Отношения Грузии с ГУАМ

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Грузия — активный член группы ГУАМ (ранее ГУУАМ). Грузия была одной из стран — основателей организации ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия), созданной в Страсбурге в октябре 1997 г. Руководители Тбилиси, как и лидеры других стран -членов организации, указывали, что причиной ее создания были общие Интересы этих государств: заинтересованность в транспортировке каспийской нефти в Европу, в развитии транспортного коридора Европа — Азия. Эти задачи полностью соответствовали проекту TRACECA, о котором говорилось выше. Все страны -участницы ГУУАМ располагались на линии проектируемого транспортного коридора. Организация становилась, таким образом, как бы политической надстройкой над транспортным проектом TRACECA. Другой важной целью объединения, как отмечали его лидеры, было сотрудничество в деле урегулирования конфликтов. Для Грузии это является действиительно важной проблемой: абхазский конфликт не только наносит большой экономический урон стране, но и затрагивает ее государственные интересы, оказывает значительное влияние на ее внешнюю политику. Требует постоянного внимания со стороны Тбилиси осетинский конфликт, и здесь возникают серьезные трудности. Болезненным и не находящим пока решения является карабахский конфликт в Азербайджане. Нерешенность проблемы левобережного Приднестровья осложняет экономическую и политическую ситуацию в Молдавии. В Украине за период независимости не было конфликтов сепаратистского характера, однако опасения такого плана возникали, в частности, в связи с ситуацией в Крыму. Поэтому Киев твердо поддерживал позицию Азербайджана, Молдавии, Грузии по проблемам, связанным с имеющимися там конфликтами. Более того, представители Украины, предлагали заменить российских миротворцев в Абхазии — правда, предложение это было чисто теоретическим, поскольку обусловливалось передачей миротворческой операции под эгиду ООН и ОБСЕ, на что последние согласия не давали. Узбекистан пока не сталкивался с проявлениями сепаратизма, хотя такая угроза, очевидно, существует. На практике эта сторона деятельности ГУУАМ — взаимопомощь в деле урегулирования конфликтов — пока не проявлялась. В то же время сотрудничество в организации транспортировки нефти на Запад и в развитии автомобильного и железнодорожного транспортного коридора Европа — Кавказ — Азия осуществлялось весьма активно. Взаимодействие в двух указанных вопросах предполагало политическое и военное сближение Грузии с остальными членами ГУУАМ. С момента создания организации (1997 г.) такое сближение происходило на практике. «Территория региональной организации ГУУАМ… является сферой жизненных интересов Грузии», — заявлял в апреле 2000 г. советник президента Грузии по международным вопросам Пичхадзе [18]. Вскоре после создания ГУАМ (тогда в организации еще не участвовал Узбекистан) в ноябре 1997 г. в Баку состоялись консультации заместителей министров иностранных дел стран-участниц. В подписанном там протоколе, наряду с сотрудничеством в развитии транспортного коридора и в борьбе с сепаратизмом, предусматривалось укрепление связей в политической области и развитие интеграции с североатлантическими структурами. Весьма любопытен тот факт, что ряд встреч членов ГУАМ (как и само его создание) имели место не в столицах государств -участников организации, а за рубежом. Так, в октябре 1998 г. во время ежегодного собрания Всемирного банка и Международного валютного фонда в Вашингтоне были проведены переговоры между членами ГУАМ, в которых активную роль играли государственный министр Грузии Лордкипанидзе и министр иностранных дел Менагаришвили. Собравшиеся договорились, что для преодоления негативных последствий финансового кризиса в РФ для членов ГУАМ они должны оказывать друг другу взаимную поддержку. Кроме того, было подчеркнуто, что стабилизация экономического положения в странах ГУАМ требует помощи Запада, а также углубления и расширения их сотрудничества с международными финансовыми организациями. Важным этапом развития ГУАМ стал конец апреля 1999 г., когда главы многих стран мира приехали в Вашингтон для участия в праздновании 50-летия НАТО. Здесь ГУАМ превратился в ГУУАМ — к организации официально присоединился Узбекистан.

В этой связи президент Грузии Эдуард Шеварднадзе отметил: «Сегодня закладывается основа, идет практическое становление солидной региональной международной организации» [19]. Грузинский президент поставил, таким образом, вопрос об объединении стран ГУУАМ по-новому. До этого ГУУАМ рассматривалось как объединение стран СНГ, связанных особыми общими интересами внутри Содружества (наряду, например, с Союзом Белоруссии и России, Таможенным союзом). Все эти организации не выходили за рамки СНГ. Международной региональной организацией являлось СНГ в целом. Э. Шеварднадзе как бы выделил ГУУАМ из состава СНГ. В этом плане было понятным его дальнейшее сравнение ГУУАМ с Организацией экономического сотрудничества стран Черноморского бассейна. ГУУАМ характеризовался, таким образом, не частью СНГ, а организацией, отдельной от СНГ. На Ялтинской встрече руководителей государств — членов ГУУАМ в июне 2001 г. пять президентов организации подписали Хартию, которая служит правовой базой для официального преобразования объединения в международную организацию. Э. Шеварднадзе высказывал в связи с подобными планами надежды, что к ГУУАМ присоединятся Румыния и Болгария. Вскоре ГУУАМ обратилось с официальной просьбой к ООН зарегистрировать объединение в качестве региональной международной организации [20]. Правда, руководитель Грузии заявлял, что ГУУАМ не имеет целью изолировать Россию: «После урегулирования конфликта в Абхазии и восстановления на ее территории железнодорожного и автомобильного сообщения сама Россия присоединится к ГУУАМ» [21]. Но это в лучшем случае были лишь заверения самого Э. Шеварднадзе к тому же сопровождавшиеся трудно выполняемыми в ближайшем будущем условиями. Политические деятели Запада связывали с ГУУАМ и другими организациями к югу от России (типа TRACECA, Шелковый путь, система трубопроводов для энергоносителей — БИСЕК) иные цели. Это, в частности, показала встреча глав государств Шелкового пути с политическими деятелями США в конгрессе, которая состоялась 24 апреля 1999 г. Выступая там, известный американский политолог З. Бжезинский заявил: «Речь идет о новой политической реальности, и наша задача состоит в максимальном содействии независимому развитию этих стран». Сенатор Браунберг, внесший в конгресс проект закона «Акт стратегии Шелкового пути», подчеркнул в ходе этой встречи: «США должны прилагать большие усилия к укреплению независимости государств Южного Кавказа и Центральной Азии, поскольку они представляют для мира стратегически важный регион». Советник президента США Бергер подтвердил на встрече, что власти США четко определили задачу — способствовать успешному развитию стран региона путем укрепления суверенитета, поддержки демократических принципов, расширения отношений с НАТО в рамках «Партнерства ради мира» (ПРМ), и указал, что с конгрессом США ведется работа по вопросу о финансировании этого региона [22]. Независимое развитие, суверенитет, поддержка демократических принципов — все эти термины сами по себе не могут вызывать отрицательного отношения. Однако в контексте, в котором они употреблялись в выступлениях политических деятелей США, это преследовало четко поставленную цель — изолировать все южные страны СНГ от России. Американские политические обозреватели характеризовали направленность ГУУАМ с предельной откровенностью: «На минувшей неделе в Вашингтоне, указывалось, например, в „Нью-Йорк таймс“, собрались представители пяти бывших советских республик, чтобы утвердить свое возрастающее отдаление от Москвы и выразить недовольство бывшей крупнейшей империей мира» [23]. Главы государств ГУУАМ выступили в Вашингтоне 24 апреля 1999 г. с заявлением, которое получило в СМИ наименование «Вашингтонская декларация». Подписавшие ее пять членов ГУУАМ согласились: * укреплять сотрудничество в рамках международных организаций и форумов; * развивать взаимодействие в рамках Совета евроатлантического партнерства и Программы НАТО «Партнерство ради мира»; * укреплять взаимодействие в области мирного урегулирования конфликтов на основе уважения суверенитета, территориальной целостности, нерушимости границ; * углублять сотрудничество с целью укрепления миротворческого потенциала; * прилагать усилия для борьбы против этнической нетерпимости, сепаратизма, религиозного экстремизма и терроризма; * предпринимать совместные действия по укреплению регионов нераспространения ядерного и других видов оружия массового поражения, выступить против поставок оружия в зоны конфликтов; * расширять сотрудничество в развитии коридора Европа -Кавказ — Азия; * проводить консультации по вопросам, представляющим взаимный интерес. Цели, намеченные в Вашингтонской декларации ГУУАМ, не могут вызывать возражений. Но обращает на себя внимание то обстоятельство, что, являясь членами СНГ, страны ГУУАМ ничего не говорят о сотрудничестве в рамках Содружества и в то же время подчеркивают свое намерение развивать взаимодействие в рамках Совета евро-атлантического партнерства, программы НАТО «ПРМ». Развитие связей с партнерами по СНГ, и в частности с Россией, в Декларации не предусматривается. И президент Грузии, несмотря на свои предыдущие заявления, не выступил инициатором соответствующего дополнения. Между тем по всем пунктам декларации страны ГУУАМ, казалось бы, заинтересованы во взаимодействии со странами СНГ, не являющимися членами ГУУАМ, в особенности с РФ. А в некоторых случаях прямая помощь России может оказаться жизненно важной для самого существования некоторых из стран ГУУАМ. На чью помощь мог бы рассчитывать, например, Узбекистан, если бы религиозные экстремисты и террористы, получив широкую поддержку соответствующих международных сил, попытались развернуть крупномасштабные вооруженные действия на территории этой страны? Локальные действия такого плана уже имели место. Смогли бы Грузия, Азербайджан, Молдавия и даже достаточно мощная с военной точки зрения Украина оказать необходимую помощь своему центральноазиатскому союзнику? Скорее, в этом случае более эффективной была бы прямая поддержка со стороны непосредственных соседей Узбекистана и, главное, военная помощь со стороны России. Партнеры по ГУУАМ тоже могли бы принять в ней посильное участие. На совещании глав государств ГУУАМ в Вашингтоне была поддержана идея создания исполнительного рабочего органа организации. Министрам иностранных дел было поручено разработать предложения по формированию такого органа, его устава и регламента. Важной инициативой стран ГУУАМ, в которой активное участие принимала Грузия, стала деятельность по налаживанию так называемого «балто-черноморского» сотрудничества.

Эта идея была выдвинута летом 1999 г. президентом Украины Леонидом Кучмой. Такой вопрос поднимался, в частности, в ходе визита в Грузию министра иностранных дел Украины Тарасюка в конце июня 1999 г. Руководители Тбилиси заверили киевского гостя в полной поддержке инициативы Кучмы и в оказании Грузией всемерной помощи в координации «Шелкового» и «Янтарного» путей. Более подробно об этой идее высказался министр иностранных дел Грузии Менагаришвили в интервью перед своим визитом (12-13 июля 1999 г.) в Литву. «Мы придаем большое значение сотрудничеству со странами Балтии, — заявил он, — страны Балтийского региона серьезно заинтересованы в воплощении на Южном Кавказе значительных проектов, в частности, речь идет об энергоносителях Каспия, проекте TRACECA, и, исходя из этого проекта, экономическом сотрудничестве с Центральной Азией. Введение в действие в апреле паромной переправы из Батуми и Поти до Ильичевска восстановило прямую связь между нашими странами, практически сейчас уже не существует транспортных проблем, вызванных конфликтом в Абхазии, сложной обстановкой на Северном Кавказе… для бесперебойного функционирования магистрали от Балтии до Центральной Азии через Черное море» [24]. 10-11 сентября 1999 г. в Ялте состоялась конференция «БалтоЧерноморское сотрудничество: к интегрированной Европе ХХI в. без разделительных линий». Участники конференции выступили с заявлением, в котором выразили желание содействовать сотрудничеству между странами Балто-Черноморского пространства и созданию архитектуры европейской безопасности, свободной от разделительных линий; прилагать усилия для разрешения и предупреждения конфликтов и сохранения мира, безопасности и стабильности на БалтоЧерноморском пространстве; развивать экономическое сотрудничество путем реализации совместных проектов в сфере энергетики, транспорта, связи, экологии и других сферах; выразили готовность поддерживать политический диалог между странами Балто-Черноморского пространства и т. д. На конференции с развернутой речью выступил Э. Шеварднадзе. "Мы собрались здесь, — заявил он, чтобы обсудить назревшие вопросы дальнейшей интеграции с Европой… построить будущее Европы без разделительных линий. Мы желали бы видеть Балто-Черноморское пространство ареной крупных проектов, нацеленных в первую очередь на претворение в жизнь уникального транспортного потенциала двух наших регионов. Последние подразумевают использование собственной территории как глобального транспортно-коммуникационного коридора, конфигурация которого совпадает с исторически сложившимися путями, ведущими свой отсчет с раннего периода человеческой цивилизации (по аналогии с Великим шелковым путем, имея в ввиду традиционный «путь из варяг в греки»). Таким образом завершилась бы стыковка двух уже апробированных коридоров магистрали «Виа Балтика» и Великого шелкового пути. «Грузия есть и всегда будет тем звеном в Балто-Черноморском пространстве, для которого демократия и свобода выбора пути, стремление к европейским ценностям и защита национальной самобытности — священные понятия… мы полны решимости сделать все от нас зависящее, чтобы способствовать началу укрепления Балто-Черноморского сотрудничества — еще одному пути, ведущему к интегрированной Европе без разделительных линий» [25]. В речи грузинского президента содержатся положения, прямо затрагивающие интересы России и ряда других членов СНГ. Главную транспортную магистраль из Балтии, Скандинавии и в целом из Северной Европы в Центральную Азию и далее на Восток предлагается проложить через Польшу, Украину, Черное море, кавказский коридор и Каспийское море. Беглый взгляд на географическую карту показывает, что этот путь длиннее и сложнее (две морские паромные переправы), чем ряд путей из Скандинавии и Балтии через территорию России непосредственно в Центральную Азию, а из ряда стран Северной и Центральной Европы — через Белоруссию, Украину и Россию в том же направлении. Цели такой Балто-Черноморской магистрали, совершенно очевидно, исходят не из экономических, а из политических соображений — отрезать Россию от магистрали Север — Юг. При таком варианте возникает сомнение: а заинтересовано ли руководство Тбилиси в возрождении автои железнодорожной магистрали из России в Грузию через абхазскую территорию. Впрочем, видимо, все же заинтересовано в качестве вспомогательной: для целей торговли Грузии с Россией, которая даже сейчас является важным фактором для грузинской экономики. Фактически неточной является аналогия балтийскочерноморского маршрута с «путем из варяг в греки». Последний шел из Скандинавии через Новгород в верховья Днепра, через ныне российские, белорусские и украинские земли. А предлагаемый новый «путь из варяг в греки» начинается в Гданьске на Висле (Польша) и идет через территорию Польши и Украины к Одессе, не имея никакого отношения к древнему пути по Днепру. И наконец, представляет интерес два раза повторенная в указанной речи и широко распространенная в СМИ Грузии формулировка, что Балто-Черноморское сотрудничество (и, соответственно, транспортная магистраль, обходящая Россию) это путь к Европе «без разделительных линий». Что подразумевал под этим грузинский лидер? Нигде ни единым словом он не упомянул Россию. Следовательно, разделительная линия будет установлена перед ней (и, естественно, перед Белоруссией). Значит, по мнению президента Грузии, получается, что Россия, европейская территория которой намного больше территории любой другой европейской страны, вообще не входит в Европу, а расположенная в Азии Грузия в Европу «без разделительных линий» входит. Пожалуй, это одно из самых откровенных изложений прозападной позиции лидера Тбилиси, отделяющего Грузию от России и СНГ и включающего ее в состав Европы, в которую Россия, как и большинство других стран СНГ (в том числе и европейская Белоруссия), не допускается. Грузия принимает активное участие в деятельности ГУУАМ, связанной с военными аспектами. Как указывал руководитель прессслужбы МО Азербайджана Меликов, основа военного сотрудничества ГУУАМ была заложена главами этих государств при создании этой группы в Страсбурге в октябре 1997 г. 21 января 1999 г. министры обороны Грузии, Украины, Азербайджана подписали в Баку коммюнике о сотрудничестве в военной области (Молдавия как нейтральная страна на этом совещании не присутствовала и в военной деятельности ГУУАМ не участвует). Предусматривалось создание миротворческого батальона, что, по мнению министров обороны, стало бы шагом в направлении укрепления безопасности стран ГУАМ. Одной из основных функций миротворческого батальона, как отмечалось, будет охрана нефтепроводов Баку — Супса и Баку — Джейхан. В марте 1999 г. в ходе визита в Тбилиси министра обороны Азербайджана и его встречи с президентом Э. Шеварднадзе было подчеркнуто, что строительству независимости особенно мешают агрессивный национализм и сепаратизм и в противоборстве с ними необходимо активное участие вооруженных сил стран ГУАМ [26]. Интенсивные связи по военной линии развивались между Грузией и Украиной. Уже отмечались заявления Украины о готовности заменить российских миротворцев в Абхазии. В марте 1999 г. во время посещения Тбилиси министром обороны Украины Кузьмуком обсуждались вопросы региональной безопасности, расширения сотрудничества в военной сфере, взаимодействия военных ведомств в охране нефтепроводов, подготовки военных кадров и т. п. На переговорах министров обороны Грузии и Украины было принято решение о проведении на грузинской территории военных учений с участием Азербайджана, Украины и Грузии. Эти учения состоялись на Крцанисском полигоне (близ г. Рустави). В них были задействованы по одному усиленному взводу каждой из трех стран, а также тяжелое вооружение, включая бронетехнику и вертолеты [27]. В апреле 1999 г. между Грузией и Украиной был подписан ряд документов о взаимодействии в военной области, предусматривающий совместные учения, взаимодействие в охране нефтепроводов, военнотехническое сотрудничество, сотрудничество в пограничных вопросах и т. д. С 7 сентября 1999 г. 35 курсантов из погран-войск Грузии приступили к учебе в Академии пограничных войск Украины. 17 апреля 1999 г. на открытии нефтепровода Баку — Супса президент Кучма заявил, что ГУАМ может перерасти впоследствии «из консультативной организации в экономический и даже военный союз». Однако Э. Шеварднадзе уклонился от развития этой темы. Он отметил, что в документе, подготовленном для подписания лидерами ГУАМ по случаю торжественного события — ввода в строй нефтемагистрали Баку — Супса, военные аспекты отсутствуют. В то же время, он подтвердил, что в грузино-украинских отношениях «военная составляющая» играет заметную роль [28]. Военное сотрудничество Грузии с Узбекистаном началось еще до вступления последнего в ГУУАМ (24 апреля 1999 г.). 30 марта 1999 г. на встрече с министром обороны Узбекистана Турсуновым президент Э. Шеварднадзе заявил: « Мы придаем большое значение вашему визиту, поскольку сотрудничество в военной сфере наилучшим образом выражает характер отношений между странами». Со своей стороны Турсунов подчеркнул: «Наша задача — укрепление суверенитета уже независимых сегодня государств, формирование полноценных мощных вооруженных сил». Он указал, что его ведомство всецело поддерживает проводимый в грузинской армии процесс развития и что отношения между странами создают хорошую основу для дальнейшей активизации сотрудничества в военной сфере [29]. Основой для такого активного сотрудничества, в частности, является то обстоятельство, что в Узбекистане на складах бывшего Туркестанского военного округа хранится большое количество военной техники, вооружения, военного имущества, запасных частей, запасы которых намного превышают потребности страны. Грузия, хотя и стремится к переходу в оснащении своих вооруженных сил на стандарты НАТО, пока не может сделать это по финансовым причинам. Поэтому она нуждается в замене и пополнении своих вооружений советского образца, запчастях к нему и заинтересована в поставках всего этого из Узбекистана. Таким образом, находясь в составе СНГ, Грузия считает своими наиболее близкими партнерами, не Россию и страны Содружества, наиболее активно с Россией сотрудничающие, а страны — члены ГУУАМ, в той или иной мере дистанцирующиеся (или в какой-то период дистанцировавшиеся) от России. Несомненно, что основой такой ориентации являются надежды Тбилиси обеспечить подъем экономики Грузии, способствуя транспортировке каспийской нефти на Запад и используя транзитные возможности страны. Таким образом и это направление внешней политики Грузии преследует достижение ее важнейшей цели — стать важным и незаменимым участником Великого шелкового пути. Именно это стало главной причиной активного участия Грузии в формировании и развитии группы ГУУАМ. Следует подчеркнуть, что официальные цели Грузии, которых она стремится достичь, чтобы обеспечить себе центральное место на кавказском участке Великого шелкового пути, поддерживая для этого развитие сети нефтепроводов, железнодорожных и автомобильных магистралей на своей территории и участвуя в таких организациях, как TRACECA и ГУУАМ, не противоречат жизненным интересам России и полноценному сотрудничеству Грузии в СНГ. Определенные разногласия, возникающие в ходе реализации Грузией этих целей, можно было бы урегулировать в ходе переговоров на основе взаимоприемлемых компромиссов. Тревогу вызывают лишь стремление Тбилиси подыгрывать антироссийским кругам Запада в их попытках изолировать Россию от развития транспортных связей между Западом и Востоком, а также отстранить РФ от участия в деятельности TRACECA и ГУУАМ, противопоставить эти организации России и СНГ.

[править] Ссылки

Личные инструменты