Обезвреживание взрывного устройства в Дагестане (21 декабря 1998)

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В декабре 1998 года в пригороде Махачкалы нашли автомобиль со взрывчаткой. Чтобы обезвредить бомбу, сотрудникам УФСБ по Дагестану пришлось обратиться за помощью к московским коллегам. Из Москвы спецрейсом прислали робота-сапёра и взрывотехников, которые успешно справились с задачей.

[править] Хронология

В декабре 1998 года сотрудники Дагестанского УФСБ получили оперативную информацию о том, что одна из преступных группировок готовит взрыв в центре Махачкалы.

Утром 20 декабря 1998 года сотрудникам ФСБ удалось обнаружить УАЗ-452. Автомобиль нашли на обочине горной дороги, соединяющей город Каспийск с морским побережьем.

С первого же взгляда оперативникам стало ясно, что эта машина — «та самая». В кузове они заметили несколько мешков, рядом с которыми находилось устройство, очень похожее на электродетонатор. Тянущиеся от него провода вполне могли играть роль антенны, поэтому сотрудники ФСБ не исключили возможности, что устройство имеет дистанционное управление. Начинённая взрывчаткой машина несколько часов провела без движения в плотном милицейском кольце. Начальник управления ФСБ по Дагестану Владимир Смирнов напомнил своим подчинённым о «неожиданных сюрпризах», которые могут обнаружиться в любой момент — например, в вездеходе мог прятаться подрывник-смертник.

Чтобы обезвредить бомбу, попросили прислать взрывотехников из Москвы. 20 декабря 1998 года на самолёте МЧС в Махачкалу прибыла бригада специалистов с роботом-сапёром. Робот уже дважды до этого успешно использовался в Дагестане. В январе 1998 года недалеко от республиканского культурного центра с его помощью разминировали «Жигули» с пластидом, а в апреле 1998 года обезвредили бомбу возле дороги, по которой обычно ездит из дома на работу мэр Махачкалы Саид Амиров.

Всю ночь столичные и махачкалинские взрывотехники с помощью привезённой из Москвы спецаппаратуры (видеокамеры и рентгеновского аппарата, установленных на роботе-манипуляторе) детально исследовали взрывоопасную машину. После чего УАЗ прицепили к бронированному тягачу и под прикрытием специального мощного передатчика, подавляющего радиоволны (опасались, что бомба может быть приведена в действие дистанционно), отогнали на пустырь близ махачкалинского аэропорта.

Подбирая наиболее безопасный вариант разминирования, взрывотехники выяснили и способ «закладки» взрывчатки. Почерк террористов показался оперативникам очень знакомым: похожим способом была заминирована автомашина, взорванная в сентябре 1998 года на махачкалинской улице Пархоменко. А потом появилось еще одно подтверждение этому: по словам сотрудников пресс-службы УФСБ Дагестана, один из задержанных по подозрению в совершении теракта на улице Пархоменко предложил контрразведчикам лично обезвредить бомбу. От помощи террориста-добровольца представители ФСБ отказались — никто не мог исключить, что ему просто пришел в голову оригинальный способ самоубийства, и 21 декабря 1998 года утром к нашпигованной взрывчаткой машине подошли столичные специалисты. К полудню из УАЗика были извлечены 46 тротиловых шашек весом 200 грамм каждая, изготовленных в России, 5 килограммовых мешочков с порошкообразным взрывчатым веществом и 3 электродетонатора.

По словам В.Смирнова, этот теракт был подготовлен точно так же, как взрыв на улице Пархоменко в Махачкале 4 сентября 1998 года. Тогда погибли 20 человек и 62 получили ранения. «В этих двух случаях использовались автомобили УАЗ и одинаковая взрывчатка,— сообщил В.Смирнов.— Мы не исключаем, что оба преступления готовили одни и те же люди».

[править] Ссылки

Личные инструменты