Нефтяное машиностроение России в 1990-х годах
Материал из Documentation.
Распад СССР повлёк за собой деление единых потенциалов всех отраслей страны на части. Это коснулось и заводов машиностроительного комплекса, связанных с производством оборудования для ТЭК. В условиях зарождающейся рыночной экономики они вынуждены были заняться поиском своего места на неизвестном, до этого не существовавшем, рынке нефтегазового оборудования, который должен был заменить административное распределение поставок выпускаемой заводами продукции, устраивающее до этого всех машиностроителей.[1]
Основная часть заводов (около 3/4), выпускающих технику для ТЭК, осталась в России. Остальные заводы сосредоточились, в основном, в Азербайджане и на Украине — они выпускали специфичную гамму оборудования, не производимую российскими заводами.[2]
После ухода с рынка оборудования заводов Азербайджана и Украины остро встал вопрос о необходимости воспроизводства ранее производимых ими оборудования и нефтепромысловой техники. Анализ потребности рынка в оборудовании на 1992—1993 годы, определявшейся суммированием потребностей нефтяных предприятий и предусматривающей её ежегодный рост, диктовал необходимость привлечения дополнительных мощностей. Правительством РФ к решению проблемы были подключены оборонные предприятия страны — 1 июня 1992 года вышло постановление Правительства РФ № 363 «О неотложных мерах по использованию процесса конверсии предприятий оборонных и машиностроительных отраслей в целях обеспечения устойчивой работы ТЭК России».[3]
К реализации постановления были привлечены Комитет машиностроения для ТЭК Минтопэнерго России и корпорация «Роснефтегаз» (правоприемница бывшего Миннефтепрома). На основании предложений корпорации были разработаны «Государственная программа использования конверсии предприятий оборонного и машиностроительного комплексов в целях развития ТЭК» и "Программа «Топливо и энергия» (далее «Программы»). Они включали «номенклатуру оборудования, непосредственно влияющую на добычу нефти (штанговые глубинные насосы, насосные штанги, станки-качалки (СКН), агрегаты для ремонта скважин и др. — около 20 позиций»). Разработку и изготовление оборудования предусматривалось осуществлять «в соответствии с требованиями Американского нефтяного института (АРI), стандартов ISO, ASTMASMЕ и др. с сертификацией их производства (Система Менеджмента Качества) по стандарту ISO 9001».[4]
Корпорация «Роснефтегаз» (с 1993 г. ГП «Роснефть», с 1995 г. ОАО «НК „Роснефть“») по поручению Минтопэнерго России осуществляла контроль за ходом реализации Программ — для этих целей был образован Департамент механоэнергообеспечения и машиностроения. Были проанализироаны более десятка региональных программ (Татарстана, Башкортостана, «Конверсия предприятий Удмуртии», Нижегородской, Омской и Томской областей), программ ассоциаций «Камнефтемашсервис» и «Сибмаш», ЧТЗ (Челябинского тракторного завода и УралАЗа, федеральной программы «Техника Севера», акционерных обществ «Нефтяная машиностроительная компания» (г. Екатеринбург), «Нордвест» и др. По результатам анализа в Программы были включены новые позиции, критериями выбора которых являлась готовность указанных в программах заводов освоить в короткие сроки производство требуемой отрасли дефицитной техники и оборудования.[5]
С первых шагов реализации Программ жизнь вносила корректировки, так как даже готовность конверсируемых предприятий к освоению выпуска продукции мирового уровня, их высокооснащенные технологии, государственное льготное финансирование не явились гарантом решения поставленных в Программах задач. Остро ощущалась постоянная нехватка средств. Начавшаяся приватизация НГДО, образование нефтекомпаний и входящих в них дочерних акционерных обществ (ДАО), повлияли на ухудшение двухстороннего взаимодействия хозяйствующих субъектов — нефтяников и машзаводов. Начали падать объёмы добычи нефти, которые вынуждены были планировать с учётом рыночных отношений (недостатком средств на приобретение техники, взаимных неплатежей и т. д.). По мере освоения машзаводами включённой в Программы номенклатуры оборудования к середине 90-х годов потребность в оборудовании снизилась и она стала кратно меньше той, на которую нефтяники ориентирировали на пятилетие. Падение спроса коснулось в большей степени рынка буровых установок (БУ) для глубокого разведочного и эксплуатационного бурения скважин. Если до распада Волгоградский завод буровой техники (БУ класса до 2500 м) и Уральский завод тяжёлого машиностроения (БУ класса от 2500 до 6500 м) поставляли ежегодно по 300 установок каждый, то в некоторые годы (в период до 1998 года) потребность нефтяников для двух заводов едва превышала десяток установок.[6]
Несмотря на проводимую работу по оптимизации создания мощностей для выпуска однотипной продукции (с превышением потребности не выше 15-20 %), по отдельным её видам выпуск превышал потребность в 3 — 4 раза и, зачастую, производством были заняты от 5 до 7 предприятий. На дисбаланс влияли многочисленные коммерческие структуры, которые без проведения должного маркетинга рынка оборудования, ориентировали производителей на его выпуск без учёта существующих Программ. Необходимо также учитывать, что значительную долю потребности в технике покрывали и 46 оставшихся в нефтяном комплексе отраслевых заводов, к которым добавились созданные совместные с нефтяниками предприятия и акционерные общества в виде СП и АО.Можно констатировать, что в 1995 году рынок оборудования, практически, удовлетворял потребность отрасли в основных его видах российскими заводами, что позволило снизить закупки по импорту. Определённую роль внесли в это созданные в это время Союз производителей нефтегазового оборудования и ОАО «Корпорация „Компомаш“».[7]
Оценивая же состояние конкурентоспособности поступающей на рынок продукции, можно определить его как прошедшее начальный этап на пути создания оборудования мирового уровня. Некоторые заводы сертифицировали свои производства на соответствие требованиям международных стандартов: Воронежский механический завод (фонтанная арматура), Ижнефтемаш (штанговые глубинные насосы типа ШГН), Уралтрансмаш (станки-качалки), Очерский машиностроительный завод (насосные штанги), Камеронволгомаш (шаровые краны для газонефтепроводов) и др. Воронежский механический завод и ОАО «Спецмаш» (С-Петербург) за освоение выпуска нефтегазового оборудования получили государственные премии.[8]
Из-за кризиса 1998 года и последующей девальвации рубля цены на импортные товары внутри страны подскочили, а цены отечественных товаров заграницей упали, что позволило им занять рынки, которые они не могли занять раньше. Кризис 1998 года дал шанс повысить конкурентоспособность российской экономики, в том числе и отечественному рынку нефтегазового оборудования, и увеличить экспортные возможности. Вследствие падения курса рубля стимулировался экспорт и повысилась инвестиционная привлекательность страны, одновременно делая невыгодным импорт. В результате действия благоприятных факторов, связанных с девальвацией рубля, российская экономика начала развиваться ускоренными темпами — получили развитие отрасли, которые до кризиса замещались импортом. Неконкурентоспособность дорогого импорта позволила российским машзаводам быстро захватывать рынок оборудования.[9]
[править] Примечания
- ↑ Российский рынок нефтяного оборудования — взгляд ветерана «Роснефти». 9 сентября 2014 // «Объединённое машиностроение», № 1, 2010 год
- ↑ Российский рынок нефтяного оборудования — взгляд ветерана «Роснефти». 9 сентября 2014
- ↑ Российский рынок нефтяного оборудования — взгляд ветерана «Роснефти». 9 сентября 2014
- ↑ Российский рынок нефтяного оборудования — взгляд ветерана «Роснефти». 9 сентября 2014
- ↑ Российский рынок нефтяного оборудования — взгляд ветерана «Роснефти». 9 сентября 2014
- ↑ Российский рынок нефтяного оборудования — взгляд ветерана «Роснефти». 9 сентября 2014
- ↑ Российский рынок нефтяного оборудования — взгляд ветерана «Роснефти». 9 сентября 2014
- ↑ Российский рынок нефтяного оборудования — взгляд ветерана «Роснефти». 9 сентября 2014
- ↑ Российский рынок нефтяного оборудования — взгляд ветерана «Роснефти». 9 сентября 2014