Омская область во II тысячелетии

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Политика

В 1973 году Иван Фёдорович Литвинчев был избран председателем Омского исполкома горсовета.[1]

11 ноября 1991 года указом президента РСФРС Бориса Ельцина Полежаев был назначен главой администрации Омской области. 12 декабря 1993 года его избрали членом Совета Федерации (СФ) по Омскому двухмандатному избирательному округу.[2]

В декабре 1995 года прошли выборы главы администрации (губернатора) Омской области. На них победил Полежаев, набравший около 60 процентов голосов избирателей. В 1999 году чиновник вновь был переизбран.[3]

[править] Экономика

[править] Промышленность

[править] Обрабатывающая промышленность

[править] Нефтеперерабатывающая промышленность

В конце 1940-х гг. было принято решение о строительстве нефтеперерабатывающего завода в Омске.[4]

5 сентября 1955 года был введен в строй один из крупнейших в мире нефтеперерабатывающих заводов — Омский.[5]

[править] Электроэнергетика

Омская ТЭЦ-5 эксплуатируется с 1980 года.[6]

[править] Транспорт

[править] Сухопутный транспорт

[править] Железнодорожный транспорт

В 1998 г. объемы перевозок на Омском отделении Западно-Сибирской железной дороги сократились почти в три раза к уровню перевозок 1988 г. В связи с этим резко упали и денежные поступления, что повлекло сокращение обслуживающего персонала, ухудшение материально-технического снабжения, старение подвижного состава и повышенный износ железнодорожного полотна.[7]

[править] Автомобильный транспорт
[править] Автобусный транспорт

В 1997 г. в Омск поступило более 300 автобусов.[8]

[править] Троллейбусный транспорт

Вопрос о том, чтобы организовать в Омске троллейбусную сеть, впервые поставили в 1953 году. Правда, в конкретные планы он превратился только в следующем году, когда 24 мая Совет министров СССР утвердил технический проект троллейбусной системы для Омска.[9]

5 ноября 1955 года открылся первый маршрут омского троллейбуса — от Управления Омской железной дороги (нынешний ОмГУПС) до Городка Водников. Первыми моделями троллейбусов, которые начали работать в нашем городе, стали МТБ-82Д, производившиеся в Энгельсе. Модели МТБ-82Д были рассчитаны на 38 сидячих мест, всего же в салоне с полной вместимостью могли проехать 86 человек. В троллейбусе были 2 двери для пассажиров — в передней и задней части салона.[10][11]

Омская троллейбусная система стала первой в Сибири.[12]

В 1965 году в Омск начали поступать новые троллейбусы — ЗиУ-5, после которых модели МТБ-82Д стали признаваться морально устаревшими и списывались. Новые машины ЗиУ-5 имели всего 35 мест для сидения, зато салон вмещал 122 человека. На момент появления ЗиУ-5 считались передовыми моделями.[13]

Новые троллейбусы ЗиУ-5 привезли в Омск после введения в эксплуатацию новой троллейбусной линии в Городке Нефтяников (по Нефтезаводской до Энтузиастов).[14]

В 1966 году омские троллейбусы перешли на бескондукторное обслуживание.[15]

Троллейбусы МТБ-82Д ездили по улицам Омска вплоть до 1969 года — именно тогда были списаны последние машины.[16]

В 1974 году в Омск поступили троллейбусы ЗиУ-9. В ЗиУ-9 при наличии всего 30 мест для сидения салон вмещал 125 пассажиров и был трехдверным.[17]

В 1978 году в Омске действовали шесть троллейбусных маршрутов.[18]

В 1981 году вместо касс в салонах омских троллейбусов стали устанавливать компостеры.[19]

ЗиУ-5 работали в Омске до 1983 года.[20]

В 1985 году на маршрут № 4 (вокзал — нефтекомбинат) вышел первый в Омске троллейбусный поезд, составленный из двух машин ЗиУ-9.[21]

К 1988 году троллейбусная сеть Омска насчитывала 16 маршрутов.[22]

В 1995 году в Омск поступили два сочлененных троллейбуса ЗиУ-620520 — модификация модели ЗиУ-683.[23]

В 1995 году до посёлка Солнечный продлили троллейбусные маршруты № 13 и 14.[24]

В 1996 году троллейбусный парк Омска пополнился 10 машинами АКСМ-101 белорусского завода «Белкоммунмаш». Троллейбус, внешним видом напоминающий ЗиУ-682 (кузовы моделей аналогичны), вмещает 114 человек (30 сидячих мест).[25]

В 1998 году в Омске был открыт троллейбусный маршрут № 11 «Левобережье — Городок Водников — Левобережье».[26]

[править] Дороги

В 1948 году началось строительство Комсомольского моста.[27]

1953 год — построен Комсомольский мост.[28]

Пуск в строй Ленинградского моста состоялся 6 ноября 1959 года.[29]

Решением городских властей официальные имена омским мостам были присвоены в 1967 году. 31 января 1967 года Омский горисполком принял решение «О присвоении наименования мостам в г. Омске».[30]

Первый подземный переход в Омске построили в 1972 году на пересечении проспекта Карла Маркса и улицы Лермонтова, в районе остановки «Площадь Ленина».[31]

Подземный переход на пересечении улиц Гагарина и Либкнехта открылся в 1974 году, ещё через два года — на Любинском проспекте.[32]

[править] Трамвайный транспорт

2 октября 1936 года был сдан в эксплуатацию трамвайный мост через Омь.[33]

Пробный пуск первого омского трамвая произошёл 7–8 ноября 1936 года. Официальное открытие трамвайного движения в Омске состоялось 15 ноября 1936 года.[34]

Вторая очередь омского трамвая была пущена от сада Куйбышева (Соборная площадь) до городка Водников в сентябре 1937 года, третья и четвёртая – до Парка культуры и отдыха и к 11-й Ремесленной – в 1938–1939 годах. Через год, в 1940-м, линия от городка Водников была продлена до сельскохозяйственного института.[35]

В 1941–1945 годах трамвай был единственным городским транспортом в Омске: перевозил рабочих и служащих, хозяйственные грузы, топливо.[36]

12 апреля 1947 года не выдержал напора ледохода деревянный трамвайный мост на Оми, единая трамвайная сеть Омска разделилась.[37]

Для обеспечения работы правобережных трамвайных маршрутов было организовано депо № 2 в городке Водников, которое просуществовало до 1959 года.[38]

В 1951 году для трамвайного депо № 1 на проспекте К. Маркса было построено новое кирпичное здание.[39]

В 1954 году с открытием Комсомольского моста через Омь вновь было налажено трамвайное движение через весь Омск.[40]

6 ноября 1956 года в городке Нефтяников было открыто трамвайное депо № 3.[41]

Благодаря реорганизации трамвайных линий в 1959 году удалось провести также небольшую реформу трамвайного управления: депо № 2 на Водниках было упразднено и переведено в депо № 1 на проспекте К. Маркса, а депо № 3 в Нефтяниках был присвоен № 2.[42]

В 1990-е гг. в Омске развитие трамвайного сообщения практически прекращается.[43]

В 1996 г. был открыт трамвайный маршрут по Октябрьскому мосту в Омске.[44]

В 1997 г. закрылось движение омского трамвая по маршрутам № 3, 5, 12 и 16.[45]

1997 год отмечен созданием Омского муниципального унитарного трамвайного предприятия путем объединения двух трамвайных депо и службы пути.[46]

В 1998 г. закрылось омское трамвайное депо № 2.[47]

[править] Трубопроводный транспорт

2000 год — полностью введено в эксплуатацию современное здание Административного управления ОАО «Транссибнефть» в Омске.[48]

[править] Нефтепроводный транспорт

1952 год — стартовала прокладка нефтепровода Туймазы (Башкирия) — Омск диаметром 500 миллиметров и протяженностью 1332 км, который в конце 1955 года был завершен.[49]

7 января 1956 года по нефтепроводу Туймазы — Омск на Омский нефтезавод начала поступать башкирская нефть.[50]

1959 год — Ввод в строй второй нити магистрального нефтепровода Туймазы — Омск. Запуск нефтепровода Омск — Татарск.[51]

24 ноября 1960 года — в Омске создано районное управление Дирекции строящегося магистрального нефтепровода (ДСМТ) Омск — Иркутск.[52]

2 октября 1964 года строительство основной трассы МН Омск — Иркутск завершается.[53]

30 октября 1967 года — нефть из тюменского Усть-Балыка пришла в Омск — новый нефтепровод связал МН Омск — Иркутск с месторождениями Тюменского Севера.[54]

11 декабря 1969 года — Постановление Совета министров и ЦК КПСС о строительстве магистрального нефтепровода Омск — Павлодар.[55]

1970-е годы — процесс электрификации линейной части МН Омск — Иркутск.[56]

Сентябрь 1972 года — ввод в строй станций второй очереди расширения нефтепровода Омск — Иркутск: Вознесенской (Красноярск), Мариинской и Ачинской.[57]

Декабрь 1977 года — ввод в строй магистрального нефтепровода Омск — Павлодар.[58]

1981 год — Завершение процесса полной электрификации задвижек на МН Омск — Иркутск.[59]

[править] Нефтепродуктопроводный транспорт

Конец 1956 года — ввод в строй нефтепродуктопровода Омск — Татарск.[60]

1959 год — завершение строительства нефтепродуктопровода Омск — Новосибирск.[61]

[править] Общественный транспорт

В апреле 1956 года Трамвайный трест был реорганизован в Трамвайно-троллейбусное управление.[62]

В 1999 г. было создано Омское муниципальное унитарное предприятие «Городской электротранспорт».[63]

[править] Воздушный транспорт

В 1979 году Совет Министров СССР принял решение о строительстве в Омской области нового аэропорта.

В 1994 году Омский объединённый авиаотряд разделился на два акционерных общества — «Омский аэропорт» и «Омскавиа». Последующие годы были очень тяжёлыми для авиапредприятий — они не имели прибыли. Если в 1990 году из Омского аэропорта было отправлено около миллиона пассажиров, то в 2000 году всего 176 тыс.[64]

[править] Культура

Летом 1940 года в Омске с гастролями выступил недавний выпускник театрального техникума Аркадий Райкин. Он провел трехчасовой концерт в Летнем саду.[65]

Летом 1940 года в омском Летнем театре проходили гастроли Свердловского театра музыкальной комедии.[66]

[править] Недвижимость

Первое 14-этажное здание в Омске было построено в 1972 году.[67]

Личные инструменты