничества ЕС с закавказскими государствами, наряду с оказанием гуманитарной помощи, предполагалось развивать транспортные коммуникации и систему нефтегазопроводов. Об этом, в частности, говорил глава делегации Европарламента А. Тракателис, посетивший республики Закавказья в июле 1996 г. В ЕС полагают, что сотрудничество в области транспорта и коммуникаций между конфликтующими сторонами является лучшим способом преодоления разногласий между ними. Глава делегации отметил, что политика Европарламента в Закавказье направлена на содействие экономическому сотрудничеству в регионе, которое в конечном итоге должно способствовать урегулированию региональных конфликтов [10]. В сентябре 1997 г. Э. Шеварднадзе заявил, что, поскольку объем работы с этой европейской структурой значительно возрос, пришло время поставить вопрос о кандидатуре посла Грузии при Евросоюзе. Ранее эти обязанности выполнял посол Грузии в странах Бенилюкса З. Абашидзе. В результате указом президента Грузии была открыта миссия Грузии при Евросоюзе, чрезвычайным и полномочным послом которой стал К. Залдастанишвили. О качественно новом уровне развития отношений между сторонами свидетельствует факт начала издания в Грузии с 1999 г. делегацией Европейской комиссии ежемесячного информационного бюллетеня «Европейская интеграция», который призван регулярно информировать грузинскую общественность о состоянии взаимоотношений между Грузией и Евросоюзом, о ходе реализации программ Евросоюза в республике, о тенденциях развития европейских структур, и т. д. [11] Кроме того, в офисе делегации начала работать библиотека, открытая для свободного доступа. В связи с вступлением в силу соглашений о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и тремя закавказскими государствами по инициативе Германии, которая по правилам ротации председательствовала в то время в Евросоюзе, в Люксембург на торжественную церемонию по этому случаю было решено пригласить трех президентов государств Южного Кавказа и провести политический диалог на региональном уровне. Предполагалось, что такой диалог сделает более действенными отношения трех стран как с Евросоюзом, так и с государствами — его членами, вызовет сближение позиций этих стран и Евросоюза по международным проблемам, проблемам повышения безопасности и стабильности в регионе. Диалог был направлен также на урегулирование конфликтов в регионе Южного Кавказа, поскольку стратегия Евросоюза предполагает в будущем постепенное расширение за счет приема новых членов. И, в частности, в очень отдаленной перспективе нельзя исключать возможность вхождения в него закавказских государств, поэтому, естественно, что наличие постоянных очагов напряженности в регионе является абсолютно неприемлемым [12]. На совещании с руководителями трех стран Закавказья, проведенном Советом министров иностранных дел Европейского союза 22 июня 1999 г., министр иностранных дел Германии Й. Фишер, исполнявший обязанности председателя Совета ЕС, отметил, что в связи с расширением ЕС на повестку дня встает вопрос обеспечения собственной безопасности Союза, и в этой связи во внешнеполитическом курсе Сообщества необходимо уделять больше внимания Южному Кавказу. Мир и стабильность в этом регионе будут иметь все большее значение для безопасности Европы в целом [13]. В постановлении по итогам данного совещания отмечалось, что соглашения о партнерстве и сотрудничестве послужат «платформой для запуска политических и экономических программ, а также программ технического содействия». Они позволят шире использовать возможности ЕС для усиления процессов демократизации и защиты прав человека, надежного экономического развития через двустороннее и региональное сотрудничество. По мнению Совета министров ЕС, европейские инициативы по региональному сотрудничеству в рамках программы ТАСИС, и особенно проекты ТРАСЕКА и ИНОГЕЙТ, будут содействовать мирному процессу в регионе. Налаживание экономических связей между Арменией и Азербайджаном может стать серьезным стимулом для формирования атмосферы взаимного доверия, что, в свою очередь, будет способствовать мирному урегулированию конфликта между ними. Министры иностранных дел ЕС полагают, что необходимо продолжить усилия, направленные на экономическую и политическую стабилизацию в этих трех государствах. Целью Союза должно оставаться «движение в направлении сбалансированных отношений, основанных, главным образом, на торговле и инвестициях, а также предусматривающих административные реформы и реформы финансовых служб в контексте экономических связей с Евросоюзом и его партнерами на расширенном европейском пространстве сотрудничества» [14]. ЕС должен помочь закавказским государствам «подготовить основы для долгосрочного развития», и в этой связи в постановлении отмечаются «серьезные проблемы», которые предстоит решить. Они, по мнению глав внешнеполитических ведомств ЕС, связаны с необходимостью укрепления законности и центральных правительственных финансовых органов, процессом либерализации рынка, установлением делового климата, защитой окружающей среды и т. д. В постановлении также сказано, что эффективность помощи ЕС Закавказью напрямую связана с развитием мирного процесса. Поэтому предлагается поддержать эти три страны в реализации мер, направленных на прекращение конфликтов в регионе. При этом отмечается, что Евросоюз готов содействовать миротворческой деятельности под эгидой ООН и ОБСЕ. Э. Шеварднадзе в Люксембурге пообещали, что в случае Урегулирования абхазского конфликта и осуществления массового безопасного возвращения населения ЕС примет активное участие в реабилитации данного региона. На этой встрече состоялось также подписание «Совместной декларации Евросоюза, Азербайджана, Грузии и Республики Армения»3, которая закладывает основы конструктивного сотрудничества в регионе. Этот документ был подготовлен еще 3 года назад к церемонии подписания Соглашений о партнерстве и сотрудничестве, но тогда компромисс по нему между Арменией и Азербайджаном так и не был достигнут [15]. В июне 1999 г. Комиссия предложила заново рассмотреть стратегию ЕС в Закавказском регионе, с тем чтобы наиболее эффективно использовать возможности соглашений о партнерстве и сотрудничестве. С этой целью Совету ЕС было направлено сообщение, в котором давалась оценка политическому и экономическому развитию Закавказья, при этом подчеркивалось, что всем трем странам необходимо завершить переходный процесс как в политической, так и в экономической сферах. Союз, говорилось в сообщении, должен играть роль партнера в области торговли и инвестиций, содействовать улучшению инвестиционного климата, ускорению процесса приватизации, реформе таможенной и налоговой систем и т. д. [16] Для уточнения стратегии Евросоюза на Южном Кавказе в февралемарте 2000 г. Армению, Азербайджан и Грузию посетила миссия во главе с докладчиком Европарламента по вопросам взаимоотношений ЕС со странами Закавказья П. Гартоном. В ходе визита члены миссии встречались с представителями внешнеполитических ведомств республик, лидерами парламентского большинства и оппозиции, членами комиссий парламентского сотрудничества этих республик с ЕС [17]. Началось сотрудничество Грузии с ЕС в рамках Европейской энергетической хартии. В декабре 1999 г. делегация Грузинской международной газовой корпорации встречалась с представителями Еврокомиссии по вопросу как двустороннего сотрудничества с ЕС, так и сотрудничества в сфере европейской энергополитики. В частности, по мнению генерального директора 17 директората Еврокомиссии П. де Бенавидиса, Грузия, участвуя в проектах транспортировки энергоносителей из Каспийского бассейна, обретает роль одного из стратегических партнеров в формировании европейского энергорынка. Грузинская сторона получила заверения в том, что Еврокомиссия окажет корпорации всеобъемлющую помощь в институциональном формировании, в реабилитации и обновлении газового сектора Грузии и поддержит ее полноценное участие в региональных энергетических проектах. В рамках проектов ТРАСЕКА и ИНОГЕЙТ Евросоюз уже выделил соответствующие суммы на модернизацию газовой инфраструктуры Грузии и на обмен специалистами. Начальник отдела по связям с европейскими и ННГ 1-го директората Еврокомиссии с удовлетворением отметил, что формальные отношения между Евросоюзом и газовым сектором Грузии за короткое время переместились в плоскость конкретного сотрудничества. Во время встречи с представителями директората секретариата Энергетической хартии особое внимание было уделено урегулированию стоящих перед Грузией как транзитным государством проблем, а также конкретным направлениям взаимовыгодного сотрудничества. Руководитель директората осуществления Энергохартии П. Вландерен полностью поддержал позицию корпорации по вопросу присоединения к процессу подготовки транзитного соглашения ведущих грузинских компаний по транспортировке энергоносителей, разрабатываемому на основе Энергохартии [18]. Таким образом, как представляется, сформулирована долгосрочная стратегия Евросоюза в регионе, главное в которой — обеспечить политическую и экономическую независимость молодых государств, а также их интеграцию в мировое сообщество, сближение с Евросоюзом. Как заявил еврокомиссар Ханс ван ден Брук в своем интервью газете «Свободная Грузия», в связи с реализацией в настоящее время крупномасштабных проектов транзита энергоносителей значение региона возрастает, поскольку уже в ближайшем будущем запасы нефти и газа Закавказья и Центральной Азии станут новым значительным источником энергоносителей для Европы [19]. Со своей стороны, президент Грузии Э. Шеварднадзе в своих официальных и неофициальных выступлениях постоянно подчеркивает приверженность Грузии сотрудничеству с Евросоюзом, который, по его словам, располагает «колоссальными материальными, финансовыми и другими возможностями для того, чтобы помочь стране выйти из кризиса». О внимании, уделяемом в своей внешнеполитической деятельности руководством республики этому направлению, свидетельствуют итоги заседания правительства Грузии, посвященного отчету о деятельности МИД за 1995—1999 гг. Для обеспечения более эффективной и результативной отдачи от сотрудничества с ЕС Э. Шеварднадзе призвал руководство МИД вместе с представительством Грузии в Евросоюзе разработать перспективный план работы ведомства, для успешного выполнения которого необходимо задействовать все министерства и ведомства республики [20]. В качестве позитивного примера двустороннего сотрудничества, уже принесшего как политические, так и частично экономические результаты, он привел проект ТРАСЕКА, который осуществляется под эгидой Евросоюза. Что касается перспектив двустороннего сотрудничества, то Э. Шеварднадзе настроен весьма оптимистично. Он считает, что Грузия, возможно, намного раньше, чем это предполагалось, станет членом Евросоюза и следовательно, должна быть к этому готова. «Мы будем готовы, если у нас будет программа сотрудничества, если мы будем признаны так же, как нас признал Совет Европы», — заявляет президент Грузии [21]. Во время своей встречи в марте 2000 г. с канцлером Германии Г. Шредером грузинский президент выразил намерение уже к 2005 г. вступить в ЕС. Естественно, что официальные европейские лица, например, новый руководитель миссии ЕС в Грузии Э. Джермано, более реалистичны, считая, что республика находится в начале долгого пути, поскольку она пока не готова к вступлению в ЕС, и хотя в Грузии сейчас налицо развитие рыночной системы, однако не всегда основы рыночных отношений получают должное понимание, несмотря на наличие соответствующих законов. В этом плане осуществление многих программ ЕС должно сыграть заметную роль в экономике страны, с тем чтобы приблизить ее к необходимым стандартам [22]. Однако у Э. Шеварднадзе нашлись единомышленники и среди европейцев. Так, бывший директор Европейского банка реконструкции и развития Жак Аттали в своем докладе о перспективах развития Европейского союза высказал мнение, что процесс расширения ЕС неизбежен и не стоит его затягивать. Причем среди стран-претендентов, которые могут быть приняты в ЕС в достаточно обозримой перспективе, он среди прочих стран (как бы третьей волны) назвал Грузию [23].
Содержание |
[править] Помощь Евросоюза Грузии
Тяжелая социально-экономическая ситуация, в которой оказалась Грузия в первые годы своей независимости, усугублялась гражданской войной начала 90-х гг., последствия которой до сих пор продолжают оказывать негативное влияние на экономическое развитие республики в целом, не говоря уже о районах, непосредственно затронутых военными действиями. В этой связи для Грузии была крайне актуальной помощь, которую могло предоставить международное сообщество и, в частности, такая мощная структура как Европейский союз. С другой стороны, по мере того, как границы расширяющегося Евросоюза постепенно приближаются к причерноморским странам, сотрудничеству с ними придается все большее значение. В этой связи политическая поддержка региона была подкреплена значительной финансовой помощью, причем Евросоюз выступает его самым крупным донором. Грузия за период независимости (1992—1999 гг.) получила от Евросоюза безвозмездно около 350 млн евро в виде гуманитарной, технической и финансовой помощи, а также в виде кредита — 110 млн евро [24]. Значительные средства Грузия получила в рамках технической помощи Евросоюза, осуществляемой посредством программы ТАСИС — «Программы Европейского союза в целях технического содействия странам СНГ». ТАСИС нацелена на развитие процесса экономических реформ посредством предоставления консультативных услуг, ноу-хау и передачи практического опыта. Программа подразумевает финансирование не крупных проектов, а, в основном, консультационных мисссий и услуг, производимых специалистами высокого уровня. Здесь необходимо отметить, что даже по официальным данным, приведенным в докладе ЕС о промежуточных итогах реализации программы ТАСИС в 1997 г., отмечалось, что 60 % всех средств программы расходуется на оплату услуг консультантов и экспертов из ЕС. Действие ТАСИС для отдельных стран начинается с разработки индикативных программ, которые подготавливаются ЕС совместно со странами — объектами помощи. В них оцениваются приоритеты и экономические условия каждой страны, в которой будут проводиться реформы, разрабатывается основа и стратегия плана ТАСИС для каждой страны. Проекты ТАСИС рассматриваются как краткосрочные. За истекший период действия программы ТАСИС несколько раз менялся ее Регламент: сначала программа была рассчитана на год, постепенно период ее действия увеличивался. На период 2000—2006 гг. страны — члены ЕС установили новый Регламент, который определил для нее новые юридические рамки. Кроме того, им также предусмотрено осуществление ряда мер, направленных на повышение эффективности проектов и использования выделяемых средств, большую «открытость» программы и более активное участие стран СНГ в ее реализации. После того как сделан выбор проектов, по ним подписываются контракты и заключается контракт на финансирование. Бюджет программы ТАСИС является частью годового бюджета Европейского союза и утверждается Европейским парламентом и Советом ЕС. Европейская комиссия от имени ЕС несет ответственность за текущее управление программой ТАСИС, включая общее руководство и осуществление проектов. С 1998 г. механизм управления несколько изменился, поскольку за осуществление всех программ помощи третьим странам стал отвечать новый орган — Объединенная служба внешней помощи ЕС. Для успешного и полноценного решения всех вопросов, связанных с деятельностью программы ТАСИС в Грузии, создано Координационное бюро по техническому содействию программе ТАСИС, исполнительным директором которого является С. Цискаришвили. За реализацию программы отвечают также Делегация Европейской комиссии в Грузии, представляющая политические и экономические интересы ЕС, и Бюро мониторинга программы ТАСИС, сотрудники которого регулярно инспектируют текущие проекты. В целом за период 1991—1997 гг. на национальные программы технической помощи Грузии по линии ТАСИС выделено 50 млн экю4, что составило менее 2 % всего бюджета ТАСИС за тот же период. Реальное осуществление проектов в Грузии началось в 1992 г. и к настоящему времени завершено около 100 проектов, 50 — находятся в стадии осуществления [25]. Кроме того, начато выполнение проектов, направленных на укрепление парламента Грузии как института власти и поддержку реформы государственной службы. Приоритетные направления деятельности ТАСИС в Грузии ориентированы прежде всего на решение основных проблем, стоящих перед страной (см. табл.). Наибольшую активность ТАСИС проявляет в особенно важной для будущего республики области — энергетике. Проекты ТАСИС в области энергетики на начальном этапе были направлены на смягчение энергетического кризиса в Грузии, вызванного недостатком собственных энергетических ресурсов и проблемой с внешними поставками, и в этом направлении были достигнуты определенные успехи. Затем после завершения проекта по определению общенациональной стратегии Грузии в области энергетики была оказана помощь недавно созданному Министерству топлива и энергетики. Оказано содействие новой Международной грузинской нефтяной корпорации в укреплении управленческих структур, а также по вопросам, связанным с транспортировкой нефти и газа из Каспийского бассейна. Создан Центр энергоэффективности.
[править] Сельское хозяйство
Консультанты ТАСИС работали над реализацией проекта развития сельского хозяйства страны на период с 1997 по 2000 г. Главные направления этого проекта — разработка земельного кадастра, проведение земельной приватизации, обучение менеджменту и маркетингу, подготовка кадров, создание фермерских ассоциаций, разработка стратегических параметров развития сельского хозяйства [26]. Согласно рекомендации проекта ТАСИС по комплексному техническому содействию сельскому хозяйству Грузии, уже произведена реорганизация Министерства сельского хозяйства, которое стало основным органом, обеспечивающим проведение реформ в селскохозяйственном секторе республики. Из предусмотренных к открытию программой ТАСИС трех центров агробизнеса по подготовке специалистов-аграрников начал работать один из них в Цнори. Проект предусматривает подготовку в течение 2 лет 30 специалистов-консультантов по агробизнесу.
[править] Реорганизация госпредприятий и развитие частного сектора
Созданный в Грузии при посредстве ТАСИС Центр поддержки структурной перестройки предприятий и управления по указу президента Грузии получил официальные полномочия. В настоящее время он успешно ведет не только подготовку местных сотрудников, но и проводит реструктуризацию грузинских компаний. Реализовывался проект по созданию Центра постприватизационного развития, который призван оказывать поддержку приватизированным и частным предприятиям в оценке и повышении управленческопредпринимательской квалификации, а также в поиске необходимых сведений о рынках и улучшении финансовой стратегии. В рамках этого проекта ТАСИС оказывает поддержку Агентству по развитию малых и средних предприятий и двум центрам деловой информации. Большое внимание уделялось проекту по активизации экспорта. В июле 1999 г. в рамках программы ТАСИС в Тбилиси открылось Агентство по содействию экспорту Грузии, которое будет действовать в тесном сотрудничестве с Министерством торговли и внешнеэкономических связей. Основной задачей агентства является обеспечение представителей грузинского бизнеса актуальной рыночной информацией, а также подготовка квалифицированного персонала. В дальнейшем при поддержке этого агентства предполагается создание Ассоциации экспортеров Грузии. Этот проект направлен на повышение конкурентоспособности Грузии в мировой рыночной экономике.
[править] Развитие людских ресурсов
Развитие людских ресурсов в ключевых областях политической и экономической систем Грузии рассматривается ТАСИС как хорошая возможность создания необходимой основы для устойчивого роста экономики республики. В рамках этих проектов при Тбилисской школе бизнеса проведена серия учебных семинаров по банковскому делу, организована подготовка госслужащих в рамках реформы системы государственного управления. В рамках программы ТАСИС по оказанию консультативного содействия правительству Грузии в рационализации работы государственных служб создан Центр профессиональной подготовки госслужащих. Колледж государственного управления (РАСТ) уже подготовил 1800 госслужащих. Проект реализуется в тесном сотрудничестве с отделом кадров и отделом реформ Государственной канцелярии Грузии.
[править] Телекоммуникации
В этой области при помощи программы ТАСИС были разработаны стратегия развития отрасли и программа инвестиций до 2005 г. Особое внимание уделяется таких вопросам, как принятие международных стандартов и процедур и создание нормативной базы [27].
[править] Программа реабилитации территорий
Реализуется программа реабилитации территорий, пострадавших от военных действий. Это в первую очередь касается Абхазии и Южной Осетии. В рамках этой программы для Южной Осетии (Цхинвальского региона) в 1997—1999 гг. было выделено 7,5 млн евро. Ряд проектов общей стоимостью 3,5 млн евро уже практически завершен. Как и предыдущие проекты Евросоюза, реализация этой программы осуществляется с использованием местных ресурсов и местной рабочей силы. В настоящее время в Грузии реализуется Индикативная программа на 1996—2000 гг., на которую выделено 32 млн экю [28]. В ней особое внимание уделяется развитию инфраструктуры, частного сектора, а также содействию в выполнении взятых на себя Грузией международных обязательств посредством принятия соответствующих законодательных актов. В первую очередь речь идет об обязательствах, содержащихся в подписанном в апреле 1996 г. Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, а также обязательствами, принятыми Грузией при вступлении в ВТО. Программа ТАСИС на 1998—1999 г. финансировалась в размере 16 млн экю, причем по личной инициативе Х. ван ден Брука она была увеличена с 14 млн экю, что, по мнению начальника отдела Еврокомиссии по связям с Кавказом и Центральной Азией К. Витбруда, явилось еще одним подтверждением поддержки, оказываемой ЕС курсу политических и экономических реформ в Грузии [29]. С целью стабилизации экономического положения в Грузии, ЕС утвердил программу ТАСИС на 1999—2000 гг., на реализацию которой выделено 12,2 млн экю и еще 3,8 млн экю на малые программы. Особое внимание в этих программах уделяется развитию инфраструктуры (энергетики и транспорта), частного сектора и подготовке кадров. Кроме того, выделены средства на 6 малых проектов, фактически являющихся дополнением к основным. Помимо национальной программы Грузия участвует в двух региональных программах, реализуемых в рамках программы ТАСИС. Это проекты ТРАСЕКА и ИНОГЕЙТ.
[править] ТРАСЕКА
Проект ТРАСЕКА призван способствовать развитию торговых и коммуникационных возможностей стран Закавказья и Центральной Азии, поиску для них новых выходов на европейские и мировые рынки. Первоначально осуществлявшийся очень медленно в основном изза политических и военных конфликтов в регионе проект ТРАСЕКА постепенно набрал темп и сейчас, по общему мнению, реализуется довольно успешно. Имеются договоренности о крупнотоннажных морских перевозках по Каспию и Черному морю, подписано и уже выполняется соглашение о транспортировке нефтяного оборудования от портов Грузии до Баку, заключены соглашения о конкурентных ставках транзита, упрощении пограничного режима и таможенных процедур. К реализации проекта привлечены крупные европейские подрядчики и ее финансирование не встречает трудностей. На этот проект Евросоюз уже привлек 50 млн экю, предоставленных Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), и 250 млн экю, выделенных Всемирным банком. ЕБРР взял на себя обязательства по реконструкции портов и строительству дорог на сумму 190 млн дол. [30] При поддержке ЕС частные европейские инвесторы создали несколько совместных предприятий с местными железнодорожными и авиакомпаниями. С проектом ТРАСЕКА связана новая инициатива Европейской комиссии, а именно — прокладка волоконно-оптического кабеля, который позволит обеспечить связь на Великом шелковом пути. На финансирование проекта общей стоимостью 15 млн евро, из которых Грузии будет выделено 7 млн евро, Комиссия уже дала согласие.
[править] ИНОГЕЙТ
Проект ИНОГЕЙТ должен оказать помощь странам Закавказья и Центральной Азии в формировании инфраструктуры в сфере энергетики, проведении необходимых исследований для прокладки новых нефтеи газопроводов. Реализация данного проекта призвана укрепить независимость стран региона и способствовать развитию экспортных путей для транспортировки энергоресурсов. ИНОГЕЙТ был «запущен» в 1995 г., тогда же были определены основные стратегические цели и пути реализации проекта. Только на подготовительные работы по этому проекту Европейский союз уже выделил 50 млн экю. Важным шагом на пути создания институциональных рамок сотрудничества в регионе Кавказ — Центральная Азия явилось подписание представителями 11 стран СНГ (кроме России), Болгарии и Румынии в июле 1999 г. в Киеве на международной конференции по этому проекту «Рамочного (зонтичного) соглашения об институциональных основах создания межгосударственной системы транспортировки нефти и газа»7. В целом все эти проекты, по утверждению еврокомиссара Х. ван ден Брука, отражают готовность Евросоюза установить стабильное партнерство со странами Закавказья и Центральной Азии как с независимыми, процветающими и демократическими государствами. В январе 1999 г. Комиссия выступила с инициативой — оказать помощь странам СНГ, в том числе Грузии, наиболее затронутым недавним экономическим и финансовым кризисом в России. Помощь должна носить гуманитарный характер и осуществляться в рамках ТАСИС, из фондов которого на эти цели предполагалось выделить 20 млн евро. В конце февраля Совет ЕС одобрил эту инициативу [31].
[править] Продовольственная помощь
Грузинское руководство не раз подчеркивало, что именно масштабные безвозмездные продовольственные операции Евросоюза, проведенные в первые годы независимости (в зимние периоды 1994—1995 гг. и 1995—1996 гг.), позволили республике выжить. С 1996 г. Еврокомиссия приступила к оказанию финансовой поддержки Грузии в рамках Программы по продовольственной безопасности, целью которой является содействие улучшению платежного баланса страны для обеспечения условий осуществления структурной реформы сельского хозяйства. При этом полный объем финансовой помощи, которую Еврокомиссия уже оказала и будет продолжать оказывать Грузии по этой программе, составит за период 1996—2000 гг. 60 млн евро [32]. Однако в силу ряда причин, в том числе отсутствия до последнего времени Национальной программы продовольственного обеспечения Грузии, на сегодня из этих средств освоено всего 27 млн евро. Только в мае 1999 г. Министерству сельского хозяйства и продовольствия при технической помощи Еврокомиссии удалось сформировать по всем направлениям разрабатываемой программы 11 проблемных рабочих групп, в состав которых вошли ведущие грузинские и зарубежные эксперты [33]. На период 2000—2003 гг. Еврокомиссия намерена выделить Грузии 33 млн евро для финансирования программ Министерства сельского хозяйства и продовольствия и Государственного департамента управления землей. Программа освоения этих средств является составной частью проекта вышеупомянутой Национальной программы. В своей основе этот документ базируется на специальной программе, которую Еврокомиссия осуществляет в Грузии с 1996 г.
[править] Гуманитарная помощь
Большое значение, особенно в первые годы независимости, для поддержки беженцев, перемещенных лиц и социально незащищенных групп населения Грузии сыграла гуманитарная помощь, которую оказывала Европейская комиссия. Особую роль для поддержки наименее социально защищенных слоев населения играла экстренная помощь в зимний период. Распределением гуманитарной помощи занимается специально созданное подразделение — Бюро Европейского сообщества по оказанию гуманитарной помощи (European Community Humanitarian Office — ECHO). ECHO финансирует гуманитарные акции в Грузии с 1993 г. В связи с тем, что количество акций и расходуемые на эти цели средства оказались весьма значительными, в Тбилиси был открыт координационный офис этой организации. Всего за период 1993—1998 гг. Грузии была предоставлена помощь на общую сумму 78 млн экю. Эта помощь в основном состояла из продовольствия (53 %), медикаментов (20 %), одеял и прочего. Начиная с 1996 г. было признано целесообразным значительно сократить этот вид помощи, поскольку увеличивалось финансирование осуществления реабилитационных программ территорий, пострадавших в результате грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов, другими структурами ЕС и отдельными государствами — членами ЕС. В мае 1998 г. в связи с событиями в Абхазии (30 тыс. беженцев из Гальского района) было принято решение о предоставлении республике дополнительной гуманитарной помощи на общую сумму 3,96 млн экю.
[править] Финансовая помощь
В ноябре 1997 г. Совет министров ЕС на уровне министров финансов принял решение оказать чрезвычайную помощь Грузии для погашения ее задолженности странам Евросоюза. Она состоит из займа в 110 млн экю сроком на 15 лет и грантов — 10 млн экю в 1997 г. и по 17 млн экю в период 1998—2002 гг. В связи с бюджетным кризисом и для поддержания экономической стабильности в республике Евросоюз с начала 1999 г. начал оказывать Грузии финансовую помощь: в январе выделено 5 млн экю, в феврале еще 9 млн экю. Финансовая помощь Грузии оказывается и через ЕБРР, активность которого в республике в последние годы заметно возросла.