Нефтегазовое машиностроение России в XXI веке
Материал из Documentation.
С 2015 года по указанию Минпромторга России предприятия развивают импортозамещение в нефтегазовом машиностроении.[1]
Содержание |
[править] Государственная политика
План мероприятий по импортозамещению в отрасли нефтегазового машиностроения Минпромторг России утвердил в 2015 году.[2]
[править] Годы
[править] 2014 год
«Башнефть», войдя в структуру «Роснефти», в 2014 году заключила контракт более чем на миллиард рублей с башкирским нефтесервисным предприятием «Буринтех», ведущим российским производителем долот.[3]
[править] 2015 год
В 2015 году состоялись три заседания Межведомственной рабочей группы по снижению зависимости российского топливно-энергетического комплекса от импорта оборудования, а также по развитию нефтегазового машиностроения Российской Федерации (24 марта, 3 июля и 23 ноября).[4]
Первоначальный план мероприятий по импортозамещению в российском нефтегазовом машиностроении был принят Минпромторгом России 31 марта 2015 года.[5]
19 июня 2015 года на Петербургском международном экономическом форуме Министром промышленности и торговли России Д. В. Мантуровым и Председателем Правления ОАО «Газпром» А. Б. Миллером была подписана Программа импортозамещения продукции промышленного назначения, используемой для нужд АО «Газпром».[6]
В 2015 году в России был открыт завод антикоррозийных жидких покрытий «ЗМ Волга» транснационального холдинга «ЗМ». На открытии завода в октябре 2015 года глава «3М Россия» Роберт Николс заявил, что компания будет продолжать локализацию в России.[7]
В 2015 году в России было открыто предприятие по производству буровой техники американской компании National Oilwell Varco (NOV).[8]
[править] 2016 год
За 2016 год объем производства нефтегазового оборудования вырос более чем на 7 %, а уровень импортозависимости в этом секторе сократился почти на 8 %.[9]
Одним из наиболее значимых событий в области нефтегазового машиностроения в 2016 году является открытие уникального высокотехнологичного завода АО «Транснефть Нефтяные Насосы», создающего в России полный цикл производства магистральных и подпорных нефтяных насосов.[10]
В июне 2016 года были внесены коррективы в государственный план мероприятий по импортозамещению в российском нефтегазовом машиностроении.[11]
[править] 2017 год
В 2017 году Минпромторг предпринял ряд шагов по расширению ассортимента отечественной продукции нефтегазового машиностроения, прежде всего в сегменте оборудования для шельфовой добычи. В июне 2017 года было подписано соглашение между Минпромторгом и «Газпромом» о сотрудничестве в развитии и локализации подводно-добычных комплексов — планируется поддержать 12 работ на сумму более 3,5 млрд руб.[12]
Группа компаний «Борец», в которую входят такие предприятия, как производитель насосов ООО «ЛеМаЗ», производитель погружных электродвигателей и гидрозащит ООО «Лысьванефтемаш», завод «Курган-кабель» и др., в 2017 году заключила серию контрактов с «РН-Юганскнефтегазом» почти на 12,8 млрд рублей. Кроме того, «РН-Юганскнефтегаз» в 2017 году заказывал оборудование на сотни миллионов рублей у таких лидеров нефтегазовой промышленности России, как «Новомет-Пермь», «Алнас», «Озна».[13]
Значительный вклад в развитие нефтегазового машиностроения вносит «Газпром», в 2017 году заключивший один из крупнейших для отрасли контрактов последних лет. Речь идет о соглашении с тюменским предприятием «ГМС Нефтемаш» о поставке оборудования на этапе проектирования для реконструкции технологических установок Астраханского ГПЗ стоимостью свыше 27,5 млрд руб. «ГМС Нефтемаш» был выбран по итогам тендера, размещенного на сайте госзакупок; в перечень контракта с ООО «Газпром инвест» входит оборудование для установок осушки и отбензинивания газа, отделения стабилизации конденсата, оборудование для эстакады налива сжиженных углеводородных газов в автоцистерны, эстакады налива темных и светлых нефтепродуктов.[14]
[править] 2018 год
В конце февраля 2018 года в ходе проходившей в Санкт-Петербурге конференции «Импортозамещение в нефтегазовой промышленности» НАНГС заключила соглашение о сотрудничестве с Фондом развития промышленности РФ. Вскоре после этого ассоциация подписала меморандум о сотрудничестве с созданной по распоряжению правительства РФ АНО «Агентство по технологическому развитию», для которой проекты по импортозамещению в ТЭК являются новым направлением.[15]